Праздник Холи в ашраме Шантикундж в Харидваре.
Оказывается праздник Холи в Индии отмечают не везде. Мы были очень удивлены в том году, что в Путтапарти его не играют. Мой муж индиец и он очень любит этот праздник, готовится к нему как все индийцы. И закупив целый пакет разноцветной краски для Холи, он, не дождавшись привычных безобразий и веселья, подарил все краски индийской женщине. Женщины знают куда применить разноцветную рисовую муку, они рисуют ей красивый узор возле дома - ранголи.
В этом году мы поехали в марте на север Индии на свадьбу в Пенджабе и решили дождаться Холи где-нибудь на севере. Остановились мы в Ашраме Шантикундж в 7 км. от Харидвара.
Конечно в двух словах об этом замечательном ашраме сказать трудно, но скажу только, что все мои русские друзья, кто в своих путешествиях сюда заезжали, всегда мне звонили и с восторгом сообщали: "Мы сейчас в Шантикундже, это супееееер!!!"
Я тоже когда сюда впервые попала, была под впечатлением: большая территория, всё утопает в цветах, фонтаны и медитационный холл, бесплатное проживание и бесплатная столовая... Душевное отношение к немногочисленным русским паломникам.
Ашрам называет себя "Семья Гаятри", тут можно получить посвящение в Гаятри мантру, можно научиться самим проводить огненные церемонии ягьи, можно даже поступить в их университет, на котором есть отделения йоги, туризма, музыки, и ещё много разных отделений. Можно пройти панчакарму и получить медицинскую помощь в сложных случаях.
В общем мы с мужем выбрали этот ашрам, что бы посмотреть, как отмечают праздник Холи в нём. За 2 дня до праздника доктор Ганешвар сообщил нам, что главное мероприятие будет в университете, будут выступать студенты и нам, русской группе, тоже было предложено выучить какую-нибудь песню и исполнить перед публикой.
Нас было всего 8 человек, времени на репетиции почти не было, по-этому все были в панике и хотелось скорее выстоять эту минуту позора и расслабиться уже...
Накануне Холи вечером собирают большой костёр как у нас на Масленицу. Обычно костёр разжигают вечером, когда стемнеет, но в этом году 23 марта было лунное затмение вечером, это неблагоприятный знак, по-этому церемонию перенесли на ранний вечер, было ещё жарко и светло, а праздник уже начался.
В ашраме и так каждый день очень много индийских паломников, а к Холи их приехало ещё больше, по-этому всем комнат не хватило, люди спали в специальных шедах и даже коридорах общежитий.
С Холи связана одна легенда. Постараюсь коротко. Демон Хиранья кашипу совершал великие аскезы и получил за это милость богов: его не могли убить ни человек ни зверь, ни днём ни ночью, ни на земле ни в небе. Получив такой подарок он принялся третировать свой народ и люди просили бога Вишну о защите.
У демона был сын мальчик Прахлад, который постоянно молился Богу и очень раздражал своего отца-демона. Отец хотел убить Прахлада, пробовал разные способы, и даже его сестра, тоже демоница Холика, приняла в этом участие, пыталась помочь брату избавиться от непослушного сына.
У неё была несгораемая шаль, она предложила Хираньякашипу, что она возьмёт племянника на руки, сама укроется своей волшебной шалью, войдёт в костёр с Прахладом, и в итоге он наконец-то погибнет. Так и сделала, но подул ветер, шаль перелетела с её спины и закрыла мальчика, а сама Холика сгорела.
Прахлад вышел из костра слегка измазанный пеплом. Вот с тех пор как будто бы индийцы и мажутся красками, символизируя победу добра над злом.
А бог Вишну вышел из колонны в образе получеловека-полульва, не днём не ночью, а в сумерках, не на земле и не в небе, а на своей коленке Нарасимха разорвал демона Хираньякашипу и спас людей. В то же время не нарушив своего обещания и этому демону.
Это очень коротко. В этот праздничный костёр фермеры бросают свой первый урожай пшеницы тут на севере Индии. Ещё можно мысленно бросить в этот костёр болезни, проблемы, плохие привычки и всё, от чего человек решил отказаться.
Люди обходят вокруг костра несколько раз, веселятся, танцуют, некоторые самые нетерпеливые уже приносят краски и начинают мазать друг друга. Хотя праздник красок начинается на следующий день.
Ещё, как сказал нам доктор Пранав, с этого дня тут на севере начинается лето. И правда, хотя погода и так стояла очень комфортная, на следующий день после Холи наступила летняя жара. Мистика.
На утро мы собрались нашей небольшой русской группой в офисе для иностранцев, нас благословил доктор Пранав (он сейчас гуру ашрама Шантикундж и ректор университета). Потом нас всех стали мазать красками, началась как бы кульминация праздника, когда кто угодно может к тебе подойти и провести по твоему лицу ладонью с красками. Нам надо было добраться до университета, который в 600 метрах от ашрама, и мы шли, стараясь уворачиваться от детей с водяными пистолетами и от шариков наполненных водой, летящих с крыш в прохожих.
В конце концов ещё более чумазые мы дошли до университета и практически без репетиций нам пришлось исполнить свою песню. Мы надеялись, что под слоем краски мы хорошо замаскировались и нас потом не узнают... Как бы не так. Оказалось, что мы прославились. На следующий день, когда мы с мужем садились в рикшу, два индийца сели с нами и увидев меня так обрадовались, стали быстро моему мужу объяснять, что видели меня на сцене, как я пела и танцевала.
Народу на концерте было много, индийцы любят и умеют веселиться и радоваться, нам тоже было весело. После обеда часа в 2-3 праздник заканчивается, люди идут домой отмываться, некоторые лавочки открываются. А так с утра все магазины закрыты и нужно едой запасаться заранее, иначе можно остаться голодным. В Шантикундже бесплатная столовая, так что тут мы не голодали.
Ещё в этот день люди, кто был в ссоре, могут придти друг к другу в гости и помириться, это что-то типа нашего прощённого воскресенья. Ты обязан простить и обнять того, кто к тебе пришёл и извинился.
Раньше в давние времена люди кидались друг в друга натуральными красками, это были перетёртые лечебные растения, и это было очень полезно для кожи. Сейчас к сожалению много химических красителей, так что нужно успевать закрывать глаза, особенно когда в тебя брызгают из пульвелизатора или водяного пистолета.
Комментариев : 20
Ирина, спасибо большое за
Ирина, спасибо большое за информацию об ашраме, я никогда о нем не слышала, но теперь захотелось туда заглянуть на несколько дней.
Про холи да, увы, в путтапарти пару лет назад это был не праздник, а тоска смертная, я с разноцветными руками и пакетами краски чувствовала себя как будто стоящей где нибудь на тверской, столько же удивления и почти неодобрения излучали окружающие. Ну, что же, мы ведь любим Путтапарти не за это :)
В Шантикундже просто как
В Шантикундже просто как туристам на 3 дня разрешают остановиться, за это время смотрят, присоединится ли человек к какой-то практике, ягьи изучать или получить посвящение в Гаятри мантру и читать её по 30 - 40 кругов (1 круг - 108 раз).
3 дня это тоже не плохо,
3 дня это тоже не плохо, собственно меня и заинтересовало посвящение в Гаятри...
Ирина, а 30-40 кругов это за сколько же? у меня один круг гаятри мантры занимает почти час, так что если это в сутки, то.... 8-[
Ирина, спасибо за интересный
Ирина, спасибо за интересный рассказ. Я вот пока в Индии была в этот раз, говорила всем, что-то больше и нет мест куда я хочу поехать в Индии. А после вашего рассказа про Амритсар и вот про этот Ашрам, подумала, нет, все-таки есть места где я бы хотела побывать )
На 30 кругов у практикующих
На 30 кругов у практикующих уходит часов 6 в среднем. Поначалу болит всё тело, как они мне сказали. Я не готова к такой аскезе, не доросла ещё. А они разбивают на несколько заходов, например 15 кругов утром, 15 вечером, так легче, говорят...
Ничего себе у них скорость!!!
Ничего себе у них скорость!!! не представляю как это, Гаятри мантра довольно длинная.... впрочем это можно узнать только получив инициацию в нее....
Но многие из практикующих
Но многие из практикующих нервничали: "Ой, я тут прохлаждаюсь, а мне ещё 15 кругов читать". Это же такой напряг. Мне кажется, что когда такой передоз, может она и пользы не сильно принесёт? Дискомфорт? Или всё же вибрации меняются?
Друг другу помогали, учили как быстрее читать, скороговоркой...
у меня такое тоже иногда
у меня такое тоже иногда бывает, типа, я тут фигней страдаю, а джапу еще не сделала.
а иногда наоборот: хочется просто мантру читать, и все остальное кажется не существенным.
наверное от многих факторов зависит, но вообще конечно странно, если мантра в напряг, а это же все таки... ну я думаю, что джапа - это общение с божественным, присоединение к нему, или благодарность, или дар ему своего времени и сил... имхо мантра при правильном отношении и прочтении должна приносить радость, покой, умиротворение и иногда ощущение счастья, так что это по идее не должна напрягать...
Я часто читаю Гаятри мантру,
Я часто читаю Гаятри мантру, когда что-то раздражать начинает, или когда человек очень болтливый рядом, я стараюсь не спорить а просто читать мантру. В общем с практическими целями, которые я вижу и чувствую. Я сразу успокаиваюсь, вибрации меняются. Но до такой аскезы, по 30 кругов, я ещё не доросла просто...
И еще про Гаятри мантру... у
И еще про Гаятри мантру...
у меня в нее инициации нет, читала как услышала от кого то из индийцев просто, но по моим ощущениям это мантра живая, действенная, один раз я ее силу почувствовала просто физически. а вот если ее скороговоркой... кто знает как она это воспримет... интересно было бы узнать что практикующие этот метод чувствовали, но увы таких не знаю...
Аннушка ! я была в Ашраме
Аннушка !
я была в Ашраме вместе с Ириной и её мужем в тоже самое время
и взяла на себя обет - читать Гаятри мантру 10 дней а потом ещё 10 ещё 10 и ещё 10 дней!
итого полный анустан - 40 дней по 30 кругов в день
если интересно могу поделиться опытом и опытом тех кто рассказывал о своих ощущениях....
Моя соседка по комнате читала 40 кругов в день я ею просто восхищаюсь !
Ещё я восхищена Основателем этого ашрама, который читал Гаятри-мантра 24 года по 66 кругов день и каждый день делал ягьи, а также поддерживал огонь светильника в течение всего этого времени !
этот светильник горит и сейчас !
этот огонь горит и сейчас в ашраме!
и к нему идут на поклонение и на то , чтобы зажигать сердца !
свое сердце а затем сердца других людей !
Если вам это интересно я могла бы многое рассказать но к сожалению я очень медленно печатаю поэтому пишу через микрофон кое что поправляю ....
простите что без знаков препинания
если хотите мы можем поговорить в скайпе мой Skype
nattatron444
Наташа, спасибо, что
Наташа, спасибо, что откликнулись, да в принципе у меня был только один вопрос: зачем гаятри читать кругами и еще и считать круги при этом, но если честно мне это не настолько важно знать, что бы беспокоить кого-то звонками. Мне вполне достаточно своей практики, и если я хочу читать гаятри мантру я просто делаю это, без секундомера, часто даже без джапа малы, то есть вообще не считаю сколько раз я ее прочла.
Вот и я тоже думаю, не
Вот и я тоже думаю, не страдает ли качество от количества? Может меньше да лучше, вслушиваясь? Или не важно? Вибрации же всё равно благотворные, хоть и скороговоркой?
в мантра йоге, как я понимаю,
в мантра йоге, как я понимаю, много разных практик, наверно каждый выбирает то, что ему ближе, более соответствует его внутренним вибрациям.
мне, например, звучание санскрита нравится и комкать его совершенно не хочется.
есть кстати 1 интересный способ для рецитации мантр, но не таких длинных как гаятри, - читать мантру на вдохе - выдохе, 1 вдох = мантра, ну и дышать вот так, по жизни, считать не надо, просто дышать мантрой....
Наверное, тут только гуру
Наверное, тут только гуру решить может кому как читать. Один мой знакомый преданный Бабаджи из Хайдакана сказал мне, что Бабаджи говорил читать мантру очень быстро, просто мгновенно прокручивать ее, что при таком способе ум занят скоростью прочтения и не захламляется другими мыслями, вроде, ну то есть я так поняла.
Напишите отзыв или вопрос