Паломничество в Пури и праздники
Паломники-вишнуиты преимущественно стекаются в город Пури, на восточном побережье, где богу Вишну воздается поклонение под видом Джаганната. В посвященном ему большом храме находятся три идола: самаго Джаганната, его брата и его сестры. Это безобразные чурбаны с грубым подобием человеческаго лица и с привязными золотыми руками. Они одеты в дорогия ткани и разукрашены драгоценными камнями.
При храме существует огромный персонал: священнодействующие разных родов, имеющие свои специальныя должности, булочники, повара, сторожа, танцовщицы, певицы, факельщики, конюхи, вожаки слонов, ремесленники, слуги и т. д. В общем их до двадцати тысяч человек. Они-то собственно и оставляют постоянное население города, и прямо или косвенно живут на счет святилища. Вся эта масса народа держится для того, чтобы обставить как можно пышнее празднества и привлечь как можно больше паломников. Крохи, приносимые паломниками, в общем составляют огромныя суммы, и ежегодно Джаганнат получает на наши деньги около 650 тысяч рублей дохода. Да это и вполне понятно при том огромном количестве паломников, которые здесь бывают. В лучшие годы число богомольцев или точнее богомолок, так как, по крайней мере, пять шестых из них женщины, доходит да трехсот тысяч.
В течение года в Пури бывает двадцать четыре больших религиозных празднества. Самыя значительныя между ними это "праздник купанья" и "выезд колесницы". Первый заключается в том, что идолов ставят на особую площадку в поливают водою из священнаго источника. Затем толпе заявляют, что они во время купанья простудились и схватили лихорадку, а их относят в маленькую комнату при храме называемую больницей, где они остаются две недели. Этим временем жрецы пользуются, чтоб их заново покрасить. От постоянных возлияний масла и воды они за год успевают принять непривлекательный вид и, действительно, нуждаются в ремонте.
Когда идолы подновлены, их выставляют на показ и потом перевозят за несколько верст к другому храму. Для каждаго идола сделана огромная, чрезвычайно громоздкая колесница, высотою около семи сажень. Впереди идут подметальщики, расчищающие путь, а за ними сотни служителей с помощью паломников тащат колесницы. На четвертый день вся процессия возвращается обратно.
На "выезд колесницы" одновременно стекается более ста тысяч человек. Эта толпа уж успевает истомиться от долгаго путешествия. Большинство приходит пешком, иногда с окраин Индии, таща за собою больных и детей. Днем она идут, ночью спят на голой земле под открытым небом. Между тем праздник бывает в июне или в июле, т. е. в самое дождливое время года, когда тяжелый зной становится еще вреднее от сырости. Придя к месту назначения, они находят еще худшия условия. В Пури всего пять тысяч хижин для приема богомольцев, и многие остаются без пристанища. Гнилостныя лихорадки и холера, которыя не переводятся в этой местности, начинают свирепствовать в полной силе. Питание у паломников плохое. Они покупают себе вареный рис при храме; но так как эта пища была посвящена богу, то ничто не должно пропадать, а потому остатки ея сохраняются изо дня в день, и их съедают уже прокисшими и перебродившими. Несколько раз в день богомольцы купаются толпами в зловонных прудах. Благодаря скученности и дурным условиям жизни, люди проводят там одну или две недели более убийственныя, чем большое сражение. В обратный путь они пускаются, часто унося с собой заразу и по всей дороге оставляя мертвых. Особенно много гибнет бедных богомольцев, и десятки тысяч людей, пришедших на поклонение Джаганнату, домой уж не возвращаются.
Религиозныя празднества происходят не только в святилищах, но и в частных домах. В некоторых местностях, как, например, в Бенгалии они очень распространены. Почти в каждом дворе устраивается площадка для идола. Изготовлением идолов на разныя цены занимаются особые мастера. Мастер делает основу из бамбуковых палочек наподобие человеческаго тела с руками и ногами и покрывает ее тиной из какой-нибудь священной реки. Когда идол высохнет, его раскрашивают согласно предписаниям священных книг. Затем его переносят в назначенный дом, где совершается церемония "дарования жизни". Жрец просит божество вселиться в идола на определенный срок: два, три дня. После этого изображение становится священным, и приблизиться к нему может только индус, а прикоснуться только, брахман. Перед идолом читаются священные тексты. Всякий, кто хочет, может без приглашения явиться в дом, где происходит праздник. По вечерам тут же во дворе для присутствующих устраиваются пляски и представления, сопровождаемые веселыми песнями. Наконец наступает прощание с божеством. В присутствии толпы жрец благодарит бога за то, что он удостоил "это жилище", т.-е. идола своим посещением, и просит в следующем году также явиться, когда его пригласят. Считают, что с этой минуты бог удаляется, и тогда священный идол становится уже простым куском глины. На закате солнца его под звуки оглушительной музыки торжественно с факелами несут на берег реки или пруда. Здесь уж заранее приготовлены две лодки, связанные между собою веревкой. Идола кладут на эту веревку. Отъехав на середину течения, ее перерезают, а идол падает в воду. Этим праздник заканчивается.
Читать про Паломничества
Л.Б.Хавкина, 1907 год
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос