Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Быт индусов. Семья

При обширности охраны и разнообразии ея населения обычаи, существующие в той или другой местности, конечно, не совпадают, и к Индии вполне применима наша поговорка: "что ни город, то норов". Но не касаясь частностей и подробностей, мы в общих чертах укажем на порядки, господствующие у большинства индусов, чтобы дать понятие об их нынешнем быте.

Индусы живут обыкновенно большими семьями, не разделяя имущества. Женатые сыновья и внуки остаются под родительским кровом, и все работают сообща. Только девушка, выходя замуж, переселяется в дом своего мужа. Если принять во внимание, что в Индии женятся и выходят замуж очень молодыми, то понятным станет, что семьи очень велики. И действительно, в некоторых из них насчитывается до сотни душ, так что оне представляют как бы целыя общины.
Всеми делами распоряжается старший мужчина в семье, так называемый карта. Он назначает работы, заведует расходами, следит за порядком и улаживает всякия недоразумения и ссоры. Все, что члены семьи зарабатывают, они обязательно передают карте.
"Три лица: женщина, сын и раб не имеют собственности, и все, что они получат, принадлежит их господину", говорится в индусских священных книгах. Карта и является таким господином, владыкой.
Для большой семьи, конечно, нужно и обширное помещение; поэтому в доме сколько-нибудь зажиточнаго индуса бывает множество комнат. С улицы ход ведет во двор, окруженный двухэтажными строениями. В нижнем этаже помещаются кладовыя, амбары и склады, а над ними - светлыя, хорошо обставленныя парадныя комнаты. Здесь принимают гостей и обедают в торжественных случаях. Одна из лучших комнат отведена для семейнаго идола, перед которым жрец два раза в день читает молитвы.
За большим двором находится второй маленький дворик, куда выходят окна женской половины, в которой помещаются спальни и семейная столовая. Эти комнаты гораздо меньше парадных. Окна в них поставлены высоко, под самым потолком, чтобы соблюдалось предписание священных книг, которое гласит, что "женщине неприлично смотреть в окно".
Среди беднейшаго населения женщины принуждены выполнять разнообразныя работы и потому им приходится везде бывать; но в более состоятельных классах их заставляют вести затворническую жизнь. Оне помещаются на особой половине и строго подчинены старшей, или грихини. Это обыкновенно жена или мать карты. Без ея ведома женщины не могут и шага ступить. На улицу оне не смеют показываться иначе, как под густым покрывалом. В доме оне должны быть "почтительными и скромными". Им не позволяется самим заговаривать не только с посторонними, но даже со своими мужьями и братьями.

К мужу индусская женщина обязана относиться с подобострастным уважением, которое проявляется и внешними знаками. Так, за столом муж сидит, а жена ему прислуживает. Однако все-таки при муже ей живется не так тяжело, к в случае надобности он может ее защитить от обиды и несправедливости. Зато беда, если он надолго отлучается из дому, уходя на заработки. Она остается во власти свекрови. О том, какое обращение ей приходится терпеть, можно судить хотя бы по индусской пословице:
"Если невестка разобьет миску, то она золотая, а если свекровь, то глиняная".
Индусския женщины выходят замуж лет двенадцати, тринадцати, т.-е. в таком возрасте, когда оне еще очень неопытны и мало знают жизнь. К этому надо добавить, что оне не получают почти никакого образования, и лишь немногия из них грамотны. Свободнаго времени у них достаточно, а дела мало, и на женской половине вечно происходят ссоры, пререкания, интриги, наговоры. Если не взлюбят какую-нибудь женщину, то ее могут буквально затравить. Если ж притом она не умеет постоять за себя, а муж далеко, то ея положение становится невыносимым.
Положение вдовы еще хуже, и не только потому, что она лишается своего защитника, но еще и потому, что священныя, книги, а за ними и общественное мнение считают ее презренным существом, словно она совершила какой-то большой проступок. И как бы в наказание за это она должна отказаться от многих жизненных удобств, не говоря уже о роскоши или развлечениях. Она не смеет носить ни цветных нарядов, ни драгоценностей. Есть ей полагается только раз в день. Два раза в месяц она должна строго поститься, и тогда двое суток под ряд не может выпить даже глотка воды. Выйти замуж вторично ей запрещается. В прежния времена вдова даже не должна была пережить своего мужа, и ее живую сжигали вместе с его трупом, но теперь этот жестокий обычай отменен.
Муж - полный властелин своей жены. Он не только может требовать от нея безусловнаго повиновения, покорности и добродетельной жизни, но имеет право и "наказывать" ее.
"Если жена, сын, слуга, ученик или младший брат провинятся, то, их можно учить веревкой или маленькой палкой", говорится в законах Ману.
От произвола мужа жена ничем не ограждена. Не только если она бездетна, но если даже она попросту не угодит ему, или он найдет ее порочной, скажет, что она крадет, пьянствует, лжет, тратит много денег и т. д., то может взять себе другую.
В народных массах положение женщины еще очень безотрадно. Однако мало-по-малу распространяется образование, и всюду, куда проникает, оно вносит свое смягчающее влияние на нравы. В более культурных слоях общества положение женщин за последнее время значительно улучшилось, и некоторыя из них даже сами выступили на защиту своих прав.
Жизнь большой семьею, целым родом, имеет и хорошия, и дурныя стороны. Всякий индус может спокойно уйти на заработки, так как знает, что его жена и дети будут присмотрены и, пока существует семья, у них будет угол и кусок хлеба. Старикам и больным существование тоже обезпечено, потому что общие доходы делятся между всеми членами семьи как способными, так и неспособными к труду. Зато почти в каждой семье попадаются лентяи, которые не хотят работать и живут дармоедами на счет других.

В низших классах населения браки еще до сих пор устраиваются по сватовству, и родители решают судьбу своих детей, не спрашивая их согласия. Свадебные обряды и церемонии отличаются большим разнообразием, смотря по местности и касте. Замужняя женщина носит проволочный браслет, и на лбу ея у корней волос делается пометка красной краской. Чрезвычайно важным событием в семье считается рождение сына, так как только сын может выполнять за отца, деда и прадеда погребальные обряды, которым придается огромное значение. Поэтому мать, имеющая сыновей, пользуется сравнительно большим уважением; женщину, у которой есть сын, даже перестают называть ея собственным именем, а говорят: "мать такого-то". Зато появление на свет дочери не вызывает радости, и на девочек смотрят с презрением. Это - отношение ясно выражено в индусской пословице:
"И слепые сыновья опора родителей, но даже царския дочери - обуза в семье.

С рождением мальчика связаны некоторые обряды. Существует поверье, что на шестой день младенца посещает бог Видхата, который записывает у него на лбу перечень событий его жизни. Перед закатом солнца приготовляют перо, чернила и подарки для Видхаты - фрукты, цветы, деньги. Кто-нибудь должен бодрствовать всю ночь, чтобы бог не обиделся за невнимание и не назначил ребенку ряда несчастий. Индус глубоко верит, что все происшествия заранее предопределены судьбою, и если его постигает какое-нибудь несчастье, то он говорить: "Это у меня было написано на лбу". Такая покорность судьбе вызывает косность и очень парализует деятельность народа, напр. во время повальных болезней, когда он не считает нужным принимать каких-либо мер против неизбежных, по его мнению, бедствий.
То, что пишет бог Видхата, однако, не известно окружающим, и родители обращаются к звездочету, астрологу, чтобы он вычислил для ребенка гороскоп, т.-е. грядущую судьбу. По движению светил небесных, он составляет более или менее подробный список событий, ожидающих новорожденного. С астрологом индусы вообще совещаются во всех важных случаях жизни. Он назначаете благоприятный день и час для отъезда, свадьбы, погребения, посева, жатвы и т. п.
Ребенку дают имя, когда ему исполняется полгода. При этом приглашают гостей и устраивают большое торжество. Мальчикам дают имена богов или обоготворенных героев, а девочкам - имена богинь или цветов. Мальчика ожидает еще один обряд. В возрасте между восемью и десятью годами его посвящают в касту. Эту церемонию совершает духовный учитель, или гуру. Мальчик некоторое время постится, а в назначенный день купается и надевает чистое белое платье. Если он принадлежит к какой-нибудь из каст "дважды рожденных", то в этот день на него впервые возлагают священный шнур. При посвящении гуру выбирает для него бога-покровителя, которому он должен воздавать особенное поклонение, и затем с глазу на глаз сообщает ему какой-нибудь короткий священный текст. Этого текста индус никогда в жизни и никому не смеет выгоды, гуру выставляет себя каким-то необыкновенно могущественным существом. Индусу внушается, что лучше оскорбить богов, чем гуру: перед разгневанными богами гypy может явиться заступником и исходатайствовать помилование, зато если гневается он сам, то даже заступничество богов бессильно помочь.

Читать дальше - о паломничествах

Автор и источник публикации: 

Л.Б.Хавкина, 1907 год


Комментариев : 2

быт индии не в

быт индии не в современном мире определенно

не определенно

achadidi аватар

статья датирована 1907 годом, но многое из того, что в ней описано имеет место и сейчас, остальное имеет смысл воспринимать в историческом аспекте. в любом случае глобально мало что изменилось.
естественно, если не говорить о жизни в больших городах и у людей с высоким доходом, там она вполне европейская, как и быт со стиральными машинками и высокими доходами бизнес-вуман

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
цив_лизация: