Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сансара, карма и заповеди индуизма

Фрагмент книги О. Г. Ульциферова «Культурное наследие Индии»
Круг сансары не ограничивается лишь земным миром. В него входят и круги ада (подземное царство мучений) и сферы райского блаженства (небесное царство). Вечное возвращение, или круговорот жизни (сансара), будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от всех желаний. Впервые упоминание о сансаре содержится в "Брихад-араньяке упанишаде", но наиболее ясно описывается в "Катха упанишаде". Сансара, или цикл перерождений, определяется неумолимым законом кармы, которому подчинен каждый индивид. Человек будет пожинать то, что он сеет, и так будет продолжаться до тех пор, пока он не овладеет истинным знанием. Лишь тогда он освободится от пут перерождений. Карма является одной из самых важных концепций индуизма (равно как буддизма и джайнизма, но в другом философском понимании).
Карма переводится как "деяние" (в более узком смысле как "поступок"). В широком смысле карма обозначает совокупность деяний любого живого существа в едином временном континууме. В силу этого она имеет свои разновидности: а) та карма, которая не начала приносить свои плоды (анарабдха карма), и б) та карма, которая начала приносить свои плоды (прарабдха карма, или арабдха карма). В свою очередь анарабдха карма может подразделяться на карму прошлой жизни (санчит карма) и на карму будущей жизни (санчиямана карма). Любой осознанный поступок человека откладывается в его глубинной памяти и на его тонком, невидимом теле (линга шарира). Она хранится там и проявляется при определенных обстоятельствах. Например, убийца в одном из своих перерождений может сам стать жертвой или попасть в ад, где будет подвергаться страшным мучениям, и после этого переродится в существо низшего порядка.
Карма в конечном итоге определяет прогресс или регресс живого существа по отношению к главной цели – освобождению от цепи перерождений. Одни философские системы (например, ньяя-вайшешика) считают, что закон кармы руководится и направляется верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Поэтому достоинства и недостатки кармы отдельных душ (адришта) не могут вести к надлежащим следствиям, поскольку сама адришта есть неразумное, лишенное сознания начало, поскольку распоряжаться всем этим может только Бог.
Другие философские системы (санкхья и миманса, а также буддизм и джайнизм) утверждают, что закон кармы является самодостаточным и действует независимо от Бога. Существование и бытие Вселенной можно объяснить с помощью закона кармы без всякого участия Бога. Закон кармы также прошел длинный путь развития. В Брахманах он понимался как "практика религиозных обязанностей", что особенно было связано с обрядом жертвоприношения и преследовало цель умилостивить бога. В дальнейшем под названием "карма марга" (путь деяний) этот закон стали увязывать с нормами морального поведения (дхарма), и под кармой начали понимать отступления от дхармы (в хорошем или плохом смысле). При этом действие закона кармы осознавалось как постоянный процесс, которому подвержены все живые существа. Путь деяний подразумевал выполнение конкретных предписаний, наиболее полно изложенных в философской школе йоги.
Путь деяний (карма марга) стал дополняться "путем знаний" (джняна марга), который поставил на первое место морально-этические нормы. Он предполагает постоянное размышление, интуитивное углубление и обретение знания единой объективной реальности, то есть Бога. На этом пути следует развивать интеллектуальные способности и повышенную интуицию, что дается постоянным чтением религиозных книг (Веды, Упанишады и т. п.), с тем, чтобы постичь высочайшую мудрость, заключенную в них. Завершением процесса освобождения стал "путь преданности" (бхакти марга), который сделал основным инструментом освобождения преданность и любовь к Богу в целях получения божественной милости. Бхакти марга – это путь всепоглощающей преданности своему индивидуальному богу. Высокая любовь и полная преданность очищают душу и направляют мысли к высшему знанию. Высшая цель преданности – соединение души с божественным началом. С достижением освобождения Атман, "Я", выходит из подчинения закону кармы. Освобожденный Атман может действовать во благо человечества вне всякой связи с законом кармы. Этому же может способствовать и вера в "вечный нравственный миропорядок" (дхарму), что в совокупности порождает оптимистические взгляды и делает человека хозяином своей судьбы. Существующее в мире зло есть следствие поступков каждого индивида, и надеяться на лучшее он может только в результате собственного самоусовершенствования. Это порождает простор для воли и собственной деятельности. Поэтому фатализм (абсолютный детерминизм) является искажением закона кармы. Судьба, рок, предопределение всегда есть следствие чьих-либо прошлых проступков (пурваджнакритам), преодолеть которое можно только позитивными деяниями настоящей жизни.
Прекращение действия закона кармы и освобождение (мокша) от цепи перерождений – высшая цель жизни индуса. Мокша означает освобождение от всех тягот мирского существования. Понятие мокши формируется в Упанишадах. Под ним подразумевается преодоление индивидом зависимости от реального мира, освобождение его от цепи рождения и смерти. Этого можно достичь только тогда, когда Атман, "Я", сливается с абсолютной реальностью – с Богом (Брахманом). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), ощущения полной слитности с творцом и его творением. При этом и творец, и творение, и сотворенная тварь становятся едиными и неразличимыми. "Я" становится неотделимым от Бога, субъект – от объекта.
Согласно одной из школ веданты, состояние освобождения может быть достигнуто и при жизни. При этом душа, оставаясь в теле, не зависит от него и от тварного мира. Это учение освобождения при жизни (дживан мукти), кроме веданты, разделяют в собственной интерпретации такие философские школы, как санкхья, буддизм и джайнизм. Как только человек, осознав свое единство с вечным и единым Брахманом, выходит из-под действия закона кармы, выходит из цикла "вечного возвращения" (сансары), он становится бессмертным существом, преодолевшим незнание и невежество (авидья). "Бхагавадгита" считает, что добиться освобождения можно через знание (джняна), что ведет к соединению с высшим "Я", или Атманом. Практически все философские школы дают свое понимание освобождения (мокши).
Жизнь каждого дваждырожденного индуса должна состоять из четырех этапов, или циклов (ашрама), которые ему предписаны его дхармой (свадхарма) и которые он должен пройти. Эти этапы включают: период ученичества (брахмачарья), период семейной жизни (грихастхья), период уединения (ванапрастха) и период отшельничества (санньяса).
В период ученичества, которое начинается с периода инициации (упанаяна), ученик-брахман, готовя себя к новой духовной жизни, должен соблюдать в течение всего периода строжайшую дисциплину. Этот период он проводит в доме своего наставника (гуру), выполняя следующие обязательные предписания: ежедневный сбор подаяний, ежедневное поддержание жертвенного огня, ежедневные работы по дому, ежедневная практика аскетизма в дополнение к ежедневным занятиям. Ученик-кшатрий, наряду с соблюдением строжайшей дисциплины, основное внимание уделял владению оружием, воспитанию в себе мужества и бесстрашия. Ученик-вайшья, помимо дисциплины, сосредотачивался на овладении своей родовой профессией. Положение ученика (брахмачарин) ничем не отличалось от положения слуги. Работа на наставника считалась платой за обучение. Существовали строгие правила поведения ученика в доме наставника, что особенно касалось его взаимоотношений с женщинами, то есть с женой, дочерьми, родственницами и служанками наставника. Срок обучения обычно не оговаривался. Как правило, он оканчивался к тому времени, когда ученик достигал 16-летнего возраста. Однако известны и более длительные сроки обучения. Считалось, что для изучения всех четырех Вед необходимо потратить не менее 48 лет. В настоящее время система ученичества сохранилась только среди брахманов-священнослужителей.
После окончания периода обучения ученика обычно женили. Ученик, разумеется, мог принять обет безбрачия и посвятить себя служению Богу. Однако большинство вступало на путь семейной жизни. После женитьбы, становясь со временем главой семьи, кастовый индус должен был выполнять следующие предписания: производить на свет потомство, выполнять ежедневные религиозные ритуалы (служить Богу, служить мудрецам-отшельникам и душам умерших предков), организовывать жизнь семьи в обществе, заботиться о благосостоянии дома, воспитывать детей в духе приверженности "вечному моральному закону", обеспечивать достойную старость родителям и старшим членам семьи, продолжать семейные традиции и семейный род занятий. Служение Богу, или выполнение своего долга перед Богом, означало: служить всем людям; почитать старших и учителей; осуществлять на практике доктрину ненасилия, идею правдивости и уважения; повиноваться предписаниям священных книг; защищать окружающую среду; питаться только вегетарианской пищей, соблюдая гигиену питания; придерживаться умеренности и скромности; стараться не вмешиваться в дела других; считать себя частью мироздания; всегда проповедовать мир. Служение мудрецам-отшельникам, или выполнение своего долга перед ними, означало: уважать и служить всем отшельникам, святым и наставникам-гуру; доводить до людского знания священные тексты и культурное наследие прошлого; служить бедным и обездоленным, не ожидая от них благодарности. Служение предкам, или выполнение своего долга перед ними, состояло в поддержании на должном уровне существования своей семьи в соответствии с этическими принципами вечного морального закона (дхарма).
Кроме этого, кастовому индусу предписывалось соблюдать десять важных предписаний: терпение, твердость и устойчивость (дхурти); умение прощать (кшама); самоконтроль и самоограничение (дхама); отказ от воровства и эгоизма (астейя); чистота и честность (свачхам); контроль над чувствами и сексуальной энергией (ингрийя ниграха); истинное знание священных книг (дхи); реальные и духовные знания (видья); избавление от чувства зла (акродха).
После рождения внуков кастовому индусу предписывалось покинуть дом и удалиться в лес, где он должен был проводить время в длительной медитации, подвергая осмысленью всю прожитую им жизнь и вновь возвращаясь к священным книгам, дабы подготовить себя к следующему этапу жизни – отшельничеству. Период отшельничества знаменовался отказом от всех мирских благ.
Отшельнику-санньяси предписывался полный отказ от всех земных благ. Все его имущество должно было состоять из набедренной повязки, сосуда для воды и кружки для сбора подаяний. Последние два этапа в жизни индуса связаны с весьма отдаленным периодом истории, когда немощный член общины становился для нее обузой и его уход из дома считался актом благочестия, выполнением своего религиозного долга. С ростом благосостояния третий и четвертый этапы жизни теряли свой смысл, и старики все чаще и чаще оставались жить дома, хотя и передавали свои функции главы семьи, как правило, старшему сыну.
Всем индусам предписывается знать пять основных заповедей:
1) правда – всегда одна, хотя мудрецы и называют ее разными именами (Ригведа);
2) все человечество – одна семья ("Хитопадеша");
3) основной закон кармы: "что посеешь, то и пожнешь" ("Махабхарата");
4) тот образ жизни, который основан на принципе полной безопасности всех живых существ (в случае подлинной необходимости для них), есть высшее проявление нравственности ("Махабхарата");
5) там, где происходит упадок добродетели, туда, приняв соответствующий облик, спускается Всевышний, чтобы восстановить справедливость на земле ("Бхагавадгита").

Автор и источник публикации: 

Культурное наследие Индии. О. Г. Ульциферов. М.: АСТ: Восток–Запад, 2005.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
6
6
Ш
А
9
Введите код без пробелов, учитывая регистр