Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Непал. Катманду.

Непал. Катманду.
Первое впечатление от Непала и Катманду - самое приятное и светлое.
Непал, как и священная Индия, душевно принимал меня.
И сердце принимало в себя все без остатка - и нежное непальское солнце, и плотную дымку, удивительную непрозрачность воздуха, которая словно театральный занавес профессионально скрывала небесные декорации Гималаев, и даже густой смог центра Катманду радостно принимался и приветствовался сердцем.
А город в ответ скромно оправдывался за свою провинциальную непричесанность, пыльность и задымленность, во всю старался показать красоты и уникальную экзотическую прелесть. Этим Катманду был удивительно мил и прекрасен.

Единственное, что портит на мой взгляд непальский народ - излишняя зависимость от западных туристов. Отсюда и отношение ко всем белым как некоему двуногому аппарату, производящему деньги. В Катманду любой продавец или таксист сначала произведет в уме анализ вашей щедрости и на основании этого назовет цену, умноженную в два-три раза.
Но в отличие от индусов, непальцы, уличенные в этом "жульничестве", могут просто прекратить торговаться. Из-за своей особой гордости многие из них предпочтут потерять клиента, чем выглядеть в глазах туриста "жуликоватым барыгой". Но в целом это чистый и неиспорченный народ. Непальцы гораздо спокойней и уравновешенней индусов. Но в то же время в большей степени подвержены пагубным пристрастиям. По вечерам легко увидеть ватагу непальской молодежи, распивающих спиртное из бутылок. В Катманду шире распространено воровство. Например, у Игоря в первый же день вытащили из кармана телефон. А один раз на наших глазах на площади Дурбар-сквер поймали вора, что-то стырившего в лавке. Бедолагу схватили и стали дружно избивать. Поглазеть на это сбежалась вся улица. Надавав вору изрядных тумаков, его торжественно препроводили в полицию.
По-моему, нигде больше нет такого разнообразия в людских лицах, чем в Непале: от ярко выраженных монголоидных черт - до весьма европейского вида мордашек; от страшненьких до симпатичнейших.

Очень сильно располагают к себе и архитектурные достопримечательности Катманду. Они вобрали в себя черты буддизма, индуизма, а так же очертания китайских и японских пагод.
А плотность расположения храмов в Катманду на мой взгляд чрезмерна. Ибо через некоторое время на храмы, ступы и монументы перестаешь реагировать, они здесь на каждом шагу, в каждом дворе, чуть ли не в каждом доме - то встроены в стены, то выполнены в виде глубоких углублений или ям с жертвенником рядом с домами.

Мне кажется нет смысла описывать все буддийские ступы Катманду. Архитектурно они похожи. Например, самая крупная ступа Боднатх или Боди-ступа, очень тесно, но гармонично вписана в площадь. Причем обступившие ее вплотную дома, как бы прикрывают ее от любопытствующих глаз и увидеть ее можно только так - внезапно, без визуальной подготовки - войдя в узкий переулок и ахнув от объема и затрепетав, словно бесчисленные флажки на ветру. Здесь можно вдоволь накрутиться молитвенных барабанов, позвонить в несколько разнокалиберных колоколов или просто посидеть, помедитировать. И все это будет в радость, ибо как-то удивительно легко здесь дышится, как-то беззаботно, светло и возвышенно.

Совершенно по-другому воспринимается ступа Сваямбунатх. Ее видно практически со всех сторон и издалека. Если предпринять пеший поход к ступе, то глаз несколько привыкает к ее виду, а издалека ее крохотная золоченная маковка не так впечатляет, ведь всем пейзажем в Непале управляют горы - это они здесь главная достопримечательность, а все остальное - лишь приятное приложение к ним. От подножия горы, на которой она возвышается, к самой ступе предстоит преодолеть крутую лестницу и миновать две площадки с Буддами. А на самом верху узнать, что вход к ступе стоит для белых 200 рупий.

Побывать в Катманду и не посетить Дурбар-сквер или старую королевскую площадь, значит не увидеть города. Храмов здесь так много, что из-за этого теряется их религиозный смысл и сакральное содержание. Зато Дурбар-сквер - находка для туриста с фотоаппаратом.
Кстати, мы в Катманду поселились почти на этой застроенной храмами площади - на легендарной улице Фрик-стрит. О ней особый разговор. Несколько десятков лет назад славу этой ничем не примечательной улице принесли хиппи, которые часто селились здесь из-за дешевизны. До сих пор дух хипповских чудаков витает над узенькой улочкой: то виднеется граффити "пацифик" на стенах, то слышится тяжелый рок из кафе, то билборд с "нирваной" у лавки музыкальных инструментов и т.п. И очень много иностранцев, внешний вид большинства из них сильно отличается от обычных туристов. Они по-привычке предпочитают снимать жилье именно на Фрик-стрит. В отличие от русских, которых чаще можно встретить в районе Тамель. Но соотечественников в Непале на порядок меньше, чем в той же Индии.

Однако из всех рукотворных красот Катманду моему насквозь Шиваистскому сердцу милей всего - знаменитый храм Пашупатинатх или храм Шивы в ипостаси Пашупати - покровителя животных. Это внушительный храмовый комплекс с полагающимися для индуистских храмов коровником и богодельней (домом для убогих и престарелых). Но центром Пашупатинатха, конечно, является само замкнутое строение храма Пашупати. К сожалению, вход туда для иностранцев закрыт, а в узкие ворота выстроилась огромнейшая очередь из индусов и непальцев.
Краешком глаза можно рассмотреть огромного золоченного быка и немного взглянуть на внутренний двор храма, если подняться в небольшую горочку с беседками. Поэтому для иностранцев - центром Пашупатинатха становятся знаменитые гхаты, где проводятся ритуалы кремации тел умерших. Жаркие костры, кучки родственников и толпа туристов с жадными фотоаппаратами. За эту "жадность", кстати, непальцы догадались взимать плату: например, в узком проходе к гхатам установили кассу и взимают по 500 рупий с каждого иностранного носа.
Так же поступили в Дурбар-сквере, где за фотографирование взимается какая-то отнюдь не символическая плата (преимущества незнания английского - мы просто не поняли этих надписей при входе и фотографировали сколько хотели).
Вход к ступе Сваямбунатх также стоит 200 местных рупий. Но к чести непальцев надо сказать, что для сообразительных людей в каждом из этих случаев были возможности их обойти.
Скажем, в храме Шивы достаточно пройти немного назад и обойти этот узкий проход справа - там есть такой же выход на гхаты, но совершенно бесплатный.
В Дурбар-сквере, как уже было сказано фотографируют за деньги только те, кто сам занесет деньги в нужную будочку.
Даже к ступе Сваямбунатх можно попасть, минуя кассу - нужно спуститься по лестнице и начинать подъем заново, но уже придерживаясь ответления лестницы, уходящей направо.

Но вернемся к Пашупатинатху. Гхаты - буквально "место для омовений", но сейчас от священной реки осталась лишь мутная и зловонная жижа, купаться в которой решаются только обезьяны и то, если мимо проплывае что-то съедобное. За гхатами есть красивая широкая лестница, плотно обставленная самадхи - изящными "домиками", где обычно размещается прах кремированных на гхатах. На подступах к этой лестнице можно встретить большое количество живописных садху. Эти так называемые "отрекшиеся" устраивали и устраивают целое шоу (например, один переоделся Хануманом) и беззастенчиво вымогали деньги, которые им щедро отваливали иностранные туристы за экзотические фотографии.
Про обезьян. Когда я читал, что Пашупатинатх называют "храмом обезьян", то недоумевал: какие обезьяны - ни одной в Катманду не видел. Но в храме их полно. Людей они не боятся - сидят и мирно вылавливают друг другу блошек. Но встречаются и агрессивные, которые отнимают у туристов фрукты или мороженное. Но это кому как повезет. Мы видели лишь один раз обезьяну, которая страшно зарычала и оскалила зубы. Было это когда какой-то назойливый тип пыталя нам с Игорем что-то втюхать. Лично мы расценили этот выпад как защиту и опеку Господа Пашупати от ненужной нам услуги.
Именно здесь на возвышенности над храмом Пашупанатх открывается чудесное место, застроенное многочисленными усыпальницами. Особую атмосферу ему придают огромные реликтовые деревья. Они настолько огромны и стары, настолько необычны и гармоничны, так тонко и радостно созвучны древнему храму, что ощущаешь рядом с ними какую-то безвременность, извечный Покой и тихое блаженство. В этом вся прелесть Пашупатинатха и особая милость Единого и Неделимого Ишвары.


Комментариев : 3

Ах, Катманду

achadidi аватар

чудесный Катманду....
странно, но в последние пару дней я почему-то подумываю поехать в Непал, и сегодня первый раз за долгое время перебирала джапа малу, купленную в Пашупатинатхе... Джая Шива, джая Пашупати!

да, про непальцев вы верно заметили, они сильно отличаются от индийцев, они более строгие и менее душевные, но в тоже время проще, в них меньше комплексов и предрассудков, и общаться с ними легче. и непальские женщины идут на контакт в отличие от индианок

как все таки жалко, что не удалось поговорить с вами в Индии, так много близкого, но я узнаю только из Ваших рассказов. надеюсь, что хоть в Москве или около удастся пересечься. и таки здорово, что вы поехали с бородой в Непал.... Непал удивительный...

что до архитектуры, вы удивитесь наверное, но пагоды пришли в Китай именно отсюда, в Бхактапуре, одной из древних неварских столиц есть легенда, что китайские купцы увидели в 15 веке храмы на площади дурбар и пришли в такой восторг, что уговорили непальских архитекторов ехать с ними

На все воля Господа. Если

Volcov аватар

На все воля Господа. Если будет суждено, то обязательно пересечемся... Только я домосед страшный, так что милости прошу к нам, в Данилово...

Она уже случилась

achadidi аватар

раз пересеклись хотя бы виртуально :) я многих людей только по публикациям в сети знала годами, прежде чем мы встретились.

я вобщем тоже из дома никуда не вылезаю обычно, к вам в деревню далеко, может все таки вы к нам.... хотя дальше видно будет как сложится

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
соотв_тственно: