Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Отрывки из книги "Кучипуди" Радха и Раджа Редди

Абхинайа означает визуальное изображение душевного состояния, а также демонстрация переживаемого через телесные жесты.
«Абхи» значит перед глазами, «найа» – образ чувств, которые мы видим посредством физических действий.
Передача значения или смысла через последовательность жестов и движений тела и его частей, называется Натйабхиная.

Ангика абхинайа происходит от движений конечностей тела. Различают 6 видов:

• Вакйа: Озвучивать слова или отрывки прозаического текста таким образом, чтобы вызвать различные настроения и эмоции.
• Сучйа: Первоначально обозначаемое сатвика ангика абхинайа, что подразумевается или что будет сказано и экспрессивно выражено.
• Анкура: Предмет изображается только посредством ангика абхинайа без использования словесной экспрессии.
• Шакха: Одновременное использование головы, лица, бедер, колен, ступней и т.д. для изображения конкретного человека.
• Натйайита: Когда некоторые актёры рассматривают себя как публику или зрителей, и ведёт себя с ними, как будто на самом деле это не так. Натйайита – это драма в драме.
• Нивритйанкура: То, что говорит один актёр, ощущает другой, как будто это касается его. Это достигается путём сучйабхинайа.

Ваачикабхинайа: Использование речи и изображение эмоций и настроений называется Ваачикабхинайа. Различают 12 разновидностей:

• Алапа: Слова, которые говорят тем, кто находиться перед тобой или о ком говорят.
• Пралапа: Говорить многозначительные слова.
• Вилапа: Слова, которые передают чувства жалости.
• Анулапа: Вновь и вновь повторять одно и то же.
• Саллапа: Разговор, в котором говорят и отвечают.
• Апалапа: Когда сначала говорят одно, а потом тут же говорят иначе.
• Сандеша: Слова, которые используют, когда просят кого-либо что-нибудь передать.
• Атидеша: Слова, которые подчёркивают лишь то, что сказали другие.
• Нирдеша: Говорить и одновременно показывать на себя, как на участника разговора.
• Вйападеша: Использование предлога, чтобы сказать что-либо.
• Упадеша: Слова, которые используют, когда что-либо предлагают или советуют.
• Ападеша: использование цитаты для выражения собственного мнения.

Ахарйабхинайа: Помогает придать значение танцу. Это достигается путём использования жестов в сочетании с соответствующими костюмом, украшениями и т.д. Различают 4 вида:

• Пуста: Использование декораций для изображения холмов, леса, колесниц и т.д.
• Аланкара: Украшения рук, ступней, пальцев, талии, ушей, рук, ног, носа и головы цветами и драгоценными камнями.
• Анга Рачна: Использование макияжа и краски.
• Санджива: Изображения животных, птиц, насекомых и т.д. на сцене.
Сатвикабхинайа: Это передача внутреннего мира чувств и душевного состояния, когда глаза артиста становятся зеркалом его души, а лицо передаёт различные эмоции, которые проистекают изнутри. Различают 3 вида:

• Абхйантара: Передача умиротворённого собранного душевного состояния.
• Бхайа: Полная противоположность абхйантара и не имеет связи с письменно зафиксированными нормами.
• Индрийартха: Использование 5 чувств для изображения настроения.
Бхава и Раса

Бхава – это передача смысла песни через слова, жесты рук и мимику лица. Бхава, Вибхава, Анубхава, Вьябхичарибхава и Стайи Бхава объясняют, как и почему возникает Раса и как актёр передаёт это состояние зрителям. В равной степени это относится и к объяснению, как актёру следует изображать эти эмоции. Действие и чувство есть ни что иное, как естественная причина и её следствие. Любое действие передаёт чувство, также как и любое чувство приводит нас к совершению действий. Действия – это индивидуальные чувства, которые универсальны. Два разных человека не могут выражать злость одинаково, но любой человек подвержен этому чувству. Наконец, действия и чувства вызываются через контакт с внешними объектами. Эти объекты именуются Вибхавас; универсальные (обычно физические) реакции называются Анубхавас, а конкретная индивидуальная реакция – Вьябхичари (иногда Санчари) бхавас.

Действуя таким образом, танцор-исполнитель заставляет нас увидеть в нём храбреца или опечаленного человека. Момент, когда танцор вызывает у нас чувство, что он прибывает в определённом состоянии, называется Стайибхава, а наша реакция на его состояние – Раса. Раса – это совокупный результат слагаемого из Вибхава (стимулов), Анубхава (непроизвольной реакции) и Вьябхичарибхава (произвольной реакции). С помощью различных Бхава (эмоций, чувств) Стайибхава превращается во вкус или Раса.

Что такое Раса? Раса – то, что доставляет нам удовольствие испытывать его (чувство, настроение). Как возникает удовольствие? Чувствительные зрители, наслаждаясь эмоциями, которые выражают актёры через слова, жесты, испытывают удовлетворение. И это ощущение зрителей объясняется как различные Расы Натьи.
Раса Самагри: Расапратити

1. Не каждый человек может испытывать Расу. Этот опыт может быть доступен только сердцам восприимчивым к культуре. Под культурой здесь подразумевается инстинкт, который заставляет человека наслаждаться чувствами Рати (удовольствия). Эти чувства не возникают моментально. Они заложены в сердце ценителя (искусства) и находятся в дремлющем состоянии. Семена чувств сохраняются в сердце в недвижимом состоянии до тех пор, пока не получат возможности произрасти. Они называются Васанас. А дремлющее состояние Васанас в нетревожимом сознании называется Нирвикаратмака Читта Ститхи.
2. В результате происходящего в эпизоде, связанного с предметом или человеком, эти чувства пробуждаются. А катализатором, приводящим эти чувства в действие, является Вибхава.
3. Как если бы вода, соприкасаясь с семенами, заставляет их произрастать, так чувства подобно Рати пробуждаются ото сна с помощью мощной и характерной Вибхавы. Нахлынувшие чувства, которые до этого прибывали в спокойном состоянии, называются Бхавас. Это так называемая первая реакция или Читтавритти, которая возникает, когда Вибхава становится Бхавой или чувством.
4. Ощущение должно быть устойчивым и сохраняться до окончания Расы. Тогда оно называется Стайибхава. Эти чувства подобны Рати. Даже если человек соприкасается с другими ощущениями, он должен быть в состоянии подавить их или усилить чувства, вызванные ранее. И это усилие необходимо для реализации Стайибхава. Это постоянное состояние или глубокие чувства. Вызванное в результате какого-либо особого случая, Стайибхава произрастает в сердце ценителя, развивается в нём и сохраняется до полной реализации.
5. Так чувства устанавливаются и укрепляются вследствие Вибхавы. Они известны как Бхавас (эмоции).
6. Стайибхавас, расцветающие в сердцах, оказывают влияние на героиню или Найика и героя или Найака, а также на других, что вызывает в них различные стремления. Эти изменения способствуют развитию эмоциональных переживаний и называются Анубхавас. Анубхавас бывают двух видов. То, что человек совершает умышленно, например, бросать взгляд или хмурить брови, называется просто Анубхава. Для этого сердцу не нужно полностью сдаваться во власть чувства.
7. Ко второму виду Анубхавас относятся те, которые возникают произвольно. Они называются Сатвика бхавас. Например, Сатвика бхава - испытывать трепет или дрожь. Когда сердца переполняют исключительно такие чувства, они проявляются таким образом. Сатва означает умственную активность, которая отображает внутренние переживания.
8. Под влиянием Стайибхава, мы наблюдаем перемены не только физические. Наше сознание также поглощает волна чувств. Они называются Вьябхичарибхавас или Санчари бхавас. Эти чувства не длятся долго. Они возникают, нарастают и отступают. Поэтому их сравнивают с движением волн на море. Они укрепляют Стайибхавас и ведут их к Раса.
9. Когда Стайибхавас усиливаются с помощью Вибхава, Анубхава, Сатвика и Вьябхичарибхавас, общественное бытие наполнено чистым и светящимся счастьем. Это счастье и есть Раса. И это счастье, это переживание Расы приравнивается к Брахмананде – трансцендентному состоянию.
Появление Рас:

Говорят, что когда сыновья и последователи Бхараты, известные мастера Абхинаи, давали первое представление, из четырёх ликов Господа Брахмы, Бога Создателя, появились четыре Расы в следующей последовательности:

Когда они изображали Самбхога (близость) богини Парвати и Бога Шивы (Бога Разрушителя), из восточного лика Брахмы появилась Шрингара Раса (чувственная любовь).

Когда они изображали уничтожение Дакша Йагна (прим. Жертвоприношение Дакши), из западного лика Брахмы появилась неистовая Раса Роудра (гнев/ярость).

Когда они красиво изображали Трипурамардана (прим. уничтожение крепости Трипуры), из южного лика Брахмы появилась мощная Раса Вира (героизм).

Когда танцоры изображали Калпантхакарма Самбху, из северного лика Брахмы появилась Раса Бибхатса (отвращение).

Из этих четырёх главных настроений развились оставшиеся Расы:

Когда Парвати возжелала Бога Разрушителя Шиву, одетого в шкуру, со спутанными волосами, обвитого змеями, с глазами полными огня и телом покрытого пеплом, её подруги весело рассмеялись. Поэтому говорят, Хасья (смех) произошёл из Шрингары.

Во время Трипурамардана, наблюдая героизм (Вира) Шивы, все создания испытали Адбхута (Удивление). Поэтому говорят, что Адбхута происходит из Виры.

После того, как Шива уничтожил жертвоприношение Дакши, а все Божества страдали от переломанных конечностей, друзья Парвати испытали Каруну. Поэтому говорят, что из Роудры (гнева) появилась Раса Каруна (сострадание).

Шива нанёс на своё тело пепел сожжённых небесных созданий и стал танцевать на месте кремации. Увидев его, Бхутас (духи умерших) были напуганы. Так Бхайя (страх) появился из Расы Бибхатса (отвращение).

Девятая Раса Шанта (мир или покой) была позже добавлена теологами.
Король Рас

Много споров возникло о том, какая Раса самая важная. Многие согласны с тем, что Шрингара важнее всех Рас. В пьесах основными считают Шрингару и Виру. Шрингара является общей для всех живых существ, потому что благодаря ей существует мир. Но поскольку мир нуждается в защите, Вира также является необходимой. Если в мире нарушается покой, то появляются несчастье и горе. Для того чтобы поддерживать три фазы жизни – создание, существование и разрушение, необходимы все три Кавьйя Расы. Поэтому некоторые считают главными все три Расы – Шрингару, Виру и Каруну. Сама Раса – это душа танца.

Автор и источник публикации: 

http://vkontakte.ru/...
Тюленева Назира
(с) Радха и Раджа Редди


Комментариев : 1

странно...

achadidi аватар

так хорошо разработала теория - от движения ресниц до интонаций...
и ведь все дошло не только в теории, но и в танцевальном искусстве, помнится забредя на концерт кучипуди 1 раз я просто в шоке была от того, что это действо физически напоминает и балет и тяжелую атлетику, да и еще содержание танца соответствует тексту на санкрите...
а до кино ни дошло ничего. только что смотрела Махабхарату - обычный индийский киношный примитивизм - 3 эмоции и монолог на камеру...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
поздравительн_й: