Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ашок Кумар

ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ ИНДИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
Ашок Кумар, старейшина индийского кинематографа, скончался 10 декабря 2001 года в Мумбаи. Его смерть означала окончание целой эпохи. Он подарил индийскому кино ту редкую грацию и изысканность, которую так трудно найти в наше время.

Ашок Кумар, которого почти все без исключения с любовью называли Дадамони (бенгальское слово, означающее «драгоценность старшего брата»), девяностолетний старейшина, великая личность, уверенно шагал по экранам Индии на протяжении шести с половиной десятилетий, начиная с середины 1930-х годов. В течение всего этого марафона, он исполнил широкое разнообразие ролей, и даже стал продюсером и режиссером нескольких фильмов.

Он начал свою карьеру в январе 1934 года, в качестве технического помощника, и вскоре был возведен в должность лабораторного ассистента в некогда известной, но теперь уже давно несуществующей киностудии «Бомбей Токиз» в Мумбаи, функционировавшей под руководством ее основателя Химансу Рая.

Ашок Кумар родился 13 октября 1911 года, в городе Бхагалпур (штат Бихар), в доме своего деда по материнской линии, куда его мать Гаури Рани Деви приехала из города Кхандва (штат Мадхья- Прадеш) для уединения и рождения своего первого ребенка. Отец Ашока Кунджалал Гангули был адвокатом, ведущем практику в Кхандве. Кунджалал назвал своего первого сына именем Кумуд, начинающимся с буквы «К», как и его имя. Аналогично, со временем, он дал второму и третьему сыновьям имена Кальян и Кишор. Кумуд и Кальян были в конечном счете переименованы в Ашока и Анупа, и только Кишор сохранил свое оригинальное имя.

Свое раннее детство Ашок провел в Бхагалпуре. Его знакомство с кинематографом состоялось в 1922 году в Кхандве, под тентом, где в сопровождении матери, он впервые посетил показ биоскопа (так в то время называли кино).

В 1936 году, когда декорации первого фильма студии «Бомбей Токиз» «Jeevan Naiya» были уже готовы, и съемки должны были начаться через пару дней, герой фильма, Наджмул Хасан, внезапно исчез. Внимательно оценив Ашока Кумара, Рай убедил его занять место героя в паре с героиней фильма, своей женой, звездой Девикой Рани. Рай баловал, поощрял и обучал Ашока мастерству. Когда фильм вышел в прокат, он имел успех, и слава обрушилась не только на Девику Рани; роль дебютанта Ашока также была оценена. За этим фильмом последовала картина «Achhut Kanya», в которой Ашок также сыграл роль в паре с Девикой. Фильм имел огромный успех, и его песня «Main ban ki chidiya ban ke ban ban doloon re» («Я летаю, как вольная птица»), исполненная Девикой и Ашоком, стала очень популярной.
Этот фильм вознес Ашока на вершину славы. Джавахарлал Неру, Индира Ганди и Сароджини Найду, для которых Химансу Рай организовал специальный просмотр фильма, также поощрили его.

Его третий фильм, «Janma Bhoomi», опять же в паре с Девикой Рани, также был успешным. Остальными его фильмами в паре с ней, на протяжении следующих двух лет, были «Savitri», «Izzat», « Nirmala» и «Vachan». После его женитьбы на Шобхе в 1938 году судьба продолжала улыбаться Ашоку, и его следующий фильм «Kangan» (1939 год) стал большим хитом.

После внезапной смерти Химансу Рая в 1940 году, Девика Рани переняла владение студией «Бомбей Токиз», создала фильмы «Bandhan» (1940 год) и «Jhoola» (1941), главные роли в которых играла все та же пара, и отпраздновала успех трех картин, достигших серебряного юбилея. Ашок стал любимцем публики, и пресса тоже хвалила его работу в этих фильмах, а также в фильме «Naya Sansar» (1941 год), в котором он сыграл роль отважного и добросовестного пресс-корреспондента. Следующий фильм «Бомбей Токиз» «Kismet» (1943 год), в котором работали актеры Ашок Кумар и Мумтаз Шанти, режиссер Гьян Мукхерджи и композитор Анил Бисвас, имел беспрецедентный успех, и на протяжении почти четырех лет беспрерывно показывался в одном кинотеатре Калькутты. Ашок блистательно сыграл негативную роль в этом фильме, и даже, по иронии, стал примером подражания для мужчин молодого поколения страны, особенно благодаря своему стилю курения сигарет. Свою способность воплощения ролей антигероя в этом и некоторых других фильмах – «Sangram» (1950 год), «Inteqam» (1969 год) и «Jewel Thief» (1967 год), - он относил к генетической наследственности своего предка по отцу, который, подобно Робин Гуду, грабил богатых, чтобы помогать бедным.

Ашок также был известен своим искренним смехом, как на экране, так и в жизни, и доказал свой гений исполнения комедийных ролей в таких успешных фильмах, как «Chalti Ka Naam Gaadi» (1957 год), «Victoria, No. 203» (1972 год), «Chhoti Si Baat» (1975 год), «Khatta Meetha» (1977 год) и «Khubsoorat» (1980 год). Он говорил, что унаследовал свой юмористический огонек от отца, который во время юридических споров в суде Кхандвы часто вызывал смех всех присутствующих своими остроумными и содержательными доводами.

После выхода фильма «Kismet», студия «Бомбей Токиз» распалась, и Ашок, Сасадхар, Гьян Мукхерджи и другие, основали студию «Филмистан» и создали несколько фильмов, начиная с «Chal Chal Re Naujawan» (1943 год), главные роли в котором сыграли Ашок и Насим. Когда в 1945 году Девика Рани вышла замуж за известного русского художника Светослава Рериха и ушла из кинематографа, Ашок и несколько его коллег скупили большинство акций «Бомбей Токиз» и переняли управление студией.

Ашок реализовал свои амбиции, став режиссером фильма «Eight Days» (1946 год) на студии «Филмистан», но уступил заслуги по режиссуре Даттараму Пие, режиссеру монтажа. Он также сыграл роль в фильме студии «Филмистан» «Shikari» (1946 год), в котором С.Д. Бурман дебютировал в качестве музыкального руководителя. Позже, Ашок стал продюсером фильма студии «Бомбей Токиз» «Ziddi» (1948 год), в котором он задействовал Дева Ананда для исполнения главной роли, и впервые представил своего брата Кишора в качестве исполнителя песен. За этим последовала очень успешная картина «Mahal» (1949 год), в которой главную роль исполнила Мадхубала, а отличную музыку написал композитор Кхемчанд Пракаш. Любители музыки из фильмов до сих пор очарованы вечно любимой песней из этой картины «Aayega aanewala», которую исполнила Лата Мангешкар.

Ашок снова начал работать как актер в фильмах «Betab» (1952 год), «Bewafa» (1952 год), и многих других картинах, и опять убедился в непрекращающейся любви зрителей. Позднее, он продолжил работать безостановочно в большом количестве фильмов, самыми незабываемыми среди которых были «Mashal» (1950 год), «Afsana» (1951 год), «Parineeta» (1953 год), «Ek Hi Raasta» (1956 год), «Kanoon» (1960 год), «Aarti» (1962 год), «Bandini» (1963 год), «Gumrah» (1963 год), «Mere Mehboob» (1963 год), «Aashirwad» (1968 год), «Satyakam» (1969 год), «Pakeezah» (1971 год) и «Mr India» (1987 год). До этого, он также сыграл роли в фильмах Мехбуба Кхана «Najma» (1943 год) and «Humayun» (1945 год).

В молодости Ашок был хорошим боксером. Он увлекался астрологией, нумерологией, живописью и игрой в шахматы. Он любил старинные машины, и являлся гордым владельцем роллс- ройса. Он также увлекался чтением и знал несколько языков, включая санскрит, урду и персидский. Кроме того, он был квалифицированным гомеопатом, и с успехом лечил многочисленных пациентов. Он болел астмой, и держал свою болезнь под контролем при помощи назначенного им самим гомеопатического средства.

Актер получил премию Падма Шри в 1962 году, и был удостоен премии Дада Сахеб Пхалке в 1989 году. Он также получил премию журнала «Filmfare» за лучшую актерскую работу в фильме «Aashirwad» в 1969 году, и премию журнала «Filmfare» имени Раджа Капура «За жизненные достижения» в 1995 году.

Прекрасно прожитая жизнь этого человека-легенды подобна сказанию о многообразных достижениях высокого класса. Пусть его уже нет среди нас, но он продолжит жить в сердцах своих многочисленных поклонников. Ведь такие люди, как Ашок Кумар, никогда не умирают.

Автор и источник публикации: 

Б.М. МАЛХОТРА Автор статьи является известным писателем о кинематографе. Здесь приведена сокращенная версия статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 2002 г. Републиковано из ИП №6 за 2008 г.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ма_айзия: