Махашиваратри
Праздник Махашиваратри в Индии – это день преданности и поклонения Шиве и Парвати, отмечаемый всеми правоверными индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (дата плавает от конца февраля до середины марта по григорианскому календарю).
Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей, этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.
Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Махашиваратри можно кушать только на следующий день.
Многие индусы участвовуют в джагран (jaagran), всенощном бдении, в различных храмах Шивы по всей стране. Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла рождений и смерти.
После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганги или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды и должны посетить ближайший храм Господа Шивы что бы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т.д. И к концу Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и Ом намах Шивая, звенят в колокола чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В шивмандирах и на их територии зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах живые оркестры из духовых и ударных играют забойные мелодии.
Существуют различные легенды, связанные с фестиваля Махашиваратри. Согласно одной из наиболее популярных легенд, Шивратри знаменует день свадьбы Шивы и Парвати. Есть версия, что в этот день Господь Шива исполнил Тандаву, танец создания, сохранения и уничтожения. Другая легенда о Шиваратри из Линга Пурана говорит, что именно в такую ночь Господь Шива возник перед Брахмой и Вишу в форме безначального и бесконечного Лингама. В любом случае это необычный день и он считается крайне благоприятным.
Но особое значение Махашиваратри имеет для женщин и саду. Индианки в этот день очень активны - они приходят просить Парвати (ведь супруг Првати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году. Саду также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому саду пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) – коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.
Комментариев : 1
Ритуалы МахаШиваРатри
Как гласит этот пуранический миф, происхождение ночи «Махашиваратри» связано с явлением Махалингама – Бога в образе гигантского Огненного Столпа, не имеющего ни начала, ни конца. Это явление Бога как Огня присутствует в различных религиях. Так, например, в Ветхом Завете Господь говорит с пророком Моисеем из горящего, но не сгораемого тернового куста; в другом эпизоде Библии описывается, как Моисей выводил израильтян из Египта в Палестину и перед ними двигался, указывая путь, Огненный Столп, у которого не было видно вершины. А вот другой пример: во сне праведник Иаков увидел огненную лестницу, уходящую в небеса, по которой восходили и нисходили ангелы. Проснувшись, он на месте того видения поставил вертикально камень и совершил жертвенное возлияние Господу. Таким образом, культ Лингама присутствует у разных народов и это не удивительно, ведь это самый древний способ почитания Всевышнего Бога. Шивалингам и священный огонь арийского ведического ритуала равнозначны. И вот, возлияние на Шивалингам символизирует постоянное оплодотворение животворящим семенем Бога-Отца лона Матери, Космической энергии. Тем самым поддерживается творчество – созидательная активность во всех мирах и на всех уровнях. Поклоняясь Шивалингаму, мы обращаемся к вершине Бытия, мы как бы поливаем корень мирового дерева, удовлетворяем саму сердцевину божественной Сущности, потому-то такое большое значение имеет этот культ в нашей религии.
«Махашиваратри» связана с торжеством величия Шивы, с той ночью, когда Его верховенство признали другие боги. И потому мы почитаем Его как Абсолют, одновременно являющийся личным и безличностным, мужским и женским, единым и множественным. Почитая Его в эту ночь, мы стараемся преподнести в дар то, что невозможно получить силой – это наша любовь, вера, преданность. И это возможно только в результате взаимности. Такие отношения с Господом рождаются исключительно в результате свободного выбора души, бескорыстного и преданного служения Ему без ожидания награды и почестей взамен. Потому-то бхакта для Всевышнего - самый дорогой. Если человек занимается любой другой формой духовной практики и не обладает качеством бхакти, он, по сути, остается материалистом, и не важно, магом-материалистом или йогом-материалистом, все равно, его сознание осквернено чем-то: привязанностью к вещам третьестепенной важности. Бхакта же дорог Богу тем, что жаждет не каких-то даров от Него (здоровья, богатства, удачи, славы, мистических сил, знания и т. д.), а отношений, взаимной любви; он хочет разделить свою любовь с Господом, и желание это не остается безответным. Разделить же и вкусить хотя бы малую частицу этой божественной любви Шивы и Шакти – дар несопоставимый со всеми богатствами мира вместе взятыми.
Когда мы возливаем на Шивалингам жертвенные субстанции (молоко, мед, вино, воду и т. д.), мы символически возливаем на жертвенный алтарь свою любовь и веру, чтобы слезы экстаза потоком струились из глаз, чтобы вера, преданность, ум, чувства, душа – все увлеклось единым потоком служения. И с Шивалингама навстречу нам стекает прасадам (благословенная жидкость) – символ милости Шивы. Мы окропляем себя этой жидкостью и вкушаем ее, очищаясь тем самым внешне и внутренне. Так, посредством причащения и медитации на внутреннее единство, мы соединяемся с Всевышним.
В эту святую ночь мы почитаем Шиву, совершая каждые три часа большую, полную пуджу (богослужение). Начнется богослужение с вступительного обряда – краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноликому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании. Вслед за этим начнется 1-ая – вайдика-пуджа (ведическая пуджа) Шиве. Поскольку, в ведическом поклонение древних Ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню, именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа, после чего будет совершена Линга-пуджа. В вайдика-пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения. Молитвы в этот промежуток времени (приблизительно с 19.00 – 22.00) также должны произноситься только с благими намерениями, никакой черной магии, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!» - такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.
В процессе Линга-пуджи будет совершена абхишека (непрерывное, длительное возлияние на Шивалингам воды). При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шивалингамом дхена-мудру (положение кистей рук, напоминающее вымя коровы) и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду. Тем временем, жрец (священник) будет лить через ваши пальцы на Шивалингам непрерывной струёй воду. При этом вам необходимо осознавать: что вы возливаете Богу? Что вы Ему жертвуете из себя? Чем вы хотите поделиться с Ним и что хотите обрести от Него взамен?
Ближе к полуночи начнётся 2-ая - раджасика-пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная». Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья. И молитвы здесь о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными (эгоистическими) мотивациями в гуне раджаса (страсти). Но это совсем не значит, что вы обязаны о чём-то просить Шиву: не хотите - не надо; просто славьте Его, наслаждайтесь самим процессом поклонения Ему.
Третья стража (3-я пуджа) – тамасическая (мрачная). Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали. И начнётся она с жертвоприношения животного, после чего, на Шивалингам будет возлита жертвенная кровь. Подношения в эту пуджу такие же тамасичные, тяжёлые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба, тяжёлые виды пищи и т.п. Молитвы и мантры Тантр «левой руки» произносятся в это богослужение. Здесь уже дозволяется всякая чёрная магия, заклинания (кто знает), молитвы о том, чтобы Шива учинил террор над демонами, злыми духами, нашими врагами, завистниками и недоброжелателями. Медитируйте в эту стражу над тем, чтобы со всеми, кто создаёт проблемы для вас в этой жизни, разобрались Шиваганы (преданные воины Шивы): «Моего врага бей, бей! Пожирай, пожирай! Убивай, убивай! Изгоняй, изгоняй!». Это уже чёрная магия – направленное стремление причинить кому-то вред, урон. Но в данной ситуации врагом может быть не столько конкретное лицо, сколько наши внутренние враги, наши пороки и недостатки, и вот их-то и нужно убивать, и изгонять. Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие нашего эго (ахамкары) и медитиция при этом направлена на то, какие качества в себе самом вы хотели бы разбить вдребезги. Также как у кокоса, у нашего эго прочная, толстая скорлупа, но пустое пространство внутри. Наша гордыня, чувство собственной значимости также лживы, как кокос: твёрдый снаружи, но пустой и жидкий внутри. Когда же совершается заклание жертвенного животного, медитируйте: это убивается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а не козёл, кролик, петух – они только символы, а наше заблуждение, наше неведение. Душа животного при этом, получив благословение, перерождается в лучших формах, а жертвенное мясо будет приготовлено и утром роздано как причащение.
Последняя - 4-ая пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой. Время Брахма-мухурты (мухурта - время равное 1/30 части суток) - предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием, бодрствованием и сном – это те врата, через которые необходимо войти, проскользнуть в высшее состояние сознания (турию) и турьятиту (состояние выше турийи), то, которое над мыслью, над умом, то, в котором наше имманентное (проявленное) сознание связано с трансцендентным (Абсолютным, Божественным). И вот, 4-ая заключительная пуджа даёт нам такую возможность - ощутить Шиву как Душу своей души, как своё Высшее Я. Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их вы можете написать заранее или прямо по ходу службы. Так и пишите, как заявление в канцелярию (только в вежливой форме): «О, мой дорогой и любимый Господь Шива! Я - такой-то и такой-то или я - такая-то и такая-то, помоги мне в том-то и том-то». Или просто: «Пожалуйста, заметь меня среди всех и яви мне какой-нибудь знак Своей милости, покажи, что и я как-то значим для Тебя». Такая молитва не останется без ответа.
Так, непрерывно, всю ночь, мы совершаем поклонение, почитание и медитацию. Постарайтесь хотя бы на это время освободить свой ум от мирских мыслей. Оставьте одно только Имя Шивы. «намах Шивайя! Ом намах Шивайя! Ом намах Шивайя!..» - «Ом поклонение Благому! Ом поклонение Создателю! Ом поклонение Всевышнему! Ом поклонение Богу-Отцу! Ом поклонение Господу Шиве!». Целиком погрузитесь в осознавание, в духовный опыт. Забудьте, что у вас есть потребность в сне, пище, питье. Забудьте, что вы тело! Будьте чистыми духами, богами, святыми! Эта Ночь даёт вам такую уникальную возможность.
Так послужит всё то, что мы предпримем дальше, служению Всевышнему Богу Шиве!
Ом намах Шивайя!
фрагмент лекции Шрипада Садашивачарйа (Лобанов С.В.). Москва, 25 февраля 1998 г.
Напишите отзыв или вопрос