Как едят индусы
Относительно еды существует множество ограничений. Запрещается принимать пищу, которая была приготовлена человеком низшей касты или к которой он хотя бы только прикоснулся. Мало того, нельзя даже есть вместе с человеком низшей касты. А так как из представителей двух каст один непременно будет считаться выше другого, то выходит, что разделять трапезу можно только с членами своей же касты.
И хотя в индусских деревнях часто устраиваются общие братские обеды, в которых принимает участие все население, но оно разбивается на группы, и каждая каста ест отдельно.
Пахарь, работающий в поле, садится обедать в укромном уголке, подальше от дороги, чтобы на еду не упала тень прохожего, иначе пища будет осквернена, и ее нельзя будет вкушать. Путник или паломник берет с собою съестные припасы, так как трудно в пути найти человека своей касты, у которого можно достать пищу. Однако все таки нельзя же дать людям умереть с голода и жажды, что при условиях передвижения по Индии могло бы случаться на каждом шагу.
Чувство жалости и человеколюбия, столкнувшись с неумолимыми кастовыми правилами, несколько смягчило их, и выработаны были некоторые исключения, правда, чрезвычайно запутанные и сложные.
Огонь, коровье масло, соль и сахар считаются очищающими элементами. Поэтому кушанье, сжаренное на масле с солью, или так называемое пакки-роти, а также сладкое печенье дозволяется принять от человека низшей касты, но и то не всякой, и лишь ближайшей.
Гуджаратский брахман примет пакки-роти от гаурского брахмана, но не примет его от раджпута. Однако от того же гаурского брахмана он не примет еды, приготовленной как-нибудь иначе.
Разрешается принять воду в металлическом сосуде от тех же каст, у которых можно брать пакки-роти, но не дозволяется принять ее, если она подана в глиняном сосуде.
Л. Б. ХАВКИНА 1907 год
Комментариев : 1
еще о еде индусов
Множеством церемоний и табу обставлялась ежедневная еда. Так как вместе с пищй на человека могли перейти грехи его сотрапезников, рекомендовалось есть одному.
Вокруг блюда или пальмового листа брызгали водою для того, чтобы соорудить как бы непроходимую стену, ограждающую от дурных влияний.
С той же целью водой или пеплом вычерчивались под тарелкой магические диаграммы.
Необходимо было соблюдать молчание, а если кто-то прикоснется к едоку — немедленно прервать трапезу. Возобновить ее можно, лишь прочитав святую молитву «Гаятри».
В специальных сочинениях — «Сутрах о еде» содержалась детальная регламентация, где нельзя есть (например, в лодке), на чем нельзя сидеть (например, на предметах, содержащих железо), какова должна быть поза едока (например, нельзя класть ногу на другое сиденье) и т. д., и т. п. Остатки пищи могли быть предложены домочадцам, но категорически запрещалось доедать за чужим человеком.
по книге Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи)
Напишите отзыв или вопрос