Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Из серебряного века

Серебряные изделия, представляющие целую амальгаму стилей, изготовлялись в Индии в течение примерно 75 лет, с 1865 по 1940 гг. Индийские серебряных дел мастера удовлетворяли потребность в элегантных серебряных чайных сервизах, чашах, сосудах для вина и воды, пивных кружках и кубках, обычно украшавших буфеты и камины в домах британцев, создавая европейские изделия для удовлетворения спроса европейцев. С этой точки зрения, они продолжали традицию производства, основанного европейцами в сто личных городах Мадрасе и Калькутте начиная с 1760 х годов. В контексте этих стилей орнамента, вызывал восхищение удивительный вкус, с которым они (индийцы) творили совершеннейшие шедевры.

Требование времени
Форма и назначение серебра эпохи Раджа подчинялись вкусу и требованиям колониальной эпохи, но внешнее оформление соответствовало местным традициям, вы ражая сюжеты и картины, которые нравились потребителям. Подобные индийские формы продолжали изготовляться в течение периода Раджа. Они включали: сурахи или сосуд для воды, пан дан или коробочка для листьев бетеля, аттар дан или коробочка для парфюмерии, гулаб паш или сосуд для розовой воды, коробочки для специй и разнообразные тарелки и чаши. В соответствии со спис ком производителей произведений искусства 1883 г. все это про ходило под маркой «для местного потребления». По тому же доку менту «чайники, кофейники, сосу ды для молока, сахарницы, сундучки и кубки всех форм и раз меров, сольницы, ложки, рукоятки ножей, подносы и т.д.» предназначались для «использования европейцами». Отмечалось, что подобная серебряная посуда «пользуется большим спросом у европейцев, и изготовляется в основном для них».

Региональная идентичность
Каждый регион Индии, производивший европейскую серебряную посуду, украшал ее узнаваемыми местными признаками. Чайные сервизы, состоящие из подноса, чайника, кувшина для молока и сахарницы, использовались повсюду, и в Британии, и в колониях. Но в Индии, независимо от того, где чайный сервиз был сделан, он украшался богатым орнаментом. Серебряных дел мастера из Куча производили огромную работу по украшению чайника, придавая его ручке форму чудесным образом изогнувшейся змеи, а носику – форму головы чудесного слона, из хобота которого лился чай. Если чайник изготовлялся в Мадрасе или Бангалоре, он украшался изображениями процессий богов. Такие изделия обозначались термином «серебро свами (бога)». Пивная кружка, вещь в контексте индийской культуры неизвестная, изготовлялась по европейским образцам, но ее поверхность оформлялась в несвойственной для Европы манере. Если она изготовлялась в Калькутте, на ней изображались сцены из сельской жизни, например – мужчина и же щина, несущие воду на фоне пальм и деревенских хижин.

Серебряные годы
Лучшие образцы серебра эпохи Раджа изготовлялись, пожалуй, с 1875 по 1920 гг. Большое количество изделий заказывалось англичанами по каталогам фирм, таких как P. Orr & Sons (Мадрас), или по эскизам мастерских, таких как Oomersee Mawee из Куча. Немало изделий импортировалось в Британию и Европу, особенно в Париж, что было следствием высокой популярности индийского серебра на международных выставках второй половины XIX в. Серебряные изделия, импортируемые в Британию, должны были отвечать стандарту в 92,5% серебра, однако сами по себе однообразного стандарта не имели. Вместо меди в серебро добавлялся, как правило, цинк, придающий металлу белый оттенок. Некоторые изделия делались из серебра с чистотой в 87,5%. Высокие объемы импорта свидетельствуют об огромной популярности серебра из Куча в Британии.

Присутствие Индии
Год 1851 й был отмечен открытием первой международной выставки в Лондоне под названием «Великая промышленная выставка всех наций». Благодаря успеху этой выставки подобного рода мероприятия вошли в моду на период примерно в 75 лет. Начиная с этой самой первой выставки и на долгие годы вперед повелось различение между промышленными и ручными изделиями, первые считались уродливыми, а вторые – истинно прекрасными. Индия привлекала внимание демонстрацией большого объема сделанной вручную продукции: ковров и тканей, золотых и серебряных изделий, эмалированных и лакированных поделок и изысканно отделанной деревянной мебели. Дальнейшая популяризация была простимулирована Уильямом Моррисом и другими британскими любителями искусства и антиквариата, которые считали современных индийских ремесленников изготовителями художественных и изысканных предметов.

Поворотный момент
Событием, неожиданно повлиявшим на художественную продукцию Индии, особенно в области серебряных изделий, стал визит в Индию в 187576 гг. Принца Уэльского, позже правившего под именем Эдуарда VII. Принц Уэльский много ездил по Индии, и везде ему дарили прекрасные подарки, а сэр Джордж Бердвуд, ученый из Индийского офиса и автор работ по «промышленному искусству» Индии, а также другие персоны, заинтересованные в распространении изделий индийских мастеров, во всю заговорили о том, что принц высоко оценил эти подарки. Затем королевские подарки были выставлены в музее Бетнала Грина в Лондоне (1876 и 1877), на Парижской выставке 1878 г., в Эдинбурге, Глазго и Абердине, и наконец в НьюЙорке в 1881 г. Джордж Бердвуд отмечал, что сундучки с подарками для Принца Уэльского, золотой и серебряной
посудой, были первыми предмета ми, с которыми сталкивался посетитель индийского павильона Парижской выставки.

Автор и источник публикации: 

Discover India (Из книги Видьи Дехеджии Delight in Design), статья опубликована в Идийском вестнике № 1 за 2009 год

Серебряная утварь Серебряный чайник Серебряный кувшин в восточном стиле серебряные ложки с традиционными индийскими фигурками


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
У
ф
п
Щ
о
Введите код без пробелов, учитывая регистр