Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Племена Гоа

История рассказывает, что много переселенцев вступало на землю Гоа на протяжении веков. Самыми ранними из известных поселенцев были племена гаудас и колов, которые занимались в основном земледелием. Они жили в джунглях, в предгорьях Западных Гат. На побережье рыбачили представители племен кхарвас и маров, строили лодки и жили в деревнях около моря. Местные боги – Сантер и Бетал – покровительствовали им. Древние записи и недавно обнаруженные в пещерах свидетельства говорят, что шумеры достигли Гоа морским путем и колонизировали эту землю в 2000 году до нашей эры. Португальцы отмечали совпадение местных традиций с шумерскими законами землевладения. Вероятно, шумеры ассимилировались с местным населением, которое с удовольствием приняло мудрые и удобные законы уже развитой цивилизации.
Во время португальского владычества и насильственного обращения племен в христианство из основного племени выделились три группы: кунбис, велипс и дангарс, которые до сих пор поддерживают строгую обособленность друг от друга. Жизнь племен и племенных союзов менялась на протяжении многих веков. Но до сих пор остались некоторые традиции и уникальные обычаи. Так в племенах колов и кунбисов поклоняются священным рощам. В джунглях находятся участки леса, которые принадлежат местным божествам. Никто не может вступить в священные рощи и что-нибудь собрать там. Даже опавшие листья считаются священными и неприкосновенными. Женщинам туда заходить запрещено. Местные исследователи считают, что джахер – священная роща – является символом культурной автономии племен и защищает их права на самоуправление. Потому до сих пор представители племен очень «трепетно» относятся к этим участкам земли.
Гаудас
Основным племенем в Гоа называют гаудас. На севере Гоа есть деревня Гандаулим. Вероятно, на этом месте поселились первые гауды. Откуда они пришли – неизвестно. Сами гаудас считают себя выходцами из Восточной Бенгалии. Этнографы предполагают, что люди этого племени – представители австралоидной расы и пришли они с востока в Ассам, Ориссу и Бенгалию, а затем заселил Кералу и Гоа. Другие утверждают, что племена мигрировали из Карнатаки. Сейчас гаудас живут вдали от цивилизованного мира и потому свои образ жизни, традиции, церемонии и религиозные верования сохранили с древних времен.
Главенствующая роль в племени принадлежит женщинам. Выходят замуж и женятся гаудас только внутри своих племен. После смерти мужа собственность всегда наследуется женой, тогда как в большей части Индии права наследования переходят к старшему сыну в семье или к брату умершего. После смерти жены собственность одинаково распределяется между сыновьями и не состоящими в браке дочерьми. Несмотря на то, что гаудас – индуисты, они не кремируют умерших, а хоронят, причем в сидячем положении. Они верят, что дух не так быстро покидает тело, и еще долго общаются с ушедшим из жизни родственником и через него – со всеми предками. Духом умершего распоряжается Гарав. Он переносит его в медную тарелку, называемую «дама». Тарелка хранится в семье, и родственникам очень удобно каждую минуту быть рядом и получать помощь из другого Пространства.
К еде у гаудас особенное отношение. Так, например, на двенадцатый день после смерти родственники и соседи собирают все блюда, которые любил умерший. В это время специальный человек около тарелок с едой пытается понять, будет ли приходить ушедший дух на помощь семье. Если дух не захочет утруждать себя визитами, его будут уговаривать и ублажать. До прихода ариев гаудас не поклонялись идолам, а молились деревьям и животным. Ими сооружались священные стены из камней и высаживались пальмы. В этом алтарном месте (пури) обитали духи-покровители. Ведическая культура принесла новых богов – Бали, Бхиму и Маликарджуну (местное название Шивы).
Здесь почитают тулси – траву Вишну. В Индии существует легенда о священном базилике (тулси). Одна женщина предалась жесткой аскезе только для того, чтобы стать женой Вишну. Разгневанная Лакшми превратила ее в растение, а Вишну дал ему имя. В пуранах тулси упоминается как один из ингредиентов в приготовлении «амриты» – напитка бессмертных. Это растение обладает очистительными свойствами, отгоняет темные силы, очищает ум и способствует развитию сознания. До сих пор на севере Индии перед старыми храмами разбивается клумба-алтарь, где в мае высаживается тулси. Англичане заметили, что там, где растет эта трава, меньше встречаются такие заболевания, как малярия и холера. Потому в садах и перед домом всегда высаживали священное растение Вишну. Гаудасы празднуют фестиваль тулси и не забывают о домашних животных, которых до сих пор обожествляют и в честь которых проводят службы.
Дангарс
Представители этих племен проживают в глубине девственных лесов, в небольших долинах Западных Гат. У них прослеживается более тесная связь с ариями. Основной язык общения – конкани. В то же время многие их них говорят на марати и имеют фамилии, которые носят жители штата Махараштра. Их дома построены не для проживания больших семей, а скорее для обитания собак, кошек и скота. Основной ценностью дома является котел для приготовления пищи. Он стоит в центре внутреннего двора. У каждого члена семьи «нажито» лишь несколько тряпок, которыми они заматывают свои худые тела, потому в домах нет шкафов и комодов. Пол и двор дома постоянно вымазывают смесью травы и навоза, который, застывая, образует приятное на вид покрытие, без запаха, очень полезное для человека.
Когда-то на Руси смесью навоза и травы лечили загноившиеся раны. Накладывали этот раствор в качестве гипса. Через несколько дней застывший навоз удаляли. Кожа оставалась абсолютно чистой (известно, что навоз убивает бактерии). На Украине навоз использовался при строительстве деревенских домов. Было замечено, что в «навозных» мазанках люди почти не болели. Этот материал и сейчас очень популярен в индийских деревнях.
Основные боги племен дангарс – арийские. Они поклоняются солнцу и луне (Сурии и Чандре). Есть и другие божества – Витоба и Бироба. И что интересно: эти божества встречаются на противоположном конце южной Индии – в Ориссе. Это свидетельствует о том, что племена проходили через восточный штат из Юго-Восточной Азии.

Кунбис
Эта часть племени гаудас была насильно обращена португальцами в христианство. Большая их часть живет в Корталиме, Квевоссиме и Даворлиме. Они очень музыкальны и любят фестивали. Где бы ни работали кунби, они обязательно приезжают в свои деревни на карнавалы. А работают они на производстве в городах и крупных поселках в разных районах Гоа и живут обычной жизнью. Христиан можно узнать по одежде женщин. Они носят платья, длинные юбки и закрытые кофты. Это самое близкое к «цивилизованному миру» племя. Но как-то недавно в одной из газет прошел слух, что основной едой в племенах кунбис был и остается тростниковый хомяк. Этот слух почему-то взволновал местное население. «Может быть, мы и ели когда-то грызунов, но сейчас предпочитаем свинину. Хотя старикам запрещено дотрагиваться и до этого животного», – с обидой говорили старейшины племени.
Самая почитаемая реликвия кунби – распятие. В деревнях может не быть храма, но крест с распятием всегда стоит на видном месте. Иногда перед крестом разбита клумба со священной травой тулси (базиликом). А эта традиция – память о том, что когда-то люди племени кунбис были индуистами.

Колы
Колы – отдельное племя, которое, согласно легендам, пришло с севера Индии. Сейчас они проживают к западу и к югу от реки Касари и этнически связаны с племенами мундас, которые были широко распространены по всей Индии до прихода арийских племен. Невысокие, с кожей темно-коричневого цвета, толстые нос и губы, широкая грудная клетка, хорошо развитые руки – таков портрет настоящего представителя племени колов.
Приблизительно в 2400 году до нашей эры арийские племена стали проникать в Гоа. Основная часть пришла со второй волной в 1200 году до нашей эры. Арии разместились на свободных землях (как указывают отчеты) в Санкоале (Sancoal), Корталиме (Cortalim) и Латолиме (Lutolim). Представители новых поселенцев вскоре вошли в деревенскую администрацию. После прихода ариев колы даже приняли индуизм и нанимали брахманов для совершения обрядов, но в кастовую систему не вошли. Индуизм не поглотил племенные союзы полностью – многие до сих пор поклоняются собственному деревенскому божеству. Среди жителей распространена фамилия Синх, что в переводе означает «лев». Сельским хозяйством колы занимаются только для себя. На протяжении многих столетий они активно участвовали в создании местной административной системы, а, кроме того – в создании Гражданского кодекса Гоа.

Автор и источник публикации: 

Филиппова Марина, фрагмент книги "Справочник-путеводитель. Гоа - Легенды и истории"

человек из племени в южном Гоа

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 1

спасибо!

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

очень интересно!
честно говорят даже не предполагала, что в и крошечном Гоа тоже есть свои племена.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
спа_ьник:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register