Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз в Индию. Храмы и религии

Первый раз в Индию. Храмы и религии

Наверное самое главное, что вам понадобится в Индии – правила посещения храмов. Мы совсем в этом плане дикие и не знаем и не понимаем очевидных для индийцев вещей…
Если вы категорически не желаете подходить к «языческим» (это еще как посмотреть) индийским храмам – ну тогда можете проскочить эту тему, глянув по диагонали – просто на всякий случай. Чтоб хотя бы не попасть где-то в неловкую ситуацию (в Индии столько разных храмов, да еще внешне не слишком выраженных как храмы, что вы можете случайно оказаться в них, сами того не желая и не подозревая. Так что некоторая информация может и пригодиться).

Сначала небольшой экскурс в религии Индии.

Я вовсе не собираюсь вовлекать вас в какую-либо религию. Я даже не уговариваю вас вообще посещать храмы – но если вы все же соберетесь. Если вы христианин и вас крайне смущает посещение языческих храмов… Ну тогда начните например с храма Лакшми Нараян в Дели и почитайте, что там написано про сотворение мира, про Троицу. Все, мягко говоря, несколько детальнее, нежели в Библии. И это, заметьте, за много тысячелетий до возникновения иудаизма (на всякий случай: Ветхий завет взят полностью из иудаизма). Это же можно сказать и по поводу описания Троицы. Причем привычное и известное – кроме него имеются и другие, значительно более сакральные (хотя и обычное-то – Брахма, Вишну, Шива – трудно понятно).

А если немного поизучать древние тексты, более монотеистическую религию, чем индуизм, найти трудно. Просто понятия Атман, Параматман, Парабрахман, Брахман (не путайте с Брахма) – все это крайнее редко обсуждается на публике.

Буддизм многие вообще не считают религией (как некоторые заявляют – материалистическая религия). Вопрос Творца, Бога там вообще мало затрагивается.

Суффизм – обычно считают мистической частью ислама, но вроде как суффизм существовал задолго до него. И собственно суффием может быть человек любой из религий. Вот пожалуй только у материалиста вряд ли получится стать суффием.

Сикхизм – очень интересная религия. Если я правильно себе представляю, она образовалась как результат слияния ислама с индуизмом. Но там (ну я не знаю деталей, могу ошибаться) по-моему вопрос Единого не заостряется, а делается упор на учителей, дававших учение. Точнее на само учение. Я очень извиняюсь, если что-то здесь пишу неправильно, не хочу никого обидеть, это мои субъективные представления о религиях, которые я очень плохо знаю. Да, так наверное и неспроста. Удивительно (для меня) в сикхизме другое – еще в Бог знает каком веке – в начале сикхизма – был установлен некий моральный кодекс, которому надлежало однозначно следовать. Сикхи в силу ситуации были вынуждены вести много войн (в результате трудолюбивости (об этом вам скажет любой индиец. «Сикхи – они богатые… потому что они трудолюбивые») они оказались достаточно богатыми на фоне остального населения). Так вот, этот кодекс запрещал вести войны захватнические. Запрещал воевать против мирного населения и порабощать его. Запрещал совершать насилия над мирным населением и над пленными. Короче, много чего такого, о чем сейчас можно только мечтать. Следование подобным кодексам являлось основой сикхизма. И не фиктивное, а именно реальное исполнение кодекса.

Джайнизм – вообще очень (мне кажется) интересная религия, о которой мало что известно. Ислам – ну в общем о нем на западе известно, но в Индии он какой-то иной – значительно более мирный. Хотя в Индии актуальна проблема борьбы с терроризмом (и борьба активно и эффективно ведется – сами увидите, сколько проверок повсюду) – это скорее терроризм политического характера. Ну или навеянный отношениями с Пакистаном, исторически сложными. Религиозные конфликты такого масштаба встречаются редко. Христианства в Индии довольно мало. Больше встречается на юге, например в Гоа, который был колонией не английской, а португальской (католичество). Ну и понемногу везде – в остальных местах скорее протестантизм). Много христианства в Северо-Восточных штатах – кроме Ассама. В силу наличия в них многочисленных племенных религий, приводивших к множественным конфликтам между малыми народностями (головы там прекратили коллекционировать совсем недавно, наверное лет 40-50 назад – официально прекратили) было решено использовать христианство для объединения различных народностей в одно целое. Что и было вполне неплохо достигнуто. Но на северо-восток вы вряд ли попадете. Представлены еще и некоторые другие религиозные конфессии и направления, но общие правила посещения их храмов примерно те же, а конкретные особенности вы сможете узнать на месте – например при посещении Храма Лотоса в Дели. А вот православия практически нигде нет.

При этом надо отметить то, что покажется русскому человеку (даже если он и не воспитывался в православной среде) очень странным.
Все религиозные конфессии в Индии очень мирно относятся к другим религиям и сосуществуют между собой. Для них вообще чаще всего просто непонятно неприятие чужой религии. Уважения с их точки зрения заслуживают все религии. Любое живое существо может зайти в любой храм, поскольку храм – жилище Бога и Ему решать, кого приглашать, а кого нет.
Я со своими индийскими друзьями, они индусы (индус то же самое, что индуист (hindu) – это последователь индуизма. А житель Индии вообще – индиец. Не путайте слова.), посещал и множество буддийских храмов, и мусульманские храмы (больше дарги, но в них и мечети).
Суффизм - ну наверное почти все дарги – место захоронения суффиев, ибо именно они в большинстве своем были святыми в исламе.
Про джайнские храмы я и не говорю, мы были в них множество раз.
Сикхские гурудвары - ну как можно не посетить такую красоту? Мы даже ходили вместе с сикхскими паломниками к одному из святых мест (по-моему я был единственный, кто не дошел – слишком высоко). Никто не спросил, почему индусы и иностранец непонятного вероисповедания пришли в эти святыни. Мы останавливались на две ночи в гесте гурудвары. (В сикхской гурудваре, если в ней есть гест для паломников, может остановиться любой путник, но не более чем на три дня (наверное, ночи) (вообще-то бывают исключения из этих сроков). Ночлег и еда – бесплатны. Если вы можете – делаете донейшн – пожертвование. Если небогаты – то не делаете. А вот в гесте при джайнских храмах могут останавливаться только джайны.)

Мусульманин, сикх, буддист и все остальные – также без всякого сомнения зайдут в индуистский храм. Но! Есть индуистские храмы (и некоторые мечети тоже) куда вход лицам других религий не разрешен (в ряде случаев – только иностранцам). Если вы иностранец, но вы кришнаит и у вас документ, это подтверждающий, вас пропустят. Но эти ограничения связаны скорее всего с определенной энергетикой. Это сделано не только в интересах храма, но и в ваших же интересах. Не стоит пытаться обойти их.
Кроме того в некоторых храмах в местах большого скопления иностранцев ограничения вводятся именно для иностранцев. Шляние туристов попусту по храму в конце концов начинает нарушать энергетику любого храма – и его отгораживают от такого влияния. Лица, видящие в храме только внешнюю красоту или его древность, вредят энергетике и своей, и храма.

Сделаем отступление. В Индии во многих местах запрещено фотографировать. Это не только некоторые храмы, но и многие общественные места. Это также объекты железной дороги, метро и т.д. Если вы в храме или вы сомневаетесь, можно ли здесь фотографировать – сначала поинтересуйтесь, можно ли. Во многих местах (музеи, некоторые заповедники и т.д.) эта услуга может оказаться платной, и довольно дорогой – и вы можете просто попасть на деньги. А вообще имейте в виду, что фотографирование сильно отвлекает и сбивает настрой. Кстати – если сами индийцы вокруг вас щелкают все подряд на свои мобильники, это вовсе не значит, что фотографировать можно – они скорее всего успеют их убрать или как-то отвертеться от неприятных вопросов (да их скорее всего и спрашивать не будут). И читайте запрещающие надписи – чаще всего на них все написано (например может быть разрешается фото, но запрещается видео). Никогда не снимайте в храмах со вспышкой – это однозначно нарушает энергетику. А в музеях вредит экспонатам. А в присутствии животных – например в зоопарках – пугает их.

О правилах посещения индийских храмов будет отдельная статья.


Комментариев : 1

Спасибо, что подняли эти

achadidi аватар

Спасибо, что подняли эти важные вопросы!
Да, расхожее заблуждение, что индуизм - это язычество, интересно почему? первое, что приходит в голову непонимание, что такое язычество и что такое индуизм, второе - желание других церквей запутать и отбить у верующих всякий интерес страшными словами.

Насчет в любой индуистский храм может войти любой... тут довольно много исключений, в некоторые храмы не только иноверцы, но и низкокастовые индийцы зайти не могут, кришнаиты далеко не всеми и не везде рассматриваются как индуисты, кстати. Что касается внутреннего святилища - делать там нечего туристам, ничего интересного нет, энергетика очень специфическая, концентрированная, голова может заболеть просто.

Что до красоты и древности храмов... не готова согласиться, далеко не каждый может "воткнуться" в чужую религию даже на уровне созерцания, а потому адекватно понимать что и как устроено в храме, с другой стороны это совершенно не мешает восхищаться красотой храмовой скульптуры и архитектуры, работой и умениями мастеров, то есть красотой мира и божественного, создавшего этот мир :) Ведь многие храмы являются не просто шедеврами архитектуры и скульптуры, но и рассказами о легендах и мифах. Кстати, во многих храмах мне приходила в голову мысль: это как же надо любить бога что бы создать такой храм для него...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Инд_стан: