Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ювелирное искусство Индии эпохи Моголов

Отчет о посещении выставки Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов в Кремле

Великие Моголы - мусульманская династия правителей Индии, родоначальником который был первый император Индии Акбар (годы жизни1556-1605), получивший прозвище Великий ибо ему удалось примирить мусульман с индуистами благодаря проводимой им политике религиозной терпимости, создать на базе разрозненных княжеств единую империю и стать благодаря патронату над искусствами и культурой

родоначальником своебразного индийского ренессанса. Последним могольским императором был Шах Алам II, а последними годами империи начало 60-х 18 века, когда владения моголов были разорены и расчленены афганцами, маратхами и британцами.

Ювелирное искусство Индии 16-18 веков характеризуется богатством и разноообразием техник и способов приложения, из чего я бы выделила следующие:

брошь на тюрбан, стиль кундан, Индия
1.Ювелирные украшения в технике кундан, это технология инкрустации массива золота драгоценными камнями, лишенными поддержки лапками. Как следует из анонса выставки в ювелирных украшениях кундан "используется такое качество золота высокой пробы, как его способность к созданию молекулярных связей с другими веществами".
В любом случае техника кундан довольно эффективна, немногие камни утеряны, не смотря на то, что изделиям по 5 веков. Для этой техники характерен также декор внутренних поверхностей, в некоторых случаях это орнаментальная резьба или арабская вязь, иногда эмали.

2. Драгоценные камни этого периода - алмазы, рубины, изумруды, шпинель, возможно гранат (альмандин?), а также жемчуг.
Никаких сапфиров и прочего нет.
Алмазы в Индии в то время используются в ювелирных изделиях без обработки в своей кристаллической форме, на выставке многие кристаллы алмазов имеют форму октаэдра, к сожалению при использовании кампаней исходили из формы изделия и техники кундан, а не камня, поэтому многие алмазы выглядят как стекляшки.
Впрочем, если камни повреждены (в представленных образцах довольно часто) благодаря раковистому можно увидеть всю красоту алмазного блеска и переливов. Остальные драгоценные камни не грянятся, а только шлифуются, вставленные в золотую закрытую оправу они многое теряют. Техники захвата лапками или подобной моголам не известно, поэтому многие крупные камни просто продырявлены и насажены на толстый штырь. Камни используются не только как символы власти, но и как талисманы, для чего на них наносится (надо сказать довольно аккуратно) тонкая резьба, очевидно строки из корана, и рисунки, короче испортили камни просто.

Ювелирное искусство Индии, браслет навратна

3. Работа с хрусталем, нефритом и прочими полудрагоценными и поделочными камнями вызывает уважение к мастерам и их чувству вкуса. Из камня режут как шкатулки, так и вазы, рукоятки клинков, мухобоек и т.д., иногда инкрустированные эмалями и драгоценными камням. Резные камушки не только отполированы до блеска, но и формы их в отличие от аляповатых драгоценностей сдержанно-естественны и приятны глазу.

4. В быту используются серебряные и золотые кувшины (видимо и прочие предметы) с резными орнаментами, в украшении оружия так же используется чеканка, травление и прочие техники работы с металлом. Железяки выглядят очень изящно за редким исключением.

5. Техника минакари - роспись эмалью по металлу, эта техника применяется для украшения рукоятей клинков, ножен, других крупных поверхностей, а также вместе с техникой кундан, особенно с алмазами. Цвета эмалей красный, синий, зеленый, все очень пестрое и рыночное, минакари производит впечатление дешевки, но тогда так носили.

6. Что касается собственно ювелирных украшений женские явно проигрывают мужским в весе.
Женские ожерелья (видимо аналог мангаласутры) очень изящны, это тонкие цепочки в несколько нитей жемчуга, мелких бусин ювелирных камней со вставками небольших медальонов с драгоценными камнями, есть эмалевые браслеты вообще без камней, мужские украшения более массивны - сразу видно - признак статуса.
Мужские украшения - кольца для стрельбы из лука, браслеты, украшения для тюрбана выполнены с обилием драгоценностей, причем довольно крупных камней.

Теперь стало ясно на кого хотели быть похожими жительницы западной Индии в их сумасшедше ярких одеждах с вшитыми в них кусочками зеркал;)

Автор и источник публикации: 
achadidi специально для indonet.ru google
Фрагмент могольского щита, стиль минакари браслет в технике кундан серебряный кувшин Индийское женское ожерелье могольский клинок


Комментариев : 2

Майсорский тигр

achadidi аватар

Майсорский тигр, фото bonhams.comНа лондонский аукцион выставили золотого тигра
Золотая тигриная голова, украшенная изумрудами, рубинами и бриллиантами, выставлена на лондонские торги дома Bonhams. Аукционисты рассчитывают, что драгоценная миниатюра, созданная в XVIII веке в Индии, уйдет с молотка за 800 тысяч фунтов стерлингов (1,17 миллиона долларов), пишет газета The Times. Торги назначены на 2 апреля.

Голова тигра украшала трон правителя индийского княжества Майсур Типу Султана (1750 - 1799), прозванного "Майсурским тигром". Типу Султан вслед за своим отцом Хайдаром Али упорно воевал с англичанами, пытаясь отстоять независимость своего княжества, но был убит во время штурма столицы - Серингапатама. История Типу Султана произвела большое впечатление на европейцев, и о нем часто вспоминали авторы популярной беллетристики. Так, у Жюля Верна капитан Немо приходится султану племянником (в русском переводе романа "Таинственный остров" его называют Типпо-Саибом), а завязка книги Уилки Коллинза "Лунный камень" происходит во время штурма Серингапатама, и собственно лунный камень принадлежал убитому англичанами султану.

Выставленная на аукцион голова тигра принадлежит потомкам Томаса Уоллеса, видного британского политика конца XVIII - начала XIX веков, который, среди прочего, надзирал за Ост-Индской компанией, воевавшей с правителями Майсура. Нынешние владельцы драгоценной головы не подозревали о ее ценности, пока о ней не заговорили аукционисты, приглашенные для оценки имущества в фамильном замке.

Продажа реликвии из дома "Майсурского тигра" не может не вызвать оживления в Индии, утверждает обозреватель The Times и напоминает, что в 2003 году миллиардер Виджай Маллья (Vijay Mallya) выкупил на аукционе меч Типу Султана, а в 2004-м привез его в Индию. В начале марта 2009-го тот же Маллья выкупил за 1,8 миллиона долларов личные вещи Махатмы Ганди на торгах аукционного дома Antiquorum. Не исключено, что Маллья, уроженец штата Карнатака, расположенного на территории исторического княжества Майсур, постарается выкупить и эту реликвию для Индии.
Источник http://lenta.ru/news...
см. все фото Тигра http://www.bonhams.c...

Маллья -

Маллья - молодец. Он настоящий патриот Индии, который может себе позволить вернуть утраченное. Жаль в России таких встретить нельзя. Государство у нас не плохое, тока оно возвращает крупные произведения искусства (Янтарную комнату, например). Мелкие и, все равно, ценные произведения упускает.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ч
5
Г
5
К
Введите код без пробелов, учитывая регистр