Суд над книгой Бхагавад-гита как она есть
Судебное заседание от 18 августа 2011 о признании Бхагавад-гиты экстремистским материалом
18 августа 2011 в Ленинском суде г.Томска состоялось второе судебное заседание по отнесению книги «Бхагавад-гиты как она есть» к экстремистским материалам.
В начале заседания представитель прокуратуры указал, что предметом рассмотрения являются сугубо комментарии Бхактиведанты Свами, но ни в коем случае не тексты самого учения.
Представитель ответчика ходатайствовал о включении в материалы дела экспертизы известного российского религиоведа из Москвы доктора философских наук Элбакян Е.С., старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, члена Европейской Ассоциации по изучению религии. Экспертиза содержит анализ экспертного заключения комплексной комиссии ТГУ (от которого ТГУ отказался, как стало известно на прошлом судебном заседении) и учения вайшнавов (кришнаитов).
Для более детального анализа текста проведенной экспертизы, на основании которой прокуратура требует признать книгу экстремистской, в зал суда были приглашены лица, непосредственно проводившие экспертизу.
Аванесов С.С., доктор философских наук, декан философского факультета Томского государственного университета, пояснил, что за проведением экспертного заключения к нему в 2010 году обратились сотрудники ФСБ. Отвечая на вопросы, он разъяснил, что не проводил непосредственно самого исследования, его участие состояло в выполнении организаторских функций и редактировании конечного заключения. Сам анализ проводили двое других экспертов – Свистунов В.Н. и Наумов В.Г. – проводивших соответственно философский и лингвистический анализы. Философский анализ был перепоручен Свистунову, поскольку у Аванесова, по его собственным словам, не хватало квалификации для проведения экспертизы, ввиду отсутствия исследований в области индологии (ответчик подчеркнул этот момент, что в экспертный совет входят лица, не обладающие необходимой квалификацией).
На вопрос судьи есть ли в комментариях возбуждение розни, Аванесов ответил, что напрямую он ее не видит. А на вопрос о наличии в комментариях указаний на исключительность последователей этого учения по отношению к другим, экспертом было отмечено, что такая исключительность существует в текстах любой традиции. Однако, по словам Аванесова, здесь в некоторых местах это подчеркивается очень жестко – с использованием слов «свиньи» и др. На что судья возразила, что в любой традиции используются такие выражения, как например, из Библии: «не мечите бисер перед свиньями». Эксперт отметил, что он на такие слова бы, как человек терпимый, не оскорбился бы, но вот кто-то другой бы мог, следовательно, в такой ситуации нужно обратиться непосредственно к носителям традиции за разъяснениями. В целом на вопросы о наличии оскорбительных слов и выражений Аванесов отметил: «Однозначного ответа на эти вопросы нет».
Далее и судья, и представители ответчика указали Аванесову на приводимые в экспертном заключении различные цитаты, как вырванные из контекста, так и вообще отсутствующие и в комментариях, и в оригинальных текстах Бхагавад-гиты.
Затем в зал суда был приглашен Свистунов В.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии и логики философского факультета ТГУ, непосредственно проводивший философский анализ книги и ее учения. Им было сказано, что деканом факультета (Аванесовым) было сделано предложение провести философское исследование (здесь можно подчеркнуть, что речь даже не шла об экспертизе). На вопрос о наличии приказа по ТГУ о названии экспертной комиссии, эксперт ответил отрицательно. При постановке перед ним задачи, он не был ограничен в выборе необходимой литературы для анализа (этим объясняется, почему в экспертизе анализируется не только комментарии из третьего издание «Бхагавад-гиты как она есть», но и из второго издания, отличающегося переводом, а также иных книг – «Шримад Бхагаватам», «Наука самосознаниния» - хотя на основании экспертизы делается вывод о необходимости признать экстремистским материалом именно третье издание «Бхагавад-гиты как она есть»). Эксперт отметил, что с книгой «Бхагавад-гита как она есть» он знаком с 1980-х годов, но не читал, хотя и листал; прочитал только сейчас.
Саму поставленную задачу провести философский анализ эксперт воспринял творчески. По его словам, сам исследуемый текст побуждает к тому, чтобы вступить в полемику, найти еще какую-то дополнительную информацию. Экспертом были исследованы сайты, содержащие критику учения кришнаитов и их вероучительных книг (так называемые «антисектантские сайты»). На вопрос о том, исследовал ли эксперт противоположную точку зрения, был дан отрицательный ответ. И здесь опять эксперт подчеркнул, что эта полемика – это его субъективное мнение. Здесь возникает интересный момент: современные научные работы пишутся по материалам из сети интернет и без указания конкретных ссылок на допустимые научные источники.
На вопрос о наличии оскорблений и унижений в комментариях эксперт ответил, что их нет. Как и Аванесов, Свистунов сказал, что имеются указания на исключительность этого пути, но аналогичные выводу о собственной исключительности существуют в любой религии. На вопрос о взглядах доктрины кришнаитов на христианство, эксперт отметил, что они ни в коем случае не враждебные, скорее нейтральные.
Далее судьей и представителями ответчика было указано на значительный ряд несоответствия приводимых в экспертизе цитат рассматриваемому 3-ему изданию «Бхагавад-гиты как она есть».
Как было отмечено на прошлом судебном заседании автором экспертизы были использованы материалы в православных апологетических («антисектантских») сайтов. На данном судебном заседании распечатки с данных сайтов были включены в дело.
После опроса эксперта представителем ответчика было сделано устное заявление суду о необходимости признания экспертизы незаконной и привлечении трех специалистов, выполнявших экспертное заключение, к ответственности в связи с нарушением порядка проведения экспертиз.
В связи с неявкой третьего эксперта, Наумова В.Г., продолжение судебного процесса было назначено на 29 и 30 августа.
Следует еще добавить, что во время судебного процесса на площади Батенькова правозащитниками был проведен одиночный пикет против запрета книги.
P.S. Буквально через час после окончания судебного заседания на ГТРК Томск в новостной программе «Вести» вышел сюжет с бегущей строкой о том, что «Бхагавад-гита как она есть» осуждена за экстремизм. Т.е. уже осуждена фактически, а не просто обвиняется. Монтаж сделан таким образом, что зачитываемое судьей заявление прокуратуры о признании книги экстремистской, что судья делает в начале каждого заседания, помещено в конец сюжета и может быть расценено как решение суда. О присутствие журналистов ГТРК Томск на суде ходатайствовала прокуратура, что может указывать на необъективное преподнесение ситуации со стороны телеканала.
Update: Спустя сутки после выхода сюжета ГТРК в эфир (!) заголовок был изменен с жесткой формулировки "Книга «Бхагават-Гита. Как она есть» осуждена за экстремизм" на нейтральный вариант "В суде рассматривается дело о книге «Бхагават-Гита. Как она есть»".
Комментариев : 24
Еще, с сайта Вестей
В суде рассматривается дело о книге «Бхагават-Гита. Как она есть»
Новости и программы 18 августа 2011 16:59 Татьяна Конради
В суде рассматривается дело о книге «Бхагават-Гита. Как она есть»
18 августа в Ленинском городском суде рассматривалось дело по признанию книги «Бхагават-Гита. Как она есть» под авторством Бхакти Веданта Свами, содержащей элементы, разжигающие межнациональную рознь. Издание является сборником комментариев к уникальному литературному произведению, написанному около пяти тысяч лет назад. Учение Гиты затрагивает самые разные стороны бытия, начиная с обыденной, житейской, и до метафизической, духовной.
«Бхагавад-Гита» была настольной книгой таких великих людей, как Лев Толстой, Энштейн, Махатма Ганди. Оригинал неоднократно переводился на разные языки. Его комментировали ученые, философы, религиозные деятели.
По мнению экспертов, в одном из изданий, содержащих комментарии к тексту санскрита, содержатся формулировки, возвышающие последователей учения над представителями всех иных вероисповеданий. Эксперты единодушно пришли к выводу, что в книге «Бхагават-Гита. Как она есть» содержатся выражения унижающие честь и достоинство «не просвещённых», тех, кто не является последователем Кришны, выражены идеи исключительности и превосходства последователей Прабхупады, третированию формы любого другого социального или религиозного суждения, употребляются оскорбительные для многих слова: демоны, ослы, вьючные животные, нелюди.
Сторона ответчика, а ее представляла томская религиозная организация «Сознание Кришны» настаивала на том, что в комментариях к оригиналу нет ничего предосудительного. На протяжении всего процесса адвокат ответчика, формулируя вопросы к свидетелям и обращения к суду, призывал не критиковать писание.
По сути, происходит подмена понятий. Адвокаты настаивали на том, что обвинение покушается на первоисточник. На самом же деле речь шла исключительно о современном издании определенного автора. Так или иначе, точка в этом деле пока не поставлена, рассмотрение дела продолжается.
Не буду писать как юрист...
Мне Бхагавад гита как она есть не нравится, и не нравится она именно по тем причинам, которые выдвигает обвинение. И я сталкивалась лично с позицией некоторых кришнаитов, которая подтверждала это.
Поэтому лично я читаю тонкую красную Бхагавад гиту в переводе Бурба под редакцией Саакян, Москва, 2000, там кстати есть и оригинальный санскритский текст.
Безусловно это разные книги! Поэтому я думаю, что этот процесс нельзя рассматривать как нападки на саму Бхагавад Гиту, а то, что кришнаиты (которые себя зовут вайшнавы) - не индуисты, а нео-индуисты, аппелирующие не к традиционным источникам, а собственной их интерпретации, и их литература не может относиться к оригинальной традиции индуизма и так известно.
По поводу упомянутой бегущей строки - это безусловно свинство! у нас решения суда выносятся судьей и вступают в силу установленном законом порядке, поэтому говорить о таком (неизвестно каком кстати) будущем решении как о факте - это значит вмешиваться в процесс судопроизводства.
как юрист
карточка дела
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
Местная религиозная организация "Томское общественное сознание Кришны"
Прокурор г. Томска в ин-сах :РФ неопределенного круга лиц
УМЮ по ТО
ИСКОВОЕ (ПО ДЕЛАМ ИЗ ПУБЛ. ПРАВООТ., ОСОБОЕ) ПРОИЗВОДСТВО
Номер дела 2-1641/2011
Номер материала М-1883/2011
Вид гражданского производства ОСОБОЕ производство
Дата поступления 30.06.2011
Порядок поступления ВПЕРВЫЕ
Категория Прочие дела особого производства
Председательствующий судья Бутенко Галина Евгеньевна
Дата определения о (принято/отказано/без движения) 04.07.2011
Вид определения (принято/отказано/без движения) (1) Заявление ПРИНЯТО к производству
Дата опр.(ст.147 ГПК) о подготовке дела к разбирательству 04.07.2011
Дата опр.(ст.153 ГПК) о назначении дела к разбирательству 22.07.2011
Дата первого судебного заседания 12.08.2011
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Наименование события Результат события Передано в производство судье Дата события
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 30.06.2011
Передача материалов судье Бутенко Галина Евгеньевна 01.07.2011
Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 04.07.2011
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 04.07.2011
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 22.07.2011
Судебное заседание Заседание отложено 12.08.2011
Судебное заседание Заседание отложено 18.08.2011
Судебное заседание Объявлен перерыв 29.08.2011
Судебное заседание Производство по делу приостановлено 30.08.2011
ЭКСПЕРТИЗА
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Дата определения (пост.) о назначении 30.08.2011
Не читал ни того ни другого,
Не читал ни того ни другого, так что по сути не скажу. Но вообще интересно - суд над книгой! А есть ли информация как к этому отнеслись индийские власти?
Нет, ничего неизвестно. Хотя
Нет, ничего неизвестно. Хотя это показатель, если бы индийские власти приняли это на счет оригинальной Бхагавад Гиты - они возможно выступили бы на стороне ответчика, возможно...
Не суди и не судим будеш
"Вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю.Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...." Владимир Высоцкий написал эти строки под впечатлением Бхагавад Гиты как она есть.
Откуда дровишки?
информация то есть?
Это вы сами так решили или из дневников Высоцкого или его переписки сие явствует? Тогда ссылки на источники дайте, в противном случае все это просто флуд, а флуд на индонете запрещен.
Вообще-то Бхагавад Гита на русском под редакцией Прабхупады вышла в 1984 году, Высоцкий умер в 1980, если мне память не изменяет, так что...
Продолжение следует...
Индийский парламент встал на уши, напряг правительство, которое в свою очередь напрягло российские власти.
Российские власти выступили очень правильно, имхо.
МОСКВА, 22 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Нарекания правоохранительных органов РФ к русскому изданию книги "Бхагавад-гита, как она есть" вызваны неудачными комментариями к публикации, сообщил сегодня официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
http://www.itar-tass...
Дипломат напомнил, что "в июне 2011 года прокуратура Томска инициировала рассмотрение в суде вопроса о третьем издании русского перевода книги "Бхагавад-гита, как она есть" на предмет его внесения в федеральный список экстремистских материалов".
"Как явствует из имеющихся документов, нарекания у правоохранительных органов относятся не столько к тексту самой книги, двойной перевод которой грешит смысловыми искажениями, сколько к комментариям самого автора, - подчеркнул Лукашевич. - Собственно эти комментарии и были восприняты как подпадающие под статью 13 ФЗ РФ "О противодействии экстремистской деятельности". "На это обстоятельство особо указал глава МИД Индии Соманахалли Маллайя Кришна, который выступил 20 декабря со специальным заявлением по этому поводу", - отметил официальный представитель.
"Судебное решение в Томске ожидалось 19 декабря, однако заседание было отложено, предварительно, по нашим данным, на 28 декабря", - информировал он.
Лукашевич еще раз подчеркнул, что "речь идет не о самой книге, а о неудачном переводе и особенно предисловии, написанном автором".
"Бхагавад-гита" была написана в 1968 году основателем международного общества создания Кришны. Переведена на английский язык, а в 1984 году на русский язык. Книга является одним из важнейших памятников древнеиндийской литературы на санскрите и состоит из диалога между Кришной и Арджуной перед началом Битвы на Курукшетре.
Вобщем скандал разгорелся большой, в вики даже появилась страничка этого скандалаhttp://ru.wikipedia....
так что интересующиеся теперь могут отслеживать события по вики
Бхагавад Гита
Интересная публикация, и я с ней полностью согласен, кришнаиты порочат индуизм в глазах русских, которые не разбираются чем "Бхагавад Гита" отличается от "Бхагавад Гита как она есть"
Роман Силантьев: Кришнаиты в России только порочат индуизм
Известный религиовед считает необоснованной критику России со стороны властей Индии в связи с судебным процессом против сектантов в Томске…
Директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, религиовед Роман Силантьев считает необоснованной критику России со стороны властей Индии в связи с судебным процессом в Томске. "По всей видимости, власти Индии были дезинформированы российскими кришнаитами касательно судебного процесса в Томске по запрету книги "Бхагавад-гита как она есть" с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны Свами Прабхупады", – заявил Роман Силантьев "Интерфакс-Религия" в среду.
Так он прокомментировал заявление главы МИД Индии Соманахалли Маллайи Кришны, сделанное накануне в нижней палате индийского парламента. С.Кришна вступился за российских кришнаитов и их настольной книги "Бхагавад-гита как она есть" с комментариями С.Прабхупады.
"Бхагавад-гита" – не просто религиозный текст, это один из определяющих трактатов индийской мысли, который описывает саму душу нашей великой цивилизации, – заявил в своем выступлении С.М.Кришна. – Он гораздо выше любой дешевой пропаганды или атаки невежд, которые, как я понимаю, и подали жалобу в местный российский суд".
В настоящее время на судебном процессе в Томске рассматривается вопрос о запрете "Бхагавад-гиты как она есть" с комментариями С.Прабхупады как "имеющего признаки экстремизма". В этой связи индийские депутаты призвали власти "немедленно вмешаться и добиться гарантий соблюдения свободы вероисповедания для индуистов в России", а индийская диаспора в Москве и российские кришнаиты обратились к премьер-министру Индии Манмохану Сингху с просьбой не допустить запрета священного для них текста. Тема "гонений на индуизм в России" стала новостью номер один для ведущих СМИ Индии.
Тем временем, по словам Романа Силантьева, исходя из заявлений индийской стороны, можно предположить, что ей сообщили о готовящемся запрете самой книги "Бхагавад-гита", а не комментариев на нее С.Прабхупады, "что далеко не одно и то же".
"Например, есть Коран, а есть толкование на Коран какого-нибудь Саида Бурятского, и это совершенно разные книги. И если книги первой категории, относящиеся к священным писаниям традиционных религий, никто запрещать не собирается, то их извращенные толкования запрещаются довольно часто, и не только в России", – подчеркнул собеседник агентства.
Он указал на то, что интерпретация "Бхагавад-гиты" С.Прабхупадой уже была подробно изучена отечественными учеными, "и все желающие могут ознакомиться с их выводами, из которых следует, что никакого отношения к традиционному индуизму она не имеет".
Кроме того, Р.Силантьев отметил, что кришнаиты в России, имеющие "крайне скверную репутацию", характеризуются авторитетными учеными как сектанты. Он напомнил, что еще в 2004 году руководство Межрелигиозного совета России признало кришнаитов маргинальной псевдоиндуистской сектой и выступило против того, чтобы ее программы раздачи идоложертвенной пищи проводились в местах проживания православных, мусульман, иудеев и буддистов.
Кроме того, продолжил религиовед, много шума наделала история с незаконными постройками в т.н. поселении кришнаитов в окрестностях Томска, которые снесли судебные приставы.
Р.Силантьев призвал российские власти "более четко и внятно донести свою позицию до индийских коллег", подчеркнув, что судебный процесс в Томске "не направлен против индуизма как религии".
Он также упомянул, что недавно вернулся из Индии, где принимал участие в межрелигиозной конференции и поднял вопрос о российских кришнаитах, "которые пытаются представлять в России индийскую цивилизацию".
"Представители традиционного индуизма выразили крайне негативное отношение к кришнаитам, незаконно присвоившим себе право именоваться членами высших каст. Они также заявили о готовности познакомить россиян с традиционным индуизмом, имидж которого сильно испорчен кришнаитами", – сообщил эксперт.
Русская линия
rusk.ru/newsdata.php?idar=52219
Совершенно согласна! Писала о
Совершенно согласна! Писала о том же буквально пару часов назад https://indonet.ru/f...
Происходит подмена, причем по непонятным причинам БГ от БГкое на отличают даже те, кто читает по-русски, и может даже визуально отличить эти 2 книги.
Единственно, что следует из всей этой некрасивой истории - это то, что все это не просто так...
Суд над комментариями АЧ Бхактиведанты
Не думаю, что судят Бхагавад Гиту. Она на полках всех институтов в разных вариантах. Судят вариант Прабхупады, породивший разделения между людьми даже в самом Исккон по религиозному предназначению. Самый жестокий конфликт внутри организации идёт между предпочитающими прямое обращение к Кришне и теми, кто вот как раз и пытается официально представлять учение Прабхупады. Хотя, Бхагавад Гита призывает предатья Кришне, последователи Прабхупады используют его авторитет, чтобы заставлять людей предаваться их организации или их гуру... Если человек не хочет этого, его унижают, сравнивая с худжими из сахаджиев...
Я лично столкнулся с этим и ушёл от Исккон и им подобных. Необходимость защищаться от них, привела к тому, что я создаю антиматериалы всякий раз, когда вижу давление на мой выбор как мне верить в Кришну... Если бы комментарии АЧ Бхактиведанты не были возведены в культ, а звучали лишь, как рекомендации, учитывающие разные категории преданных, не говоря о мирских людях, этого беспокойства в обществе можно было бы избежать.
Спасибо за коммент!
Интересно читать про изнутри из первых рук.
У меня знакомые кришнаиты, бывшие, тоже ушли. Знакомые ушли потому, что прикрываясь хорошими словами ИССКОН просто использует рабский труд (безусловно) на собственное благо.
Я как то на тусовке ведического центра в Москве говорила с несколькими ребятами. Некоторые рассказывали небылицы об Индии, просто на дурака рассчитанные, и как хорошо во Вриндаване в т.ч. Я была в Индии к тому моменты несколько раз и просто на лжи их поймала.
А 1 паренек из какой то республики буддийской вообще попал в общину и его понесло. мы спрашиваем что ты тут делаешь, он говорит: не знаю - обещали одно, а теперь выживаю в чужом городе просто, думал будет лучше, чем дома, перспективы и горизонты, а ничего этого нет.
С другой стороны ИССКОН все таки сделал хорошее, он собрал много духовно развивающихся людей и помог им найти хоть и от противного их собственный путь в Богу.
Безусловно вы правы про комментарии! многие комментируют веды и веданту, но не пытаются создать на этом организацию с методами подавления, ведь путей богопознания так много, никто не знает каким путем идти человеку кроме него самого (в лучшем случае)
Суд над Бхагавад Гитой, как она надо Прабхупаде.
Спасибо за внимание. Вот здесь я высказываюсь немного о невыносимых проблемах в Исккон, как человек, который на собственной шкуре перенёс беспредел авторитарного гуруизма.
Жаль, ссылки нельзя. Надеюсь понятно, что надо убрать пробелы в строке
http : / / www. liveinternet.ru / users / 4151975 / post198914053 /
Если кому важно разобраться, у меня в блоге можно найти соответственные рубрики.
Вы спросите, зачем ушедшему копаться в этом? Я просто не хочу никому той психологической боли, которую мне принесла эта организация... Если мы будем окружены этими людьми, позволим им задоктринировать интеллигенцию, отбив их критичное мышление священностью авторитарности их гуру, мы все поймём, что стали рабами средневековых индуистских махараджей... Не более того. Никакой духовности не будет. Её заменит работа на этих дядек...
Если эту книгу запретят, гордость этих гуру поубавится и давить людей они не станут авторитаризмом. Соответственно и люди не будут отвечать им в том же духе... Проблема в том, что они не сознают, что приносят боль. Но всё же, я надеюсь, что они перестанут апеллировать в пользу своей власти над душами запрещённым изданием Бхагавад Гиты.
Мне безразлична судьба этого издания. Бхагавад Гита бессмертна и из моего сердца не выкинешь её мудрость. Если кто-то решил превратить её в инструмент своей власти, это не является причиной оставления Кришны и Бхагавад Гиты в целом. Я воспринимаю Гиту иначе, чем эти люди.
Несколько лет назад я предупредил одного из гуру, что он неправильно трактует Гиту, выставляя всем, что Кришна хотел битвы на Курукшетре. Но изначально его призвали к этому полубоги и фактически использовали его для своей власти, как тогда, так и сейчас...
Яшоматинандан Кришны
у вас блог только для своих, меня не пустил ((( так что увы... поэтому ссылкой оживлять не стала. вообще можно просто писать название сайта, тогда пройдет
Не спрошу, потому, что, имхо, крах мечт и эксплуатация, замаскированная под религиозные или другие благие идеи и концепции - это о чем надо говорить. И даже кричать!
Потому, что среди нашей серости очень хочется найти что-то теплое и родное, и когда появляется проблеск люди бросаются, очертя голову как в омут, и иногда попадают именно в омут.
Это проблема не столько личная уже, сколько русская народная.
И очень ценно что вы готовы делиться собственными переживаниями и соображениями, ибо официальные версии и слова очевидцев и живых свидетелей - это часто противоположные вещи.
Правда обсуждать Гиту по существу, тем более в этом посте, я бы здесь не стала, во-первых, для меня полубог - просто нонсенс, во-вторых тема все таки о суде....
Впрочем, я никогда не сталкивалась со сравнительным анализом БГ и БГкое, было бы интересно для общего развития.
На указанный публичный блог
На указанный публичный блог доступ открывается простой регистрацией на ЛиРу... Там же есть непубличные блоги, где содержится 90% моих рассказов и рассуждений, которые я закрыл от людей не способных волноваться по поводу раскатывания вывода Бхагавад Гиты в сторону гуруизма...
ясно
но как вы понимаете регистрация там не у всех есть, региться хоть и 5 минут, но лень, может быть как нибудь...
Напишите отзыв или вопрос