Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Русская "Щука" в индийских водах

20 августа новостные агентства сообщили о том, что российская атомарина третьего поколения «Нерпа» покинула базу Краснознаменного Тихоокеанского флота и взяла курс к берегам Индии. Ближайшие 10 лет кораблю предстоит служить в составе индийских ВМС. По истечении этого срока субмарина вновь поднимет Андреевский флаг: условия Договора о нераспространении ядерного оружия не позволяют нам тупо продать лодку индийцам, так что приходится ограничиться лизингом стоимостью 650 лимонов зеленью.

Мы отнюдь не впервые предоставляем индийским друзьям корабли подобного класса. В 1981 г., во время визита в Дели, начальник Генштаба Советской Армии маршал Н.В.Огарков впервые предложил хозяевам арендовать АПЛ. Серьезность намерений Москвы позднее подтвердил министр обороны СССР Д.Ф.Устинов. В январе 1988 г. Индия получила субмарину класса «Скат» (проект 670, по классификации НАТО – «Чарли»), способную нести противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист» в восьми пусковых шахтах. Корабль предназначался для практической подготовки личного состава индийских ВМС. Одновременно Индия получала помощь СССР в организации технического обслуживания лодки. Субмарина получила название «Чакра», а ее командиром стал капитан Р.Н.Ганеш (позднее адмирал). АПЛ сдали в аренду на 5 лет, однако уже в 1991 г., в связи с распадом СССР, новое правительство потребовало вернуть ее взад. Индийцы не стали упрямиться и вернули дорогую игрушку, которая вернулась к родным скалистым берегам и была немедленно списана на слом.

В декабре 2000 г. Индия объявила о начале новых переговоров с Россией об аренде атомной подлодки. Партнеры рядились долго: за время обсуждения сделки Индия успела в 2004 г. купить у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», ныне мучительно переделываемый в Северодвинске. В 2005 г. в Сосновом Бору (70 км от Санкт-Петербурга) был построен современный тренировочный центр для подготовки индийских экипажей АПЛ (300 чел.). В 2007 г. было окончательно решено, что Индия одолжит на 10 лет две многоцелевые субмарины – «Нерпу» (заложена в 1986 г.) и еще одну, заложенную в 1992 г. (слышал, что она носит имя «Кабан»). Общая сумма контракта – включая подготовку л/состава и береговой инфраструктуры – потянула на добрых 2 млрд. американских денег. Обе лодки построены по проекту 971 «Щука-Б» (по натовской классификации – «Акула»). Это современные малошумные корабли с подводным водоизмещением 12770 т, оснащенные атомным реактором мощностью 190 мВт и способные развивать под водой скорость до 33 узлов (ок.60 км/ч). Главное предназначение «Щуки» - уничтожение субмарин и надводных кораблей противника. Для этого у нее на борту имеются 8 торпедных аппаратов разного калибра и много того, что из этих аппаратов выстреливается. Включая уникальные реактивные торпеды «Шквал» - случайного взрыва всего лишь одной такой штуки хватило, чтобы отправить на дно злосчастный «Курск». Однако основное оружие «Щук» - это крылатые ракеты «Гранат». В отличие от «Булавы» они летят туда, куда нужно, и могут запросто уничтожить крупный корабль авианесущего класса.

Обе лодки строились на Амурском судостроительном заводе в г.Комсомольск-на-Амуре. Первой поспевала «Нерпа», которую первоначально собирались передать индийцам в августе 2007 г. Затем передача была отсрочена до августа 2009 г. В ноябре 2008 г., во время пробного выхода субмарины в море, один из моряков ввел ошибочные данные в систему климат-контроля. Автоматика приняла случившееся за пожар и начала подачу в отсеки ядовитого фреона, послужившего причиной гибели 20 человек. В итоге лодка вновь надолго вернулась в док. Атомная силовая установка корабля не пострадала, но расследование инцидента все равно заняло очень много времени. Индийские моряки впервые побывали на лодке в феврале 2009 г. И вот, наконец, «Нерпа» идет в Индию. Что касается «Кабана», то его готовность в 2007 г. оценивалась на 40-60%. Когда клиенты получат его – один Шива знает.

Возникает вопрос: что за могучий супостат заставляет Мать Индию неустанно накачивать ядерные мускулы?
Какзалось бы, ответ очевиден – конечно же, Пакистан! Это так, но… паки – старые враги индийцев. Как говаривал один из героев «Сердца Пармы», старый враг – это почти друг. Старые враги знают один другого, как самое себя, и, в конце концов, приходят если не к взаимной симпатии, то к взаимному уважению. У паков и индийцев есть единая историческая память, культурная и языковая общность. К тому же, с точки зрения геополитических амбиций в паназиатском масштабе Пакистан Индии не соперник.
Другое дело Китай! Пока паки вновь и вновь вызывают индийцев на крикетный бой, китайцы молча занимаются серьезными делами. Одним из таких дел является обеспечение крайне желательного для Пекина выхода к Индийскому океану. Каким образом? Да через территорию соседней Мьянмы – бывшей Бирмы! Последние несколько лет КНР усиленно опекает эту страну. Граничащая с ней китайская провинция Юньнань, получив доступ к бирманским портам, получит и мощный стимул для экономического развития. Речь, разумеется, идет только о торговом судоходстве, но в Дели небезосновательно полагают, что за гражданскими судами в Бенгальском заливе и Андаманском море появятся военные корабли под флагом КНР. Между тем Индия привыкла считать эти акватории своими внутренними водами. Другая сторона проблемы состоит в том, что Бирма имеет многочисленные территориальные споры с Бангладеш – верным сателлитом Индии. Чувствуя поддержку Китая, Рангун (ныне Янгон) может решиться на крутые действия и Индии придется защищать союзника.

Как и Россия, Индия часто именует свои восточные островные окраины Дальним Востоком (Far East). Демонстрируя решимость защищать свои Андаманы с Никобарами - а они позволяют держать под контролем западный выход из важнейшего Малаккского пролива, - Дели с начала 1990-х гг. проводит в Бенгальском заливе международные военно-морские игрища «Малабар». Неизменное участие в них принимают США (куда ж без них) и страны АСЕАН. Крупнейший экшн имел место в 2007 г., когда только с американской стороны воды Бенгал Бэй бороздили 13 кораблей, включая атомный авианосец «Нимитц», авианосец «Кити Хоук» и атомарину «Чикаго». Отряд индийских кораблей возглавлял нынешний флагман ВМФ страны – авианосец «Вираат». С 2003 г. КНР неизменно выражает публичный протест против проведения этих учений. Не исключено, что скоро Пекин сможет перейти от слов к делу. В порту Далянь находится почти готовый к использованию авианесущий крейсер «Шилан» - копия действующего российского «Адмирала Кузнецова». Строившийся в Николаеве в последние годы существования СССР, этот корабль достался Украине, а от нее – Китаю. Наш «Кузнецов» имеет на вооружении истребители Су-33 – палубную модификацию известного Су-27. В Китае эти самолеты не только имеются, но и производятся по российской лицензии. Приспособить их к новому авианосцу китайцы как-нибудь да сумеют. В то же время индийские авианосцы имеют на вооружении старенькие британские истребители вертикального взлета «Си Харриер». Авианосец «Викрамадитья» (быв. «Адмирал Горшков»), способный выпускать в небо Миг-29, что-то уж очень надолго застрял в Северодвинске. Неудивительно, что индийскому флоту срочно понадобилась атомная «Щука»!

Автор и источник публикации: 

Митрий, по материалам www.globalsecurity.org, Wiki и др.ресурсов

Хищная рыбка А вот вид с кормы. Характерная "капелька" на хвостовом оперении - обтекатель локаторной антенны Модель "Щуки"


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
один_адцатиклассница: