Чиканкари из Лакхнау
С момента своего появления и на протяжении всей истории своего существования чиканкари зависели от воли своих покровителей, а также от системы их производства и от статуса вовлеченных в него ремесленников. Чиканкари, в отличие от других индийских текстильных изделий, всегда были индустрией, ориентированной на рынок. Мастера не пользовались своей продукцией, а контроль за ее распространением осуществляли другие люди.
Происхождение этой традиции окутано тайной. Письменные источники свидетельствуют, что, возможно, чиканкари существовали еще в III в. до н.э. Подобного рода изделия изображены на фресках Аджанты. Говорят, что известный царь Харша (VII в.) был большим любителем этой вышивки.
Самые старые из сохранившихся чиканкари датируются XIX в., хотя они, безусловно, древнее. На могольских миниатюрах белая вышвка с цветочным мотивом – обычное явление. Это очень похоже на чиканкари.
По поводу происхождения чиканкари существует много различных историй, но ни одна из них не подкреплена историческими источниками. Слово "чиканкари" на хинди означает "работа чикан", но само слово "чикан" взялось непонятно откуда. Возможно, оно персидское и означает особый вид вышивки, а возможно – бенгальского происхождения, и его можно перевести как "очень красивая вещь". Есть и другие гипотезы происхождения термина.
Согласно одной из наиболее правдоподобных гипотез техника подобной вышивки пришла в Индию из Шираза вместе с персидской знатью, обосновавшейся при могольском дворе. В то же время, техника вышивки чиканкари заметно отличается от персидской. Поэтому многие исследователи полагают, что традиция возникла в Бенгалии.
В XIX в. школы производства чиканкари существовали в Калькутте, Лакхнау, Мадрасе и Бхопале. Уникальный стиль и эстетизм характерны именно для чиканкари из Лакхнау. Они стали некоей самодостаточной традицией.
Масштабы этого производства неизвестны, но есть данные, что в середине XIX в. в Лакхнау в производстве чиканкари было занято около 1200 женщин и детей.
Упадок традиции в 20-е гг. ХХ в. связан с закрытием мелкого ткацкого производства в Индии и появлением крупных фабрик, где продукция была существенно дешевле. Несколько изменилась ситуация в 60-е гг., когда стали появляться специальные магазины, торгующие чиканкари. В конце ХХ в. таких магазинов насчитывалось уже несколько сотен. При этом само производство этой продукции было домашним, хотя правительство и учредило несколько специальных центров изготовления этой продукции. Нужно отметить, что мода на чиканкари сохраняется и по сей день, и техника подобной вышивки применяется в производстве многих видов текстильной продукции.
Чиканкари – ценное наследие прошлого, и оно, конечно, должно быть сохранено. Поэтому правительство штата Уттар-Прадеш приняло меры по изучению истории этой традиции и поддержке занятых в этом производстве умельцев.
Очерк из журнала Индийский вестник № 08/2006
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос