Семь тысяч лет близ индийской Диканьки
Спокойно. Просто тихое ошеломление.
Если б это было обнаружено не в Индии, а где-нибудь в Европе, тут же стало бы мировой сенсацией. Наскальные рисунки 7-тысячелетней давности. Найденные недавно, мимоходом, местными ребятами. Много рисунков. На горе посреди полей и деревень, в глуши.
И такие случаи там сплошь и рядом. Днем раньше я видел «стоунхендж» на хуторе за клуней, а потом - вырубленное в скале жилье пятерых братьев Пандавов с отдельной комнатой для их жены Драупади – тех самых, из Махабхараты. Где теперь ходят козы и ни души.
А было так. Сидим мы со змееловами-краеведами на обочине дороги у чайханщика, ждем пятого мотоциклиста, чтобы отправиться в чисто поле – смотреть 4 тыщи лет, а может, пять. Дольмен эпохи неолита, стоун хендж индийский. Обнаруженный этими же змееловами совсем недавно, потом сообщили в Бомбей, оттуда приехали специалисты, подтвердили, обнесли сеткой, уехали. Козы посмотрели на это дело и вернулись к своим занятиям, пощипывают траву вокруг него, а больше никому дела нет, у крестьян свои камни.
Сидим, ждем, я только что познакомился с ними, о змеях говорим. Так спят они зимой или нет, спрашиваю. Кто спит, отвечают, кто нет. Вот эти, например, не спали, - и указывают на мешок у моей ноги. Я, поперхнувшись чаем, опускаю взгляд: мешочек, лежит. И кто в нем, спрашиваю. Keelback, говорят. Две. (Хорошее имечко для змеи – килбэк, да?). Вон, говорит, в том доме поймал, хозяева позвонили, я приехал, поймал, возьмем с собой, там в поле выпустим.
И вот мы уже на этом поле-пустыре меж деревень. Хожу вокруг дольмена, рисунки прорезаны в камне у входа, внутрь заглядываю, там гнезда птичьи под сводом… Один из змееловов номер по мобильному набирает, есть, говорит, профессор в Бомбее, он лучше, чем мы, расскажет, и передает мне телефон.
И стою я в этом чистом поле у входа в пять тысяч лет, в ухе у меня голос профессора из Бомбея, у стены в тени – мешок с двумя килбэками, которых сейчас выпускать будем, в зрачке моем – девочка с застрявшей в сетке ногой, а в уме картинки плавают: как мы по пути сюда заехали в махабхарату, которая тут на хуторе, «за клуней» - вырубленное в камне несколько тысяч лет назад жилище, где скрывались пятеро братьев Пандавов и жена их –Драупади, красивейшая из землян, в отдельной темничке-светелке, и у каждого из братьев было по два дня любви с ней, чередуясь. И так все 13 лет их анонимных скитаний, проигранных Кауравам в кости.
И вот стоим мы со змееловами на краю хутора, на заросшей проломленной крыше махабхараты, до которой никому дела нет, потому что сами они, крестьяне, она и есть.
И еще пытаюсь вспомнить тот эпизод с ней, красавицей, когда после какого-то харассмента, когда была в рабстве у царя, поклялась, что не вернется к облику своему, пока богатырь небесный, забыл его имя, не заплетет ей волосы руками смоченными в крови убитого обидчика.
Да, килбэки томятся в мешке, профессор наяривает историю неолита в ухо, солнце садится над дольменом, красавица Драупади с кровавыми волосами бредет по пустырю между козами, а я утром выехал на мотиках со змееловами из своего фантасмагорического дворца, построенного доктором философии и живущим теперь анахоретом где-то неподалеку, у холма, на котором сидит голубой Шива, высотой с родину-мать, между двух кобр с раздутыми капюшонами, каждая – величиной с хрущевку. А прямо за дворцом – ферма-курятник, куда этой ночью Т-16 наведывалась, тигрица-людоед, трясла дверь, бросила в сердцах, ушла.
А перед тем всю ночь с гл. егерем района лес патрулировали на его служебном джипе, и он храпел на заднем, а в лесу ни души, только заяц оцепеневший в свете фар, перенесенный за уши на обочину, а фамилия егеря Гуманитарный. Humane. По имени Пашан.
А на следующий день мы поехали со змееловами-краеведами в деревушку с именем похожим на Мутабор, поднялись по обрывистому склону к купальне Ситы, где наскальные рисунки хрен знает каких времен. Вот так, Хорхе-Луис, перепутавший ягуаров с тиграми, тебя б сюда, во всю эту фантасмагорию, тебя вместе с Гоголем и Кафкой, которые уже были со мной в прежних индиях...
И вообще, тут совсем другое отношение к тому, что мы называем «ценностями», да и понятию времени в целом. Рисунки, Бхагаватгита, козы, горшок в печи, сопля под носом у карапуза – всё это одного ряда, одной «ценности», и происходит в единственно настоящем времени.
Так вот, наскальные рисунки, обнаруженные этими ребятами всего несколько лет назад. Потом приезжали специалисты, установили примерный возраст. Но для стационарных исследований не дошло, на экспедицию денег не нашлось.
А я узнал об этом чуть загодя, в кабинете у гл. лесника области. А что это, говорю, за снимок у вас на стене – типа стоунхенджа, где это? А, говорит, это тут неподалеку, не знаю, что и делать с ним. Кстати, в том же районе есть наскальные рисунки на горе, которую там называют «Купальня Ситы». Тоже непонятно, что делать с этим, вроде как в моем хозяйстве… Вы ж, говорит, были реставратором, да? (это из био моей вычитал) Может, что посоветуете. Вот мобильный одного краеведа там, ну… змеелова. Вы ж как раз в те края едете.
Ничего что я так заговариваю зубы, оттягиваю… В литературоведении этот прием называется ретардацией. Ну что б не сразу обухом по голове.
Осталось сказать, что находится это неподалеку от городка Нагбид. Ехали мы на пяти мотоциклах все командой, по бездорожью, потом у подножья оставили мотоциклы и пошли наверх полузаросшей тропой. Там три яруса на этой отвесной горе, на каждом – вереница рисунков. Жаль, что нет вида с горы, чтобы была понятна высота над равниной. На третьем, верхнем ярусе – есть выбеленная пещерка – храм Ганеши, это уже поздний.
Среди рисунков есть, на мой взгляд, ошеломительные. И непонятно, как такое могло быть нарисовано 7 тыс. лет назад. Особенно те два-три, где изображения людей. А на одном из них и это под вопросом.
Сергей Соловьев
Комментариев : 3
Раз ты не пояснил
Раз ты не пояснил читателям, то я добавлю, что индийская Диканька твоя может быть и ДЕККанькой названа, ибо как раз там, в центральной Индии и лежит Декканское нагорье (плоскогорье), сокращенно именуемое Декан.
Вообще по центральной Индии много таких мест разбросано, как я помню примерно теми же тысячелетиями датированы наскальные рисунки в местечке Бхимбетка близ Бхопала, который столица Мадхья прадеш.
О да, Декканька - чудесно
О да, Декканька - чудесно звучит! А ты видела те рисунки в Бхимбетке?
Нет, я не поехала, не
Нет, я не поехала, не получилось у меня, но мои попутчики там были, тут фотки и впечатления есть https://indonet.ru/c...
Напишите отзыв или вопрос