Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Красота божественного

В индийской философии, наш опыт восприятия прекрасного при наблюдении за рассветом или рассматривании бесценных произведений искусства проявляется в тот момент, когда мы ощущаем божественную милость, лежащую в основе всего мироздания. В этот момент завеса иллюзии материального мира приподнимается и мы начинаем видеть суть...

Художник показывает окружающий его мир, формируя его своим видением, с помощью своего восприятия и представлений. Раннее искусство Индии является ценным свидетельством, отражающим мировоззренческие концепции одной из наиболее древних цивилизаций мира. Эти традиции живы до сих пор, что делает их еще более притягательными.

Искусство древней Индии раскрывает нам идею великого Божественного дара. Это картина мира, которая отражает гармонию всего мироздания. Когда некая единая суть присутствует в каждом из нас, в животных, цветах, деревьях, листве и даже в ветерке, играющим с этой листвой. И все это есть отражение Всевышнего. Феноменальный мир разделенных существ и объектов, окружающий нас, это не что иное как иллюзия, ощущаемая и воспринимаемая нашими чувствами. Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью наших чувств, которые индивидуальны и не объективны по своей природе. Поглощенные своими эмоциями, мы остаемся слепы к высшей реальности.
Основная иллюзия состоит в том, что мы воспринимаем себя как отдельных личностей, и эта идея ведет нас по пути эгоистического существования. На этом пути мы отделены от правды.
Высшая цель в жизни - это восстановление единства с Всевышним, восприятие самих себя как прекрасную часть Великого, божественного. Видеть себя, как часть божественной сущности. И вследствие этого утратить страдания жизни, заключенные в сеть бесконечных желаний.

Эстетический опыт считается большой ценностью в индийской философии. Он приподнимает завесу иллюзии, под которой скрывается от наших глаз правда. Наш опыт восприятия прекрасного при наблюдении за рассветом или рассматривании бесценных произведений искусства проявляется в тот момент, когда мы ощущаем божественную милость, лежащую в основе всего мироздания. В этот момент завеса иллюзии материального мира приподнимается и мы начинаем видеть суть... В это мгновение уходят наши материальные заботы, которые заполняют наш разум и тем самым делают нас слепыми перед величайшей действительностью.

Момент постижения прекрасного формулируется в индийской философии как «подобный Брахмананде» или финальному экстазу освобождения. Поэтому искусство играет наиболее важную роль в жизни индийского субконтинента. Трактат Читрасутра («Свод правил живописи») из Вишнудхармоттара Пуран, сочиненный во времена устных преданий в 5 веке нашей эры, возможно, является старейшим из известных трактатов по искусству в мире. В нем говорится о том, что искусство - это величайшее богатство человечества, гораздо более ценное, чем золото или драгоценности.

В раннем индийском мировоззрении не было богов. Были божества. Божества, которые были воплощениями понятий и качеств. Качества находятся внутри нас, и попытка соответствовать этим божествам приблизит нас к искусству, мы разбудим самые утонченные свойства своей личности. Рассматривать это, размышлять над этим поможет нам наполниться возвышенными качествами и в конце концов лучшие стороны нашей личности будут расти и наполнять нас. Когда мы наполнимся этой божественной милостью, в нас не останется места низменным желаниям и боли: мы сами станем как божества.

Для индийских скульпторов, божественная милость находится везде. Лежащий перед ними камень содержит в себе божественный облик и именно ему предстоит удалить поверхностное и высвободить ту форму, которая скрыта внутри. Это не только личное удовольствие открытия и созидания, это также разделение красоты, находящейся в мире с другими.

Создание произведений искусства в Индии - это процесс медитации: процесс жизни, проводимый в служении и открытиях. Создание красоты форм для скульптора – это счастливое переоткрытие вновь обретенного блаженства и красоты, которая является выражением божественности. Индийские скульптуры натуралистичны и сильно отличаются от тех произведений, которые пытаются изображать только мимолетные формы объектов мира. Здесь натурализм является выражением того чувства, которое движется под поверхностью объектов, внутренняя суть деревьев, животных и людей: дух, который движет все мироздание.

Поскольку эго и вера в чью-либо индивидуальность признается иллюзией наших ограниченных чувств, индивидуум никогда не был центром внимания. В течении приблизительно тысячи лет древних времен было создано огромное количество произведений искусств. Они изображали божеств, мифологических созданий, животных, растения, деревья, формы, которые объединяют всех этих существ в великую гармонию, включая обыкновенных мужчину и женщину. Это искусство даже никогда не изображало королей, которые покровительствовали искусству. И также не было упомянуто ни одно имя художника. В соответствии с древними трактатами по искусству Читрасутра, личности слишком незначительны, чтобы быть запечатленными в искусстве. Цель искусства довольно благородна - изображать превосходство вечного над мимолетным.

Следовательно, произведения искусства служили тому, чтобы передать Высшую Правду, которую в очередной раз испытал художник. Ни мыслитель, ни художник не претендовали на то, чтобы быть единственными, кто смог увидеть Истину. Каждый учитель того времени в Индии заявлял, что следует по стопам других, которые шли перед ним. Акцент был на отказе от эго, а не на его сохранении.
И искусство было главным средством передачи этих идей. Изображения материальной жизни довольно часто использовались в искусстве. Постижение знания приравнивалось к победе. Мы видим изображения божеств, уничтожающих демонов невежества. Несмотря на это, демоны улыбаются, хотя они побеждены. В этом мире все рассматриваются, как часть космического целого, в результате нет страданий. Появляется богатство и многообразие жизненного опыта. Наше восприятие материального мира не отрицается. Замена представлений нашего разума и чувств временного и вечного характеризуется как «лила» или динамическая игра. В поисках истины, нельзя избежать опыта «лилы» и не надо пытаться отвергать эту реальность.

Один из величайших вкладов этого философского течения состоит в том, оно не описывает видимых противоречий между духовным и миром чувств.
Эта философия не ищет отрицаний нашего восприятия прекрасного, которое мы постигаем в мире, включая человеческие образы вокруг нас. Фактически она показывает эту красоту, как отражение божественной славы. Красота человеческих форм, которые постоянно окружают нас в жизни, не преподносятся в той манере, которая будит низменные желания и они тянут нас вниз. Это искусство показывает привлекательность всех человеческих существ и других форм, как помощь в пробуждении счастливого осмысления внутри нас. Оно пытается возвысить нас через наше художественное восприятие. Свидетельства великой космополитической культуры древнейших времен есть в каждом индийском памятнике культуры. Влияние других искусств были восприняты с теплотой и некоторые из них сохранились в основном потоке искусств на века.

Художественные стили, сюжеты и иконография быстро распространились в древности по всем уголкам страны. Поэтому мы находим общеиндийские тематики и художественные стили с древних времен. Региональные вариации и цвет добавились позднее, обогащая уже существующие традиции. То, что осталось от раннего искусства Индии – это всего лишь малая часть того, что было создано. И все же, оставшееся содержит такое огромное количество памятников и скульптур, что они поражают воображение. Это огромное собрание произведений рассеяно по каждому уголку индийского субконтинента.

История искусства - это история человечества, человеческого восприятия и мировоззрения. От ранней цивилизации речной долины и далее мы видим основу искусства одной из старейших цивилизаций. Мы видим концепцию мира и истоки культуры, которая существует уже более, чем 5000 лет. Эта культура базируется на вере в единство всего творения. Вместо превосходства и контроля над силами вокруг нас, уступите место естественному порядку и обратите внимание на видение жизни и искусства древней Индии.

◆ Автор - известный искусствовед, кинематографист и фотограф,

Примечания:

  • Якши, изгородь ступы Бхарбат. Ранее индийское искусство изобилует изображениями богатства и плодородия природы. Изображение женщины и дерева, к которому она прислонилась, символизирует обильные и восстанавливающие качества мира природы. (Коллекция: Индийский музей, Калькутта).
  • Энергия и тепло жизни, Карле, 1-2 век н.э. Митхуны или влюбленные изображены на фасаде чайтья гриха в Карле. Это неправдоподобные и идеализированные формы, символизирующие самую суть человеческой жизни. Их соединение во взаимной любви
    символизирует полноту мира и гармонию естественного порядка природы.
  • Наездники на слонах, капители колонн, Карле чайтья гриха. Потрясающие фигуры, полные естественной грации, находятся на капителях
    колонн чайтья грихи. Они источают тепло и свободу. Мужчины и женщины изображены свободно обнимающими друг друга. Следует отметить, что в древнем искусстве Индии женщины выражали себя так же свободно, как и мужчины .
  • Радостные богопочитатели Панигири, 1-й век н.э. Недавние раскопки, проведенные Департаментом археологии в штате Андхра- Прадеш при поддержке правительства штата, обнаружили хорошо сохранившиеся изящные рельефы изгороди ступы и колонн 1-го века н.э. Их отличает изысканный дизайн и их фигуры полны жизни. Они передают радость и процветающую культуру долины Кришны того периода
  • Махишасурмардини Бхумара, Мадхья-Прадеш, 5-й век. Демон в облике буйвола символизирует зло невежества, которое является препятствием на нашем пути к Истине. Дурга, символизирующая силу и энергию внутри нас, сражает этого демона. Примечательны величие и спокойствие на ее лице даже после победы над буйволом. Коллекция: Национальный музей, Аллахабад.
  • Анантасаяна Вишну, Деогарх, Уттар-Прадеш, приблиз 500 г н.э. Находясь в глубоком сне, Бог грезит о мироздании. Он облокачивается на змея Сеса, что означает «Остающийся». В философии змей также называется Ананта или бесконечный .
  • Вишну, Матхура, 5-й век. Это спокойное изображение божества выражает гармонию и чистоту естественного порядка. Коллекция:
    Правительственный музей, Лакнау.
  • Танец Шивы, храм Кайласанатха, Канчипурам, 8-й век. Шива, в своем энергичном и динамичном танце, готов опустить ногу на Апсамару, демона нашего пренебрежения Истиной. Поверженный демон
    соединяет руки в знак почтения бога. В индийской традии нет места насилию, поскольку все происходящее в мире считается частью
    космического порядка. Апсамара рад быть побежденным могуществом и красотой божественного внутри нас
  • Ганга и Вркшадеви, пещера 21, Эллора, Махараштра, 6-й век н.э. Изображение  великой реки Ганги, дающей жизнь равнинам Северной Индии. Поскольку ступы и храмы принадлежат к более ранним временам, нас также приветствует Вркшадеви,
    символизирующая плодородие природы. Насладившись созерцанием этих фигур, мы проходим внутрь
  • Бахубали, пещера Джайна, Бадами, 6-й век. В соответствии с древними индийскими традициями в одном месте были созданы пещеры, посвященные разным религиям. По  преданиям, святой джайнов Гоматешвара или Бахубали занимался медитацией в стоячей неподвижной позе так долго, что его ноги обвили вьющиеся растения, а вокруг него собрались змеи и другие твари. Лучи света в этой величественной пещере в скале усиливают красоту священного убранства
  • Храм Кайласанатха, пещера 16, Эллора, Махараштра, конец 8-го века. Грандиозной кульминацией скальной архитектуры в Индии стало строительство храма Кайласанатха, высеченного из целой горы. Замысел поражает воображение: это огромное многоярусное здание, высеченное изнутри и снаружи, созданное из самой скалы.
  • Пять Ратх, Мамаллапурам, середина-конец 7-го века. Эти пять храмов, именуемые ратхами или колесницами, отражают различные формы, которые переняла к тому времени храмовая архитектура
    Южной Индии. Они высечены из огромных валунов, имитируя построенные храмы. Наверняка создавалось и множество структуры таких форм из дерева и другого недолговечного материала, но они не сохранились до наших дней. Здешние многочисленные храмы с их скальными рельефами и пещерами напоминают сказочный город, состоящий из божественных построек
Автор и источник публикации: 

Текст и фотографии: БЕНОЙ К. БЕХЛ, Индия перспективы за август 2009 года

Анантасаяна Вишну, Деогарх, Уттар-Прадеш, приблиз 500 г н.э. Наездники на слонах, капители колонн, Карли, 1-2 век н.э. Пять Ратх, Мамаллапурам, середина-конец 7-го века. Храм Кайласанатха, пещера 16, Эллора, Махараштра, конец 8-го века. Якши, изгородь ступы Бхарбат. Митхуны или влюбленные, Карли, 1-2 век н.э. Махишасурмардини Бхумара, Мадхья- Прадеш, 5-й век Ганга и Вркшадеви, пещера 21, Эллора, Махараштра, 6-й век н.э.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
акклиматизационны_: