Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Джайнизм

Фрагмент книги О.Г. Ульциферова "Культурное наследие Индии"

Джайнизм хронологически был первым неортодоксальным антибрахманским учением.
Как и буддизм, джайнизм представлял собой религию без веры в Бога, творца и спасителя. Но, отвергая существование Бога как творца мира, джайнисты, тем не менее, поклоняются достигшим освобождения совершенным душам (сиддхи). Эти освобожденные душ, обладающие божественными совершенствами, могут занимать место, равное по значимости Богу. Верующий джайнист ежедневно должен воздавать молитву пяти чистым душам (панча парамешти) – архатам, сиддхам, ачарьям, упадхьяйям и садху.
Джайнизм часто называют религией помощи самому себе. Джайнист верит в неумолимый закон кармы, который нельзя умилостивить и тем самым изменить. Но последствия дурных дел, включая дурные дела в прошлых рождениях, можно преодолеть, вызывая в душе добрые мысли, добрые речи и добрые поступки. Каждый должен сам добиваться своего спасения. Поэтому джайнизм считают религией сильных и смелых людей. Душа, достигшая освобождения, одерживает победу и называется победителем (джина) и героем (вира). Исследуя природу страданий, джайнисты считают, что они порождаются человеческим невежеством. Поэтому джайнисты подчеркивают важность правильного знания (самьяг джняна), то есть знания реального мира. Однако правильное знание можно получить, только изучив труды всезнающих учителей-тиртханкаров, которые уже достигли освобождения и способны помочь остальным пройти их путь.
Первым шагом в этом направлении может быть только вера в авторитет этих учителей. Следовательно, правильная вера (самьяг даршана) прокладывает путь к правильному знанию (самьяг джняна). Но любое знание без практики бесполезно. Отсюда вытекает третье условие освобождения – правильное поведение (самьяг чаритра), которое позволяет человеку приостановить поток новой кармы и искоренить старые кармы, чтобы обеспечить исчезновение той материи, которая держит душу в состоянии зависимости Правильная вера, правильное знание и правильное поведение составляют три жемчужины (триратна) религии и этики джайнизма.
Кроме трех жемчужин, в джайнизме существуют пять великих обетов. Некоторые джайнисты для достижения освобождения отдают предпочтение исполнению этих пяти обетов:
1) обета воздержания от лишения жизни (обет ахимсы);
2) обета правдивости (обет сатьи);
3) обета «не укради» (обет астейи);
4) обета воздержания от потворства своим слабостям (обет брахмачарья);
5) обета воздержания от всех привязанностей к чувственным объектам (обет апариграха).
Свободная от оков материи душа достигает четырехстороннего совершенства (ананта чатушная) – безграничного познания, безграничной веры, безграничной силы и безграничного блаженства. Однако мирянин, даже строго соблюдающий все указанные заповеди и обеты, не может обрести нирвану. Это удел только монахов, которые для достижения нирваны не менее 12 лет проводят жизнь в суровой монашеской аскезе, умерщвляя плоть и предаваясь постоянному воздержанию, что тесно сочетается с предельным выражением принципа ахимсы – непричинения ущерба живым существам.
В силу этого джайнистские монахи и по сей день носят марлевую повязку, закрывающую рот, чтобы не погубить случайно какое-нибудь насекомое; с той же целью они фильтруют воду, специальной метелкой расчищают перед собой дорогу и никогда не пускаются в путь после заката солнца. Ортодоксальные джайны (называемые дигамбара, т.е. "одетые небом", то есть носящие в лучшем случае набедренные повязки, прим.achadidi) отказываются пользоваться современным транспортом, который может нанести ущерб живым существам.

Автор и источник публикации: 

Культурное наследие Индии. О. Г. Ульциферов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2005.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
инд_логия: