Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Рисуя светом: витражи

В своем неутомимом стремлении быть особым человек часто пытается испробовать что-то новое, полезное и эстетически привлекательное. Одной из таких инноваций является витраж, техника изготовления которого была изобретена в IX и X веках.
Письменные доказательства существования витражей с изображением сцен и характеров из Библии и из жизни святых относятся к второй половине IX века. С конца XI века и на протяжении всего XIII века это ремесло стало самым важным среди всех видов визуальных искусств. Оно достигло своего зенита с переменой в церковной архитектуре. С исчезновением громоздких деталей готической архитектуры на смену фрескам и мозаике, украшавшим стены церквей, пришли более утонченные по своим дизайнам оконные витражи, пропускающие свет через окрашенное разными красками стекло.

Панели оконных витражей создавали необычный поразительный эффект в интерьере церкви. Они не были всего лишь простыми украшениями, они влияли на умы, несли свет, наполняли интерьер мириадами красок, создавали ощущение пространства и оказывали неизгладимое впечатление на людей.
Как вид живописи на цветном стекле, пропускающем свет, вместо того, чтобы писать на поверхности, его отражающей, искусство создания витражей резко отличается от всех остальных видов искусств в двух измерениях. Подобные "росписи на свете" обычно делаются на стеклянных панелях различных цветов, удерживаемых вместе узкими полосками из свинца и рамками из металла. В готическом дизайне витражей использовались два типа стекла -керамическое огнеупорное и промытое. Первый имел одинаковый цвет, достигнутый добавлением окисей железа (красный), меди (зеленый) или кобальта (синий) к сырьевому стеклу, прозрачной смеси поташа (позднее соды) и извести во время плавки. Второй тип, делавшийся для придания прозрачности с темными красками, получали путем сплавления тонкого слоя цветного стекла с более толстым слоем прозрачного стекла в то время, когда оба сплава были еще горячими.

Говоря в общем, насчитывается четыре ступени в создании оконного витража: подготовка модели, установление и роспись стекла; вправление его в свинцовые полосы, держащие стекло вместе, вставление стекла в окно с помощью рамы. Хотя стекло само по себе имеет цвет, обычно необходимо наносить краску и на него. Этот тип росписи, известный как гризель, применялся для прослеживания очертаний костюма, черт лица и для создания небольших узоров на отдельных кусочках стекла с помощью черной или темно-коричневой, похожей на эмаль краски, изготовленной из порошка стекла, металлических солей и окисей, смешанных с вином, клеем или какой-либо другой жидкостью, чтобы помочь смеси прилепится к стеклу во время росписи. Эти линии обычно прочерчивались на внутренней стороне стекла, чтобы защитить их от капризов погоды, и сплавлялись с расписанным стеклом при низкой температуре. Гризель также использовали для достижения ровного одинакового эффекта света путем смягчения блеска более ярких кусочков стекла. Двойные свинцовые полосы, захватывающие кромки стекла с обеих сторон, затем резали, придавая им нужную форму, и закрепляли с железной рамой окна, называемой арматурой.

В Индию этот вид искусства ' привезли с собой англичане и португальцы. Они украшали витражами церкви, которые они здесь строили. Кафедральный собор Всех святых в Аллахабаде, построенный в ХШ веке в готическом стиле, является одним из прекраснейших в Индии. Он был освящен в 1887 году, и понадобилось 40 лет, чтобы его построить. Его архитектором был сэр Уилльям Эмерсон, построивший Мемориал Виктории в Калькутте. Этот собор мог вместить 500 человек. Он очень похож на кафедральный собор Кэнтербери и имеет геометрические узоры, скопированные с Фатехлур Сикри! Великолепное розовое окно на западной стороне и два больших круглых окна в северной и южной стенах просто изумительны! Помимо множества витражей, украшающих интерьер собора, здесь есть оригинал витража, созданного Берном и Джонсом, с изображением Моисея, несущего в руке "Десять заповедей". Это поистине шедевр искусства, бесценная античная реликвия!

В Пачмархи, привлекающем множество туристов городе штата Мадхья-Прадеш, есть католическая церковь, называемая Красной церковью. Она была построена англичанами в 1892 году. Ее архитектурный стиль представляет собой смесь французской и ирландской архитектуры, а её витражи окон из бельгийского стекла делают церковь неповторимой по своей красоте. При церкви находится кладбище с могилами, относящимися к 1859 году, Первой и Второй мировым войнам. В Пачмархи есть и еще одна церковь Христа (Черная церковь), считающаяся самой красивой в штате. Это протестантская церковь, принадлежащая к Церквям Северной Индии. Она была построена англичанами в 1875 году. Её архитектура просто изумительна. Над санктум санкторумом церкви высится купол в виде полушария, украшенного лицами ангелов. Интерьер её освещают витражи, а её неф не имеет ни единой колонны для поддержки.

Церковь Христа в гарнизонном городе Касаули в Химачал- Прадеше была построена в виде креста семьями англичан, которые также основали сам Касаули в 1842 году. Эта красивая церковь окружена рощей платанов и елей. Она является протестантской и ранее находилась под ведомством Церкви Англии и была известна как Англиканская церковь, в 1970 году она перешла в ведомство Церквей Северной Индии.

Самой выдающейся характеристикой этой древней церкви являются детальные витражи, украшающие главную стену и находящиеся прямо над алтарем. На них изображены Иосиф и Мария по обеим сторонам Исуса Христа. Стекло для этих росписей было импортировано из Испании и Италии. По левую сторону алтаря можно видеть витражи с изображениями Св. Барнабуса и Св. Франца, одетого в длинную робу. Его одна рука простирается к Богу, а другая - к земле. Церковь освещается ярким радужным светом, когда на витражи падают лучи солнца.

С течением времени витражи медленно находят себе применение в архитектуре и интеръерах современных индийских домов. Среди видных художников, занимающихся созданием витражей, находится Минакши Салве, черпающая вдохновение из стиля тиффани, которым она хорошо владеет.

♦ Автор - известный писатель на темы путешествий, фотограф.

Автор и источник публикации: 

Текст и фото: полковник АНИЛ МЕХРОТРА, Индия перспективы

Витражи в костелах Индии Витражи в костелах Индии


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
л
ш
1
А
1
Введите код без пробелов, учитывая регистр