Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Деревянные чудеса Кералы

резная скульптура Гаруды из Кералы

Богатый лесной покров обеспечивает обилие резьбы по дереву в домах и храмах штата Керала, а результатом его соседства с Аравийским морем является влияние на его искусство и дизайн основных морских цивилизаций.

Архитектурный стиль Кералы уникален и отличается от дравидийской архитектуры, часто встречающейся
в других частях южной Индии. Керала - узкая полоска земли между Западными Гхатами на востоке и Аравийским морем на западе. В большинстве домов и храмов обильно применяется дерево, ввиду богатого лесного покрова. Муссонные дожди и холмистая местность способствовали образованию
больших водоемов. Берега Аравийского моря и выращивание специй в Керале делают его привлекательным торговым партнером для нескольких стран. Это проложило сюда путь художественным влияниям крупных морских цивилизаций, таких как римская и арабская.

В зависимости от функциональности, архитектура Керала делится на две основные категории - местная и религиозная. Наиболее характерным аспектом архитектуры Керала является высокая крутая наклонная крыша, часто покрытая черепицей, медными листами или высушенными пальмовыми листьями, основой
которой служит каркас из твердого дерева или бруса. Она защищает стены и внутренний каркас от непогоды.
Строительными материалами служат: камень, дерево, глина и пальмовые листья. Древесина является основным строительным материалом, который имеется в регионе в изобилии и применяется для соединения, искусной сборки и сложной резьбы. Темно-коричневый бамбук используется для возведения
стен и стропильных ферм.

Дома в штате Керала называются налукетту - четырехугольное здание, состоящее из четырех блоков, с центральным прямоугольным двором в центре, который остается открытым. Четыре блока, ограждающих двор, делятся на комнаты, предназначенные для различных целей, таких как приготовление пищи, прием
пищи, сон и хранение зерна. Эти комнаты имеют двери из тикового дерева и отделаны латунью. В зависимости от размера и важности, здания могут иметь один или два верхних этажа или закрытый внутренний двор, повторяющий налукетту для создания еттукетту (здание с восемью залами).
Архитектура рассчитана на большие семьи традиционных тхараваду (родовая семьи), живущих под одной крышей.
Каламандалам с искусной резьбой
Храмы Керала имеют различное строение. За стенами забора находятся здания, которые являются составными частями комплекса.
Центральное святилище, в котором совершается поклонение божеству, называется сриковил. Оно не имеет общих стен или крышу с каким-либо другим зданием, расположенным на данной территории.
Сриковилы имеют каменный фундамент, который имеет круглую, квадратную, прямоугольную либо апсидальную форму и крышу из деревянной конструкции, которая сверху покрыта черепицей.
Форма крыши согласуется с проектом святилища. Если основание круглое, то крыша коническая, если квадратная, то в верхней части будет пирамида. Крыши часто бывают многоуровневыми и сокращаются по высоте и площади с подъемом вверх. Скат крыш выступает далеко за пределы стен, защищая фрески и деревянную резьбу на стенах.
Расположенный в передней части святилища, намаскара мандапам, квадратный павильон с поднятой платформой, несколькими колоннами и пирамидальной крышей. Размер данного мандапама определяется шириной святилища.
Чуттуамбалам является внешним устройством по периферии внутри стен храма. Отдельный комплекс под названием тхеварапура предназначен для приготовления пищи, которая подается божеству и раздается
верующим в качестве прасадама.
Каждый храм имеет на территории комплекса священный водоем, которым обычно пользуются только священники для сандьявандана или ритуального омовения.
Здание храма и мандапы находятся внутри прямоугольного сооружения, которое называется наламбалам, задняя часть которого отведена для ритуальных целей. Передняя его часть делится на два зала: аграсалас и кутхуамбалам. Аграсалас используется брахманами для приема пищи и совершения ритуалов, а кутхуамбалам является театральным залом для проведения катхалади, музыкальных выступлений и
прочих представлений. Здание кутхуамбалама представляет собой большой зал с колоннами, высокой крышей, сценой внутри, называемой рангамандапам.
При установке колонн, исходят из визуальных и акустических соображений, чтобы зрителям ничто не мешало наслаждаться выступлениями.
Особенностью храмов является их акцент на святость, простоту и естественность. Посещение храма
подчеркивает важность природы в религиозной среде. Интерьер освещают масляные лампы, создавая спокойную атмосферу.

Древесина здесь является ключевым структурным элементом. На столбах, балках, стропилах потолках и скобах встречается резьба по дереву. Использование доступных материалов является их
неотъемлемой частью. Искусная резьба на деревянных колоннах, на потолках и балках внутри храма говорит о навыках ремесленников. Резьба по дереву часто встречается на намаскара мандапасах
и изображает сцены из религиозного эпоса на стенах, наваграхи на потолке и фигуры из Пуранов на стропилах и балках.

Кутхуамбаламы славятся своей невероятной резьбой по дереву. Одним из лучших образцов резьбы по дереву является Бог Брахма, сидящий на лебеде в центральной части потолка храма Махадева в
Катинакуламе близ Тривандрума.
Деревянные чудеса Кералы
В храмах, богатая резьба встречается на арках дверей и на потолках. Вот лишь некоторые из храмов, славящихся своей изысканной резьбой по дереву:
храм Шри Махадэва в Кавийуре,
храм Нарасимха в Чатханкулангаре,
храм Шри Валлабха в Тирувалле,
храм Шри Рама в Трипраяре,
храм Кришны в Тричамбараме.

В фольклоре существует множество сказок о мастере-плотнике Перумтхачхане, который владел столярным искусством и наукой, а также архитектурой. Совершенство его мастерства можно увидеть на колонах, опорах и потолках многих храмов и по сей день.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы, текст Лакшми Прабхала

Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ин_окитай:

Может быть интересно