Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Любите ли вы Индию так, как они?

Если вы читаете эти строки, то вы явно неравнодушны к Индии. Ну, или, если брать шире, к пестрому миру индийской цивилизации. При этом признаться в любви к ней гораздо легче, чем полюбить на деле. Двое наших современников буквально растворили себя в безбрежном море иной культуры. Способны ли вы на такое? Я-то точно нет...

Майк Уилсон (1934-1995), он же Свами Шива Калки. Один из пионеров гражданского коммерческого давинга, подводный фотограф и кинооператор, режиссер и продюсер, а в последние годы жизни — общественный деятель, мыслитель и проповедник индуизма. Родился и вырос в Великобритании, в 16 лет поступил в торговый флот, побывал в морях Азии. В конце 1940-х гг. пошел служить в британский спецназ, где прошел подготовку парашютиста и подводного пловца. В 1951 г. Уилсон забрел в лондонский паб, где каждую неделю собирались любители научной фантастики. Там служивый познакомился с астрофизиком и начинающим писателем Артуром Кларком. Началось взаимное обогащение: Кларк приохотил Уилсона к литературе, а Уилсон Кларка — к дайвингу. В 1954 г. Уилсон демобилизовался из армии и уехал в Австралию, где занялся добычей жемчуга. Переписываясь, Кларк и Уилсон разработали план экспедиции на Цейлон, к которой позже присоединились ихтиолог Родни Йонклаас и местный ныряльщик Джамини Фонсека. В 1955 г. команда начала погружения в прибрежных водах острова и в течение года обследовала более 40 затонувших судов, попутно открыв ранее неизвестный вид рыб. Экспедиция держалась на самофинансировании и дайверам частенько приходилось выполнять мелкие подводные работы в порту Коломбо и даже искать трупы по просьбе местных оперов. В 1956 г. компаньоны добрались до Тринкомали, где Уилсон впервые услышал легенду об утерянном Сваямбу Лингаме. Начиная с 1957 г. Кларк все глубже и глубже уходит в литературу, тогда как Уилсон в компании Дж.Фонсека увлекается фотографией и подводной киносъемкой. Он публикует снимки в различных журналах по всему миру (включая «Тайм» и «Плэйбой»), а в 1958 г. презентует свой первый фильм «В морях Цейлона» (Beneath the Seas of Ceylon). В 1962 г. он выступает в качестве сценариста и режиссера фильма «Ран Мутху Дува» - первого полнометражного цветного художественного фильма, снятого на Шри-Ланке на сингальском языке. Примерно тогда же он организует собственную кинокомпанию «Серендиб Продакшн». Имя Уилсона становится известно в кинематографических кругах Европы и США.
Выбирая подводную натуру для «Ран Мутху Дува», Уилсон и Фонсека вновь посетили Тринкомали. Как и в 1956 г., тамильские брамины обратились к ним с просьбой обращать внимание на все предметы, напоминающие пропавший Сваямбу Лингам. Много дней подряд дайверам попадались лишь обломки колонн храма, некогда разрушенного португальцами. Но вот однажды, во время отдыха, Уилсон решил нырнуть и почти сразу же наткнулся на дне у подножия Свами Рок на странный камень цилиндрической формы. Впоследствии он так описывал свои первые впечатления от находки: «Его невообразимая древность не вызывала никаких сомнений. Один взгляд, брошенный на этот камень, был способен воскресить перед глазами длинную вереницу тех, кто в разные века склонялся перед ним». Извлеченный из моря, лингам сразу же привлек огромные толпы верующих. Заинтригованный Уилсон отправился в Коломбо и заперся в музейной библиотеке. Прочитав все доступные сочинения по индуизму, он окончательно понял, что нашел один из 69 древнейших символов Шивы, когда либо существовавших на Индийском субконтиненте.
Вернувшись к кинобизнесу, Уилсон в середине 1960-х познакомился (при посредничестве А.Кларка) с маститым индийским режиссером Сатьяджитом Рэем, который вынашивал идею фантастического фильма на сюжет, включающий элементы ведической мифологии. Рэй привлек Уилсона к проекту и тот сумел заинтересовать боссов «Коламбия Пикчерз». При этом Уилсон, в интересах дела, назвал себя автором сценария. Узнав об этом, Рэй рассвирепел и отказался от сотрудничества. В итоге злосчастный сценарий, постепенно изменяясь, кочевал по Голливуду, пока не воплотился в фильме Ридли Скотта «Чужой».
Возможно, ссора с Рэем окончательно подтолкнула Уилсона к решению, которое он принял в 1974 г. Тем не менее, отправной точкой его обращения была находка, сделанная в 1962 г. в водах у подножия Свами Рок. Достигнув 40-летнего возраста, Уилсон отказался от собственности, прав на картины и снимки, принял имя Свами Шива Калки и удалился в городок Катарагама на юге Шри-Ланки. В этом паломническом центре индуизма он провел 10 лет - с 1975 по 1985, - медитируя и предаваясь аскезе в саду, принадлежащем директору местной почты. В середине 1980-х подвижник заболел малярией, что вкупе с истощением организма заставило его перебраться в столицу острова под опеку врачей. Между Коломбо и Катарагамой прошли оставшиеся годы его жизни, завершившейся 26 февраля 1995 г.
В этот период бывший Уилсон мало общался с иностранцами, живущими на Шри-Ланке. Туземную интеллигенцию он тоже не баловал вниманием, хотя и пытался разъяснять сингалам преимущества индуизма. Имея весьма поверхностное образование, С.Ш.К. пытался разрабатывать сложные научные проблемы — от сравнительного религиоведения до теории единого поля! Кроме того, он вновь ощутил интерес к кинематографу, написал несколько высокодуховных сценариев и даже лично представил один из них в Лондоне (это был его последний визит на родину). В 1990 г. он согласился дать интервью газете «Сандэй Таймс», сказав: «Находка Сваямбу Лингама полностью изменила меня. Я пережил обращение и получил божественное откровение одновременно. Я понял, что прожил на Шри-Ланке множество жизней, так что нынешнее мое существование — отнюдь не первое. Я был послан в Катарагаму. Каждому человеку нужно место, где он может сесть и подумать — я нашел его в Катарагаме».

Том Элтер. В отличие от нашего первого героя идет иным путем, здравствует и процветает. Родился в 1950 г. в Муссури, в семье американского протестантского миссионера. Его папа, в свою очередь, также родился и вырос в Индии, в Сиалкоте (Пенджаб). По достижении 18-летнего возраста Том отправился в США, где поступил в престижный Йельский университет. Проучившись год, он послал историческую родину по известному адресу и вернулся домой — т. е. в Индию. Преподавал английский язык в обычной начальной школе, в 1972 г. подал заявку на участие в фильме режиссера Читана Ананда «Бахадур Сахиб» и неожиданно был выбран из более чем 1000 других кандидатов. С тех пор снялся более чем в 200 фильмах Болливуда. Снимался у Сатьяджита Рэя («Шахматисты») и Раджа Капура («Ганг, твои воды замутились»). В фильме Ричарда Эттенборо «Ганди» исполнил эпизодическую роль врача, сообщающего Махатме о смерти жены. В кинобиографии Сардара Пателя замахнулся на образ последнего вице-короля Индии лорда Маунтбэттена. В 2006 г. снялся в голливудской исторической эпопее на библейскую тему «Одна ночь с царем» (сыграл иудейского царя Саула). Партнерами Т.Элтера по этой картине стали Питер О'Тул, Омар Шариф и Джон Рис-Дэвис. Кроме того, Том Элтер известен в Индии, как спортивный журналист, пишущий для нескольких крупных газет на тему крикета.
В 2008 г. Элтер был удостоен «Падма Шри» - одной из высших государственных наград Индии. Живет в Мумбаи. Помимо Тома гражданами и постоянными резидентами Индии являются его сестра Марта (доктор филологии, знаток санскрита), брат Джон (поэт) и кузен Стивен (преподаватель и литератор). Все они в совершенстве говорят на хинди.

Автор и источник публикации: 

Митрий, отовсюду понемногу

М.Уилсон (слева) и Сваямбу Лингам, 1962 г. Сваямбу Лингам в храме Конешварам в Тринкомали Свами Шива Калки (слева) во время одного из мероприятий в 1988 г. Свами Шива Калки в последние годы жизни Том Элтер в индийском костюме


Комментариев : 2

Я знаю еще одного

achadidi аватар

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, Джагадачарья Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, признанный одним из 5 верховных гуру индуизма,
он родился в Америке и приехал на Шри Ланку практиковать в ранней молодости.
Вот что он написал о себе и своем гуру в книге "Танец с Шивой"

Мудрец Йогасвами, автор «Натчинтанай», хранитель дхармы, был садгуру Шри-Ланки в течение полувека. Он посвятил меня, хлопнув по спине и приказав: «Иди по всему свету и рычи как лев!» Аум Намах Шивайя.
В гуще праздничной толпы возле храма Наллур растрепанный садху тряс прутья изнутри клети для колесницы и кричал: «Эй! Кто ты такой?» Йогасвами остановился, потрясенный. Он не мог двинуться с места. «Нет ничего неправильного! Все есть так, как оно есть. Кто знает?» — говорил этот мудрец, Челлаппан, и внезапно весь мир исчез... После того как Челлаппан достиг махасамадхи в 1915 г., Йогасвами на пять лет ушел в интенсивную садхану. Впоследствии люди всех сословий, всех народностей приходили на его даршану. Он призывал всех и каждого «познать самого себя». В его крытой соломой отшельнической хижине с земляным полом мы впервые встретились в 1949 г. Я лишь за несколько недель до этого реализовал Парашиву с его внутренней помощью, когда медитировал в пещерах Джалани. «Ты во мне», — сказал он. «Я в тебе», — ответил я. Позже он нарек меня «Субрамуниясвами», мощно хлопнув ладонью по спине, и после этой дикши отправил меня в качестве санньясина в Америку, сказав: «Ты будешь строить храмы. Ты накормишь тысячи». Мне было в то время 22 года, ему — 77. Во исполнение его приказа составил я, Шивайя Субрамуниясвами, эти 155 шлок и комментариев к ним, передающих лишь самую малую часть того, что он оставил во мне. Аум Намах Шивайя.

Удивительный был человек!
если кого-то заинтересует, я сделала раздел с фрагментами его работ правда об индуизме, а не об Индии https://indonet.ru/i...

К сей славной когорте...

Митрий аватар

...можно добавить еще Диану Перри, более известную под именем Тенцин Палмо. Родилась в 1943 г. в Лондоне, училась в известной Школе азиатских и африканских исследований при Лондонском университете (моя коллега!:)), в 1973 г. приняла в Гонконге буддийский монашеский сан. В 1976 г. поселилась в пещере в отдаленной местности Лахул, в Химачал Прадеш. В 1988 г. внезапно вернулась в мир и ныне благополучно живет в солнечной Италии. Хоть она и тяготеет более к Тибету, чем к Индии (а это уже другой культурный ареал), да и не живет она более на Индостанщине, но все ж женщина незаурядная.
В Сети есть ее интервью с фотками: http://savetibet.ru/...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_оответственно: