Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Орнаменты в индийских ювелирных изделиях

Человек вегда любил себя украшать, и ювелирные украшения являются результатом этого творческого порыва. Украшения используются с незапамятных времен, когда примитивные люди декорировали себя цветами, перьями, ракушками и бусами,сделанными из дерева, кости и камня. Но именно в Индии страсть к украшениям достигла головокружительных высот дизайна и декорирования, и природа и окружающая среда вдохновляли мастеров-ювелиров на создание истинных шедевров искусства.

В ранней индийской литературе, к примеру в "Харшачарите", есть ссылки на орнаменты, заимствовавшие свои узоры от цветов. В индийских ювелирных украшениях многое почерпнуто из очертаний цветов и листьев, потому что они привлекают к себе взор. Некоторые из них носят названия, взятые из наименований цветов!

Каряафул - это серьги, по своему фасону похожие на цветок мотия, символ счастья, красоты и процветания. Они популярны как среди аристократии, так и среди простых людей. На севере Индии и в Гуджарате очень распространены серьги пипал патра, в основу дизайна которых положены очертания листьев дерева пипал. Лист пипала знаменует собой благоприятство и изобилие.

В основе украшения чампакали тоже лежит цветочный мотив. Это ожерелье, сделанное из выполненных в виде бутонов тампмы-жасмина камней. Цветы тампы символизируют собой плодородие и изобилие. Гаджра и панчи - это гирлянды цветов, повязываемые на запястьях рук. Гаджра также изготовляется из золота и жемчуга, причем настолько тонко, что издалека она напоминает золотые травинки, усеянные бутонами чандани из жемчуга. Хатхфул -это украшение, покрывающее тыльную часть ладони, сделанное в виде цветка в центре. От него протянуты цепочки с кольцами для каждого пальца.

В ювелирных украшениях Южной Индии также очень популярны цветочные мотивы. В одной из буддийских историй "Джатак Катха'''находят упоминание серьги с рубинами под названием каммал (лотос). По традиции лотос представляет собой океан. С другой стороны, расцветший лотос является символом солнца. Лотос также знаменует собой совершенство и чистоту, потому что этот цветок растет в воде, поднимаясь высоко над её поверхностью, однако корни его находятся в грязи.

В южных штатах также широко фигурируют украшения, названные именами божеств - Махалакшми и Дашавтара. Украшения также делаются в виде солнца, луны, змей, особенно кобры с её капюшоном. Обязательный компонент брачной церемонии юга тхали представляет собой золотую цепь, с которой свешиваются многочисленные эмблемы, и главной из них является фаллический символ, свисающий в центре. Популярны также золотые подвески в виде фруктов, овощей, листьев и арагу-кулишан, или вершины храма.

С давних времен индийские ювелиры делают украшения в виде животных и птиц. Использование фигур животных в качестве ювелирных мотивов особо присуще в основном мастерам этого ремесла в Индии. Среди самых красивых изделий коллекции низама находятся разнообразные сарпечи - золотые украшения для тюрбанов, усыпанные бриллиантами, рубинами и изумрудами. Они прикреплялись к головному убору вместе с перьями плюмажа.
Павлин, символ дождей, жизни и красоты, тоже с давних времен вдохновлял индийских ювелиров на создание изумительных украшений. Особенно хороши его красочные, переливающиеся разноцветными красками перья - золотой, зеленой, синей и бронзовой. Этот мотив можно видеть в различных украшениях, изготовленных самыми разными методами. Самым красивым стилем является кундан, в котором драгоценные камни вправляются в золото. Низамы Хайдерабада обычно носили усыпанные камнями пояса (патта тилай) и другие украшения, выполненные на манер фигуры павлина.
Не уступает павлину в популярности среди ювелиров Индии и мотив змеи, символизирующей собой вечность цикла времени, на что указывает её способность менять кожу.
Согласно индуистской мифологии змея олицетворяет собой первозданные воды, являющиеся символом жизни на земле и жизненной силы, которая мотивирует рождение и перерождение. Нагалатам -это нить, на которую нанизаны в виде капюшонов кобры подвески. Она очень популярна в штате Тамилнаду.

Концы браслета, или кангана, обычно украшают отлитыми из золота головами льва, слона, крокодила, павлина или попугая. Все эти орнаменты имеют свою значимость. Лев - это символ силы, храбрости и величия; слон является символом силы; макар, или крокодил, воплощает в себе живую силу воды. Он также представляет собой устрашающую и добрую силы воды. Попугай считается символом любви согласно индуистской мифологии. В ювелирных украшениях юга Индии находит свое отражение и мифическая птица гандабхерунда (с двумя головами и одним телом).

Солнце, луна и полумесяц также фигурируют в ювелирном ремесле как образцы для изготовления самых разных украшений для головы, ушей и волос. Солнце представляет собой бесконечность знаний и космический порядок, а луна является символом радости и прохлады. Полумесяц считается эмблемой самопожертвования и благородства, присущих тому, кто приностит себя в жертву богам (гандхарвам), которым это необходимо для жизни. Таким образом мы видим, что традиционные символы и мотивы продолжают вдохновлять даже и современных дизайнеров ювелирных украшений, скорее всего потому, что от традиций, как от старых привычек, отказатся трудно.

Автор -писательница фрилансер.

Автор и источник публикации: 

Шалини Митра, Индия перспективы сентябрь 2005

подвески с попугаями ювелирный пояс Змея в стиле кундан сарпеча с изумрудами


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Индост_н: