Искусство Дхокра
«Художественная элегантность» искусства Дхокра выдержала испытание временем. Будучи одним из наиболее древних способов литья цветных металлов когда-либо известных человеческой цивилизации, оно до сих пор развивается и открывает новые горизонты.
Культурно-творческая мозаика такой страны, как Индия, насчитывает более 5000 лет истории. Здесь зародилась одна из ранних человеческих цивилизаций. Люди этой древней земли годами оттачивали свое мастерство и техники, которые передавались из поколения в поколение через устные предания, а также семейную и общинную деятельность.
Индийские умельцы создавали своими руками предметы искусства как для ежедневного пользования, так и для религиозных целей. Материалы и образы они брали из окружающего их мира. Изделия создавались либо в народном, либо в художественном стиле, в зависимости от общинной принадлежности мастера.
Материалами служили глина, металл, дерево и нити ручного прядения, а мастера - ткачи, гончары, кузнецы и мастера по дереву были неотъемлемой частью местной общины. Использование металла в Индии восходит к ведическим временам.
Мастера по металлу, называемые Кармара, занимали довольно высокое положение в обществе.
В Яджурведе упоминается о том, как Бог молнии Рудра оказывает дань уважения семье Кармаров.
Металлообработка, так же как и другие ремесла, была тесно связана с религией. Более того, перед началом работы мастер молил о наставлениях Твастрама, сына Вишвакармы, описываемого в индуистском эпосе «Махабхарата» как «Бог искусств, покровитель тысячи ремесел».
Для среднестатистического индийца металлы имеют религиозное значение и металлические иконы находят свое место в семейных храмах или в домашних молитвенных комнатах по всей стране.
Более 2000 лет назад индийские мастера по металлу сделали прорыв в области металлургии. Они достигли успехов в производстве латуни - сплаве недрагоценных металлов, который очень похож на золото. Это было достигнуто за счет сплавления цинка и меди, где содержание цинка колебалось от 10 до 12 процентов.
Другое примечательное новшество было сплавом металлов, называемое Панчдхатту, которое изготавливалось из пяти металлов - меди, цинка, золота, серебра и свинца. Этот сплав широко используется при изготовлении религиозных атрибутов по сей день.
Латунь и колокольная бронза также популярны для отливки и входят в сплавы из меди и олова. Оба этих металла имеют блеск золота.
Годами кузнечное искусство, как и другие ремесла, развивалось под покровительством короля, и мастера по металлу совершенствовали свое мастерство в металлическом литье и в создании произведений искусства.
Дхокра - это самый ранний из известных людям методов литья цветных металлов. Само слово Дхокра переводится как «старейший» и произошло от названия западно-бенгальского племени Дхокра Кармар, которые из поколения в поколение были кузнецами. Эта группа специализировалась на этой форме искусства. Некоторые историки предполагают, что эти племена родом из провинции Бастар штата Чхаттисгарх. В то время это были кочевые племена, переезжающие с места на место в прилегающих областях. С течением времени племена осели в племенных территориях штатов Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Орисса, Западная Бенгалия, Джхарканд и Андхра-Прадеш.
Хотя этнически они схожи, тем не менее их отличают разные имена в зависимости от штата. Их метод литья металла известен как cire perdue или техника замещения воска - метод литья по выплавляемым моделям, и используется в Индии уже более 4000 лет.
Есть свидетельства такого же литья сплавов на основе меди, найденные в Китае, Египте, Малайзии, Нигерии и некоторых областях Центральной Америки.
Одним из наиболее ранних экспонатов, созданных в этой технике, является «танцующая девочка» из Мохенджо-Даро, бронзовая статуэтка высотой в 10,8 см. Предполагается, что статуэтка была сделана около 2500 лет до н.э. Она была найдена при раскопках в 1926 году в одном из домов древнего города Мохенджо- Даро, который находится на территории современного Пакистана. Небольшая фигурка словно разговаривает со своим зрителем, обращаясь к нему сквозь годы из своего далекого прошлого к настоящему, своей позой и экспрессией, которые сегодня имеют такую же силу, как и в день, когда она была сделана.
Британский археолог Мортимер Уилер, описывая статуэтку, думал, что маленькая девочка в стиле балучи (относящийся к Белуджистану) «в данную минуту абсолютно уверена в себе и мире вокруг. Нет нечего похожего на нее, я думаю, во всем мире» - это творение, неподвластное времени.
Кропотливая и трудоемкая техника этого метода литья металла остается таковой и по сей день. В отличие от других индийских ремесел, любая стадия литья Дхокра может быть выполнена как мужчинами, так и женщинами. Обработка поверхностей изделий очень напоминает обработку изделий, сделанных из травы, бамбука или тростника. Создается впечатление, что те мастера, которые ранее работали с травами, открыв металл, продолжили обрабатывать новый материал старыми методами.
Есть некоторое отличие в способах обжига и незначительные вариации в материалах в зависимости от региона, но основной метод практически тот же.
В Западной Бенгалии печь для обжига устанавливается над уровнем земли, а в Чхаттисгархе и других штатах - под землей.
В Джхарканде нагревательный прибор ставится на саму литейную форму.
Сначала мастер по металлу работает как скульптор и художник. Во-первых, делается приблизительная форма из песка, глины и суглинка.
В Западной Бенгалии форма покрывается нитями, сделанными из галы, пасты горчичного масла и пчелиного воска. В провинции Бастар штата Чхаттисгарх ремесленники используют восковые нити и полоски, в то время как в районе Саргужа пользуются смолой, называемой Дхуван.
В Ориссе воск смешивают с Дхуна, смолой дерева сал, Shorea Robusta.
Детали окончательного дизайна можно увидеть по образцу, полученному из восковых нитей. Тонкие нити, шириной в 1/16 дюйма обматывают настолько плотно, что не видна ни одна часть песчаной и глиняной формы. Этот слой потом покрывается глиной и высушивается на солнце. Глиняное покрытие изнутри является противоположностью восковой формы и становится формой для металла, который будет заливаться во внутрь.
Отводные трубки остаются для тающего воска, который будет выводиться при нагревании формы. Когда форма высохнет, ее осторожно нагревают и, когда воск начинает плавиться, на его место заливают раскаленный металл. Из-за этого процесса, выведения расплавленного воска, техника и получила свое название.
Раскаленный металл замещает воск и застывает внутри формы.
Металл принимает ту же форму, что и воск. Охладившись и застыв, наружный слой глины разламывают большой ножовкой и извлекают металлическую скульптуру. Теперь она готова для отделки.
За исключением полых объемных скульптур, глиняный стержень оставляют внутри металлической оболочки для придания изделию веса, особенно если это изображение, изготавливаемое для алтаря.
Качество сделанной работы зависит не только от ловкости мастера, работающего с формой, но и от мастера, который занимается конечной обработкой.
Поверхность шлифуется и полируется, а разнообразные шарики, плетения и спирали служат для декоративного украшения. Уникальность этого ремесла заключается в том, что ни один предмет в Дхокра не повторяет другой, так как каждое новое изделие отливается в новой форме. Форму не используют повторно, потому что для извлечения отлитой фигуры ее разламывают. Каждая вещь доводится до совершенства с большой любовью, заботой и мастерством. Законченные изделия оцениваются, исходя из веса, отделки и тонкости работы.
Традиционно мастера изготавливали божества, посуду и предметы ежедневного пользования. Пользуются популярностью масляные лампы с павлинами. Они изготавливаются в разнообразном оформлении и являются традиционным подарком для дочерей. Традиционные пиалы - мерные чашки разных размеров, ранее использовавшиеся для измерения круп, сегодня нашли себе новое применение в виде контейнеров для орехов и чашек для ополаскивания пальцев.
В Бастар часто изображают слона. Слон считается Богиней штата и называется там Дхантешвари. Что интересно, мастера верят в то, что они не могут видеть Богиню, поэтому они представляют будто она едет на сделанном ими слоне.
Благодаря инвестициям агентств по поддержке предпринимательства и государства в проекты по развитию и программ содействия дизайнерам, улучшилось мастерство умельцев, а вместе с этим разнообразился и ассортимент. Сейчас это и статуи, чашки, различные животные, мифические создания, Боги и Богини, а также разнообразные аксессуары для дома: подсвечники, дверные ручки, вешалки и цепочки. Несколько наиболее умелых мастеров рискнули создать столовую посуду и приборы, которые смогут придать необыкновенный вид даже самой простой обстановке.
Общины ремесленных племен сонар, бхат, и бхотиа специализируются на ювелирных украшениях из латуни, которые производят неизгладимое впечатление. Их одевают на фестивали и по особым поводам. Среди них такие изделия, как ожерелья, ножные браслеты, серьги, заколки для волос и браслеты.
Некоторые объекты, найденные сегодня, кажутся почти нетронутыми временем и все же удивительно уместными, в то время как другие похоже изменились в практически другие жанры, более сложные и современные. Каждое изделие отражает наивность и первозданную простоту, будь то очаровательные фольклорные мотивы или причудливые изображения сцен из жизни. Изображаемые темы многообразны, это женщина из племени, управляющаяся с компьютером, мать, делающая массаж ребенку, или корова, лежащая в тени дерева. Навыки и эстетический вкус этих людей, не заканчивавших институты, - это результат их особого мировосприятия, которое до сих пор надежно защищено от иностранного влияния.
Индия, на самом деле, особенная страна, обладающая неподвластным времени наследием и способная предложить миру творческую красоту мастеров Дхокра.
◆ Автор статьи - член Dastkari Haat Samiti и являлась директором India Sponsor Foundation, где возглавляла команду по обучению женщин из маргинальных слоев общества на водителей коммерческих транспортных средств, впервые в Дели.
РЕКХА ШАНКАР, Индия перспективы за февраль 2010 года
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос