Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Амир Хосров

Амир Хосров Дехлеви (1253-1325) индийский поэт, учёный, музыкант. В возрасте 8 лет был представлен в качестве ученика великому суфию ордена Чишти Хазрату Низамуддину. Под руководством Низамуддина, Амир Хосров в самой полной и яркой манере смог проявить себя как выдающийся философ своего времени.

Амир Хосров имел официальную должность библиотекаря при дворе семи правителей Делийского султаната. Правители и их приближенные часто заказывали Амиру Хосрову поэтические произведения, однако так же как и его учитель Низамуддин, Амир Хосров слыл строптивым и независимым человеком.
Амиру Хосрову принадлежит большое количество поэтических, литературоведческих и исторических сочинений. Лирика поэта собрана в пяти диванах: «Дар юности» ( 1272), «Середина жизни» (1284), «Полнота совершенства» (1293), «Избранный остаток» (1316) и «Предел совершенства» (1325).
Амир Хосров также писал поэмы по образцу и на сюжеты Низами. Последнее его великое творение называется «Восемь райских садов» совсем недавно переведенное на русский язык.

Многие историки утверждают, что Амир Хосров является изобретателем музыкального инструмента ситар и родоначальником музыкального направления каввали — суфийских песнопений.
Традиция каввали существует более 700 лет, хотя истоки каввали уходят в еще более далекое прошлое. Популяризаторами каввали были члены братства Чишти. В группе каввали участвуют преимущественно мужчины, они поют на много голосов тексты духовного содержания, нередко повторяя одну и ту же фразу множество раз. В качестве аккомпанемента используется индийская гармоника, табла, мриданг и иногда синтезатор.

В Дели сейчас можно послушать живое исполнение каввали ежедневно, с 19.30 до 20.30 на территории Низамуддин Томб. По четвергам и воскресеньям проводятся Special Qawwali, однако самые лучшие каввали можно послушать в период суфийских праздников Урс Мубарак в годовщину воссоединения с Возлюбленным Хазрата Низамудина (март), а также в сентябре (годовщина воссоединения с Возлюбленным Амира Хосрова), в январе (годовщина воссоединения с Возлюбленным великого суфия Кутбуддина Бахтияра Каки), в феврале (годовщина воссоединения с Возлюбленным Хазрата Инайят Хана) и в мае (годовщина воссоединения с Возлюбленным великого шейха Моинуддина Чишти).

Всю свою жизнь Амир Хосров был самым верным учеником и соратником Хазрата Низамуддина. Известие о смерти своего учителя застало Амира Хосрова в Лакхнау. Он моментально прибыл в Дели и удалился к могиле Низамуддина. Амир Хосров отказался от всех должностей, раздал все свое имущество и сбережения нуждающимся, провел шесть месяцев в трауре и умер в 1325 г.
Амир Хосров был похоронен рядом с могилой Низамуддина и сегодня мавзолей Хазрата Амира Хосрова, так же как и мавзолей Хазрата Низамуддина является одной из самой почитаемой мусульманской святыней в Индии.

..................

Сто сердец пылают, как во мраке свечи,
В черных косах, павших струями на плечи.
И в огне сочится и чадит алоэ
Распаленных страстью, взятых в плен тобою.
Ты мечом жестоко рассекаешь тело
И неотразимо мечешь взором стрелы.
Извела Хосрова так твоя немилость,
Что глазницы кровью сердца обагрились.
Но оковы рабства надеваешь снова,
Хоть давно печали предала Хосрова.
…………….
Отчего уста смеются, если плача не слыхала?
Отчего взметнулись кудри, если сердце не вздыхало?
Тело ты изрешетила. Извлекать не стану стрелы.
Отчего пронзили душу, коль впивались жалом в тело?
Смолкло сердце то, что сердцу прежде вторило созвучно.
Отчего теперь чужие, если были неразлучны?
Ты моя свеча желанья, хоть тебя не видит око.
Отчего сожжен свечою, коль свеча моя далеко?
Я во сне ищу губами лик, подобный сновиденью.
Отчего же сны сметались, стали сумеречной тенью?
Я, увы, невольник сердца, но не в тягость мне оковы.
Отчего, как наважденье, ты находишь на Хосрова?
………………….
О виночерпий, я вина сегодня пить не буду.
О том, что я любовью пьян, уже толкуют всюду.
Не ты ль, метнув пьянящий взор, Хосрова сердце сжала?
Оно сжималось, а потом, увы, его не стало.

Амир Хосров Могила Амира Хосрова в Дели вход в мавзолей Амира Хосрова


Комментариев : 5

Ах, вот кто

achadidi аватар

Ах, вот кто изобрел ситар!
И снова суфий...
Не иначе, как Вы питаете симпатию к представителям этого учения :) Что впрочем очь здорово, о них мало кто чего знает...
Но почему к ним? Ведь не только из-за Дели?

только

george аватар

из-за Дели. Еще с прошлого года, когда готовил статью "Туглакабад-крах мечты". После этого отправился в Низамуддин Томб - ну и начал изучать все что связано с этой темой. В статье "Путь Суфиев" и "Танец Дервишей" уже использовал материалы из книг Идрис Шаха. Так что - только из-за Дели. Да, а началось все с Хумаюн Томба.

Тогда.... очень

achadidi аватар

Тогда.... очень жаль, что Вы живете сейчас в Дели ;)
Не, Дели классный город, но там нет индуистской древности, тонкой резьбы по камню и прочих прелестей Карнатаки или Махараштры, или Гуджарата с Раджастаном...

а при чем тут

george аватар

каменная резьба Карнатаки и статья про Амира Хосрова? что-то я Вас не очень стал понимать..... после Вашего вояжа по ЮВА.
Я постараюсь завтра-послезавтра подготовить рассказ о своей поездке в Ранакпур - тогда мы с Вами и поспорим на эту тему

Не причем...

achadidi аватар

в том-то и дело ;) просто Дели очень ограничен стилистически, по крайней мере, мне так кажется, хотя я его, конечно, мало знаю.
Здорово, что у Вас есть выходные или командировки! Ранакпур - это совсем другое дело, буду ждать с нетерпением. Сама к сожалению была в этом храме очень не долго, в главном, остальные вообще почти пробежала, так что вдвойне интересно.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
соответственн_: