Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Что такое Васту?

Истоки и основные принципы Васту.
В разных источниках эту науку называют по-разному: Васту-шастра, Васту-шилпа, Васту-видья, Ваасту и просто Васту. Санскритское слово Васту означает место, участок. Слово Ваасту означает дом, комната, жилище. Слова шастра, видья и шилпа означают науку, знание. В последнее время в обиходе чаще используются названия Васту или Васту Шастра.

Есть и такое объяснение разницы в названиях: Земля является первичной материей, или Васту (VASTU). Жизненные силы, содержащиеся в Земле, также являются Васту и все объекты на Земле, содержащие эту жизненную энергию по традиции тоже называются Васту. Все – и деревья и здания считаются живыми и являются частью экосистемы. Все материальное или Васту расположено на поверхности земли в определенном пространстве, и эта поверхность и ограниченное пространство называются Ваасту (VAASTU). Таким образом, Ваасту – это жизненное пространство, в частности пространство жилища или ограниченной территории вокруг него. “VAS” означает “быть” или “жить”. Для самого же здания есть и другое название – Prasada Vaastu. С этой точки зрения мы будем говорить и о VASTU и о VAASTU, но, все-же, как это принято и в Индийской современной литературе, называть эту науку будем просто Васту с одной буквой "а".

Васту это древняя индийская наука, описывающая правила строительства и внутренней планировки жилых и административных зданий так, чтобы эти здания и квартиры находились в гармонии с непосредственно окружающей их природой, космическими силами и вселенной вообще. При этом под космическими силами подразумеваются не мистические силы, а вполне определенные современной наукой силу гравитации, силу электрического и магнитного полей. Однако, в отличие от современной науки, изучающей природу и законы действия этих сил, Васту только наблюдает за действием природных сил, описывает и регулирует их влияние на людей, растительный и животный мир.

Точно определить время возникновения и истоки Васту очень затруднительно, потому что в разных ведических текстах приводятся разные версии, а комментарии к Васту присутствуют в таких древних текстах как Rigveda, Yajurveda, Samaveda, Atharvaveda. Многие буддистские брахманы 3 и 4-го веков до нашей эры ссылались на принципы Васту Шастры при строительстве храмов и скульптурных форм. Существует около 31 источника на санскрите и множество текстов на местных языках Индии, в которых приводится информация по правильному выбору места, определению основных направлений, определению энергетических каналов и центра участка, по параметрам и расположению построек, по соотношению внутреннего и внешнего пространства, по символам, эстетике и ритуалам.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что такие основные концепции Васту, как концепция Пуруш (человек, душа ) и Пракрити (природа, материя ) сформировались к концу 6 века, а логически структурированные и изложенные письменно тексты появились позднее. Основой всех позднейших и существующих ныне книг по Васту стали древние тексты Манасара (10 век ) и Майямата (11 век ).

Принципы Васту были сформулированы после экспериментов и длительных наблюдений за влиянием на атмосферу и климат земли солнца, луны и других планет и звезд, ведь эти влияния могут быть благотворны или негативны для людей. Следовательно, Васту тесно связана с астрологией и астрономией.

Самым серьезным трудом, который можно назвать трактатом об архитектуре, является конечно же Манасара шилпашастра. В этом труде подробно описана планировка, типология и размеры городов, конструкция и интерьер дворцов и жилых домов. Однако и этот и другие древние источники в основном уделяют внимание именно дворцам и меньше объектам гражданской архитектуры, городским зданиям и домам рядовых граждан.

Дворец должен был находиться в красивом и благоприятном месте, в центре или к северу от центра города. Внутренних дворов во дворце могло быть до семи, главные ворота располагались на второй защитной стене и обращены были на юг. Фасад же дворца обращался на восток или на север. Что касается цифровых данных о размерах домов и помещений, то в большинстве текстов не приведено конкретных цифр и авторы ограничиваются яркими эпитетами, такими как "напоминающий гряды облаков, высокий, как вершины гор" или "как громадное скопление облаков, пронизанных молниями". В Манасаре упоминается, что дворец мог иметь до 12 этажей.

Дворец представлял собой комплекс различных зданий и функциональных зон, включающий царские помещения и жилые постройки, музыкальные залы, водоемы и парки, хозяйственные постройки, конюшни и стойла для слонов. Царская спальня имела тайные проходы в стенах и подземные ходы. Значительное место в древнеиндийской литературе занимают описания внутреннего убранства дворцов, которые своим великолепием поражают воображение. В любом описании дворец был полон богатств, сверкал драгоценными камнями и бесценными жемчугами, убран великолепными коврами и шкурами, украшен резьбой и арками. Многие источники упоминают развешенные во дворце сетки с прикрепленными к ним колокольчиками, которые мелодично звенели на ветру.

Вторым типом зданий, описанных в древних источниках, являются дома военачальников и других представителей городской власти. В большинстве трактатов их дома тоже называются дворцами и, по-видимому, они отличались от царских дворцов лишь размерами и количеством предметов роскоши. Богатые горожане могли иметь три различных дворца для трех сезонов – для зимы, лета и периода дождей. Дома отстояли друг от друга на расстоянии. Каждый был украшен насестами для птиц, балконами, надстройками, башенками и резными дверьми. При всяком доме был богатый двор с канавками для воды вдоль стен. Сами стены были украшены множеством картин. Посреди двора росли несколько деревьев, а под ними – овощи и ягоды. Сверкал чистой водой усеянный лотосами пруд.

Третий тип построек – дома простых горожан, но сведений о этих домах сохранилось не так много. Гражданский дом представлял собой целый комплекс жилых и служебных комнат разного назначения. Дом мог иметь до трех этажей, веранды и балконы были обязательны. Могло быть несколько дверей, причем главные, входные двери должны были находиться на длинной стороне здания. Двери, как правило, открывались наружу. Окна были как простые, так и слуховые. Окна были красиво декорированы и разнообразны по форме – в виде коровьего ока, глаза слона, листа лотоса. Крыши могли быть плоские, остроугольные и куполообразные. В Манасаре уточняется, что если здание кирпичное, то крыша должна быть деревянной, а если здание каменное, то и крыша должна быть каменной. Дома для низших каст могли иметь не более трех крыш, а для брахманов – до 11.

Васту это не просто искусство или строительная профессия. Васту описывает также принципы и правила, по которым выбирается участок земли для строительства дома, размер и форма участка, способы тестирования почвы, правила закладки фундамента и, наконец, правила строительства. Васту учит, как спланировать дом или квартиру таким образом, чтобы жить в них счастливо, процветать и не иметь проблем. Считается, что если дом построен по правилам Васту, то жителям в таком доме будет комфортно, они будут экономически успешны и счастливы. Если дом построен без соблюдения этих правил, то жители могут страдать во всех отношениях, быть нездоровы, неуспешны в жизни и несчастливы.

Васту развивается и совершенствуется современными мастерами, некоторые из которых основывают свои исследования на том принципе, что все предметы, живые существа и энергии в мире взаимосвязаны и на них воздействует сетка электромагнитных сил планеты и природы вообще и эти силы можно описать в научных терминах вибраций и резонанса. Хаотичные вибрации отразятся в человеке чувством страха, а гармоничное сочетание вибраций отразится чувством мира и счастья. Эти мастера считают, что ссылки Васту на богов и демонов, на благоприятные и злые силы могут быть объяснены в терминах сочетаний различных вибрационных полей.

Всем известно, что если телевизионная антенна настроена правильно в определенном направлении, то и звук и изображение будут хорошими и отчетливыми. Если радиоприемник настроен на прием определенных волн, то качество звука хорошее. Также и сами люди, и их жилища – если они правильно настроены и расположены в пространстве на прием благоприятных влияний вселенной, то люди будут пользоваться этим благотворным влиянием, будут здоровы и успешны.

Следует сказать, что не всякий, кто просто выучит законы построения зданий и организации пространства, может успешно заниматься этим, ведь не только знать, но и чувствовать течение энергии в пространстве может не каждый. Это не просто наука, но и искусство. Поэтому в Васту принято, что для того, чтобы достичь в этой работе хорошего результата, мастер сам должен быть незаурядным человеком и обладать следующими качествами:

хорошо знать все шастры,
быть уравновешенным и не заносчивым,
быть вежливым и сочувствующим, без злых намерений,
быть сведущим в науках,
быть быстрым в работе,
быть образованным и мудрым,
хорошо знать мифологию, философию и географию,
быть довольным и счастливым,
всегда говорить правду,
быть здоровым, сильным и бдительным,
хорошо знать математику,
знать религиозные обряды и церемонии,
уважать своих учителей,
быть религиозным и молиться.

Автор и источник публикации: 


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
акклиматиз_ционный: