Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Линии колама

Рисунки колама (ранголи) на улице Ченнаи

Рисование коламов в Тамил-Наду — это не только эстетическая традиция, но и важный символ культурного наследия государства

Издалека колам, нарисованный вручную снаружи у входа в большинство домашних хозяйств в южно-индийском штате Тамил-Наду, может выглядеть как простое, традиционное украшение. Однако более внимательный взгляд выявит его художественную сложность.
Коламы не только выполняют декоративную функцию, но и являются неотъемлемой частью культуры региона: создание колама — ежедневный ритуал, проводимый женщинами во многих домашних хозяйствах по всему штату.
Считается, что порог дома имеет огромное значение как место встречи внутреннего и внешнего, а колам, нарисованный непосредственно за ним, является символом этой встречи.

Мое знакомство с этим аспектом культурной идентичности Тамил-Наду произошло во время посещения Cвамималаи, причудливого города в районе Танджавур, и меня сразу же заинтриговали различные узоры, а также легкость, с которой женщины рисовали их, используя рисовый порошок.

Традиционно созданные до рассвета или сумерек коламы — символы благополучия, также они служат знаком приветствия. Искусственные красители добавляют в рис крайне редко или не используют совсем, чтобы он мог служить пищей для насекомых, оставался для них съедобным и безопасным. Другое популярное убеждение заключается в том, что колам может изгнать зло.
История гласит: Мудеви, индуистская богиня несчастий, является причиной болезни, нищеты, лени, сна и неудач, а колам за пределами дома может держать ее в страхе. Отсутствие колама снаружи индуистского домохозяйства иногда свидетельствует о возникновении несчастья. В этом смысле колам служит своего рода визуальным отображением благополучности или проблем сообщества.

Перед созданием колама область, где он должен быть нарисован, тщательно промывается. Рисовать начинают по еще влажной поверхности, так линии лучше сохраняют форму. Создание каждого колама начинается с сетки из точек, по которой наносится рисунок. По существу, колам представляет собой узор из геометрических фигур изогнутых петель. Считается, что линии и кривые в коламе должны быть завершены, дабы не позволить злым духам войти в пространство, содержащееся внутри контура. Символично, что эти линии и кривые также не позволяют злым духам войти в дом.

Каким красивым бы ни был колам, украшение является далеко не главной его целью. Помимо насекомых, грубый рисовый порошок также приглашает к трапезе птиц и другие мелкие существа. Это считается способом поприветствовать живой мир в своем доме и позволить ему стать частью повседневной жизни. В данном контексте рисунок колама становится ежедневной данью гармоничному сосуществованию в природе, а также экологическому балансу.

С точки зрения рисунка, дизайн колама может включать в себя множество мотивов и абстрактных символов. Говорят, что изображение птиц, рыб и других существ означает единство человека с животными. Время от времени также используются Солнце, Луна и другие знаки Зодиака. В общем, треугольник, направленный вниз, представляет собой женщину, в то время как треугольник, направленный вверх — мужчину; круг символизирует природу, а квадрат — культуру; лотос означает матку, а пентаграмма — пять элементов.
Все они сделаны быстрыми, профессиональными движениями руки. Действительно, создание колама — один из самых увлекательных процессов, за которым Вы можете наблюдать в Тамил-Наду. Маленькие точки в течение
нескольких минут могут превратиться в богато украшенный узор. Поэтому неудивительно, что колам также является предметом гордости хозяев дома.
Существует множество интерпретаций ритуала, а символическое и культурное значение коламов много лет обсуждается среди историков и социологов.

Лакшми, жительница Свамилама, говорила мне: «Мы создаем колам для того, чтобы похвалить, пригласить, поприветствовать, принять и выразить свою благодарность конкретным богам и богиням, в том числе Бхудеви (представляющей Землю), Лакшми (индуистской богине богатства. и процветания), Сурье (богу Солнца, дарующему хорошее здоровье и мудрость) и Ганеше (богу с головой слона, устраняющему препятствия)».

Колам также действует как визуальное средство напоминания и возможность попросить прощения у Земли за хождение по ней и обременение ее.

Коламы стали важной частью современного искусства Южной Индии, и многие художники на протяжении многих лет используют их узоры и мотивы для различных форм искусства и ремесел. Древняя традиция и современная эстетика коламов актуальны сегодня, как и сотни лет назад, они являются бережно хранимой частью культурного и художественного наследия Тамил-Наду.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы, СУРИЯ АГГАРВАЛ