Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Архитектура Индии. Британский Нью-Дели

Мадрас, Калькутта, Бомбей, Карачи — все эти портовые города — детища британской колонизации выросли на месте мелких деревень и развивались стихийно, без предначертанного плана, превратившись со временем в крупнейшие городские агломерации с многомиллионным населением, сосредоточивая в себе промышленность, капитал, рабочую силу. В отличие от этих форпостов индустриализации страны, ее активных экономических центров, на Нью-Дели возлагались репрезентативные функции административно-политического центра верховной власти, причем не только самой Индии, но и всей Британской империи. Для этих целей предварительно намечалась Канберра (столица Австралии), но, более удаленная от метрополии, она менее всего подходила для резиденции британского вице-короля.

Рост национально-освободительного движения в Индии вынуждал колонизаторов переместить центр управления колониями и революционно настроенной Калькутты в глубь страны, в древний город Дели — исторически сложившийся центр Северной Индии, расположенный на Великом Азиатском тракте, соединяющем Индию с внешним миром.

В Дели англичане закрепились еще в начале XIX B. Они внедрили в разных частях города свои кантонменты, укрепили стены форта Лал-Кила бастионами, в конце XIX в. выстроили здания городской ратуши и железнодорожного вокзала.
Против создания новой столицы выступали видные общественные деятели (Махатма Ганди и др.), протестовали и некоторые дельцы, вложившие капиталы в строительство новых кварталов, запроектированных в Калькутте, необходимость в которых с перемещением столицы отпадала.
Однако, вопреки всему, 15 декабря 1911 г. закладка фундамента города состоялась.
Строительство затянулось до 1931 г.

Место расположения Нью-Дели на холмистой возвышенности Рейзина Хилл между Шахджаханабадом и Лал-Котом, а также pyинами других древних городов наиболее оптимально в климатическом и территориальном отношении. В годы независимости территория, предусмотренная для расширения города на юг и юго-запад, энергично застраивается новыми жилыми районами. В 1911 г. Нью-Дели был запроектирован на 65 тыс. человек, хотя старый Дели уже насчитывал 240 тыс. жителей.

Проектирование и строительство Нью-Дели возглавил известый английский архитектор Эдвин Лаченс (1869 — 1944). К совместному сотрудничеству были привлечены английские архитекторы Бокер, известный своими работами в Африке, и в качестве консультанта - В.Ланчестер, построивший ряд значительных объектов в колониальной Индии (Мадрасе, Лакхнау, Джодхпуре, Гвалиорере), а также в Рангпуре и Занзибаре.
В центре внимания Ланчестера были не отдельные парадные ансамбли, а создание целостной городской структуры, оправданной в социально-экономических и культурных функциях и способной приспособляться к изменяющимся условиям жизни. Большое значение Ланчестер придавал главной улице города, которая должна служить не столько для парадных выездов, сколько местом активной жизни города, как это обычно принято в Индии. В своем проекте Ланчестер выявил и поныне
актуальные проблемы, такие, например, как главные подходы к столице, связь нового города с уже существующими вокруг него поселениями. Он тщательно разработал планировку районов, прилегающих к реке Джамна.
Архитектура и конструкции зданий в его проекте трактованы в соответствии с местными традициями. Предложения Ланчестера были отклонены, и автор покинул Индию.

В Нью-Дели был осуществлен градостроительный замысел Э. Лаченса. Он спроектировал план города и Капитолия, дворец вице-короля, торговый центр (Кэннот-Плэйс), а также крупные резиденции английской местной знати. По проектам Бэкера построены здания секретариата правительства, парламента, верховного суда, музеев и особняки для офицеров.
Лаченс не имел архитектурной практики в странах Востока, а его градостроительный опыт ограничивался проектированием окраины Лондона в районе Хэмпстеда. Этот признанный в Европе и Америке мастер особняков и вилл в проекте Нью-Дели стремился воплотить идеал величия Британской империи, и это отвечало главной задаче, поставленной заказчиком,— превратить Нью-Дели в «англо-индийский Рим», монументальный и величественный.

Лаченс осуществил свой замысел в аспекте пространственного решения, неведомого в Индии и навеянного, с одной стороны, Версалем, с другой — идеями города-сада Э. Говарда, широко распространившимися в те годы на Западе. Идея величия пронизывает весь градостроительный замысел в целом, начиная с генерального плана и кончая деталями великолепного интерьера дворца. Принцип, утверждающий централизованную власть монарха,— тот же, что и в Версале,— заложен в трехлучевой системе широких проспектов, замкнутой в точке их пересечения Капитолием и раскрывающейся веером к реке.

Архитектура Нью Дели

Влияние идей Э. Говарда заметно лишь в схеме радиально-кольцевой планировки Нью-Дели (в Индии она была осуществлена впервые), а также в больших озелененных пространствах садов и парков, которые здесь составляют 40% всей площади территории города. Рассредоточенные и обезличенные, они пустуют. Общественные парки, подобные паркам в Лондоне, в Нью-Дели не были предусмотрены. В проекте Лаченса никак не отразилась суть концепции Говарда — сочетать в городе основы и преимущества городской и сельской жизни.

Изолированный от городского движения ансамбль правительственных зданий — Капитолий занял, как полагалось в классических образцах градостроительства, самую возвышенную точку в городе, и, кроме того, как это принято в Индии, он был приподнят на искусственную платформу — стилобат (4,5 м высотой). Помпезный Капитолий напоминает подобные ансамбли в Вашингтоне (проект П. Ш. Ланфана конца XVIII в.) и в Канберре (проект У. Гриффина, XIX в.).

В планировочной структуре Нью-Дели акцентируются три компонента: дворец вице-короля (ныне дворец президента Индии «Раштрапати Бхаван»), «Ворота Индии» — памятник воинам, погибшим в первой мировой войне, воздвигнутый на Раджпатхе в виде триумфальной арки, третий компонент — торговый центр.
Пересекающиеся в плане под прямым углом широкие проспекты: Кингсвэй (проспект Короля, ныне Раджпатх), Правительственный проспект и
Квинсвэй (проспект Королевы, ныне Джанпатх), Народный пропект — это главные оси Нью-Дели. Центр их пересечения был отмечен статуей Георга V, стоявшей на высоком пьедестале в изящном павильоне.

Композиционным стержнем планировки города, его парадным общественным центром служит Раджпатх — просторная парковая авеню шириной 358 м с дорогой процессий. Среди зелени травяного ковра с декоративными бассейнами расставлены, подобно скульптурам, сверкающие струями, бьющие фонтаны, подстриженные деревья и кустарники. Раджпатх берет свое начало у дворца вице-короля и простирается от него вниз, строго по оси «восток-запад», к берегу Джамны. Эта блестяще спланированная Лаченсом экспланада с видом на реку в 194О г. была искажена ломающей перктиву застройкой по проекту английского архитектора В. Меда.

Обычно безлюдный Раджпатх, бывший местом парадных выездов вице-короля, преображается до неузнаваемости 26 января в день национального праздника провозглашения Индии республикой. В этот день в торжественных шествиях по авеню и военных парадах участвуют представители всех штатов республики. Вечером сюда стекаются толпы людей полюбоваться сверкающими в небе фейрверками.

От парадной площади в сторону торгового центра Кэннот-Плэйс и старого Дели на Парламент-стрит просматривается белокаменное здание парламента, ставшее главным ориентиром Нью-Дели. Его форм в виде компактного цилиндра, опоясанного колоннадой с круглым в плане внутренним двором, была предложена Лаченсом.
Она здесь более уместна и целесообразна, чем центрально-осевая позиция здания в виде буквы П с курдонером, повторяющая общий замысел ансамбля Капитолия.

В городской структуре Нью-Дели торговый центр Кэннот-Плэйс служит главным связующим звеном между новым и старым городом. От Кэннот-Плэйс лучами расходятся во всех направлениях радиальные улицы. Одна из них начинается от здания парламента, визуально продолжаясь по улице Минт, замыкается на севере в перспективе величественным сооружением мечети джама-Масджид в Шахджаханабаде.
Кэннот-Плэйс — это единственная B Нью-Дели людная, наполненная активной жизнедеятельностью площадь. Все остальные площади трактованы как место скрещения транспортных артерий. Планировка Нью-Дели как будто не предусматривает уплотнения и насыщения города новыми видами транспорта. Однако его широкие прямые проспекты и круглые площади на перекрестках улиц не требуют особого регулирования движения, как бы предназначены для современных видов транспорта, хотя вряд ли Э. Лаченс это предусматривал в своем проекте. В этой системе циркуляции движения Нью-Дели, пожалуй, и заключена его впечатляющая индивидуальность как современного города, отличного от всех остальных городов Индии.

Коннот-Плэйс — это ансамбль в стиле европейского неоклассицизма в форме круглой площади, окольцованной унифицированными трехэтажными светлыми зданиями в два ряда, с промежуточным кольцевым проездом Кэннот-Серкес, загруженным гужевым транспортом, складами товаров и снующими разносчиками, рабочим людом. С парадной стороны здание окружает галерея с колоннадой тосканского ордера. За галереей на нижних этажах размещены магазины.
За последние годы Кэннот-Плэйс превратился в шумную восточную торговую площадь. Здесь разбит сквер с фонтанами, травяными партерами и стоянками автомашин, пересеченный во всех направлениях пешеходными тропами, по которым снуют розничной торговцы, а на земле и на лотках рассыпаны для продажи груды овощей, фруктов, цветов и восточных сладостей.

Буквально в 10 мин хода от этой площади сохранился иной, уединенный мир пальмовых аллей и фантастических, причудливых сооружений каменной обсерватории Джантар Мантар (1725).

На проспекте Джанпатх, обсаженном, как и другие городские магистрали, могучими деревьями с развесистыми кронами, сосредоточились гостиницы и кинотеатры.

Преднамеренная градостроительная связь нового города с памятниками старины вполне очевидна. Перед проектировщиками Нью-Дели Хардинг поставил задачу претворить к материальном и духовном аспекте связь между старым и новым городом. Это означало добиться определенной преемстве в стиле архитектуры новых сооружений, с ориентацией на местный архитектурный стиль. Хардинг признавал необходимость считаться с возросшими патриотическими чувствами местного населения.
Так жизненно необходимые контакты новой столицы со старым городом были закреплены в архитектуре.
Дворцы Капитолия Нью- Дели, цитадель и мечети в старом Дели — эти архитектурные монументы, разделенные двумя столетиями, перекликаются между собой по общему колориту своего строительного материала — крайного песчаника и характеру архитектуры и декора.

Лаченс воспринял из индийской архитектуры лишь те элементы, которые были вызваны к жизни особенностями жаркого климата и яркого солнечного освещения. Во дворце вице-короля он применил узкие световые проемы глубоко западающие лоджии, ниши и выступающие портики, в результате чего помещения, пронизанный всюду движением воздуха, были обеспечены тенью и прохладой Прекрасным солнцезащитным средством служили для его здания карниз-чаджи с его большим выносом и сквозные решетки-джали, пропускающие воздух и свет внутрь помещения и ограждающие oт избытка солнечной радиации. Были также использованы приняты в традиционной архитектуре декоративные павильоны-чатри, помогающие предохранить верхнее перекрытие от перегрева.
Вводить известные уже в то время в Европе новшества, связанные с применением стали, цемента и железобетона, в Нью-Дели не пришлось. Ограничились каменной кладкой, отчасти из-за того, что в Индии не было налажено производство новых строительных материалов, не посчитались с мнением известного английского архитектора а Брэдфорда Лесли, который считал анахронизмом строить в ХХ в. традиционными методами в стиле Ренессанса.

Основным строительным материалом Нью-Дели служил кирпичь главным образом для стен. Вследствие дороговизны импортного цемента и недостатка стали здесь избегали применять железобетон, предпочитая армированную кирпичную кладку. Для облицовки стен правительственных зданий и монолитных колонн использовали виндхийский камень из Декана. Мрамор в Дели доставляли из Джайсалмера. Для пола тронного зала мрамор был привезен из Италии.
Помимо декоративного эффекта мрамор, отражая солнечные лучи, предохраняет здание от перегрева, но облицевать им весь дворец не хватило средств, Мрамором отделаны лишь интерьеры главных помещений, а верхние этажи оштукатурены. Дворцовых сад-амфитеатр закончен не был.

Проект Нового Дели предусматривал 136 км коммуникационных линий водопровода и электросети.

Техническим совершенством выполненных строительных работ новая столица обязана 3500 каменщикам, вывезенным из разных районов Индии. На базе строительства Нового Дели не удалось основать, как предлагал Э. Лаченс, постоянную архитектурно-ремесленную школу, выпускающую мастеров различных профессий и квалификаций.

Спроектированный Лаченсом дворец несомненно принадлежит к лучшим памятникам архитектуры колониальной эпохи, но, к сожалению, этот важнейший объект не занял должного места в композиции Капитолия. По идее Лаченса, дворец должен был находиться наверху, а у его подножия — фланкирующие здания секретариата.
Этому воспротивился Бэйкер, который поместил все здания на одном уровне, отодвинув дворец вглубь. Если в плане, макете и птичьего полета дворец смотрится доминирующим объектом, То на главном подходе к Капитолию виден лишь наполовину купол, отчего сильно снижается общий эффект градостроительного замысла, На первый план выступают претенциозные по архитектуре четырех этажные здания секретариата, расположенные по обеим сторонам главного подъезда к дворцу.
Г. Бэйкер повторил здесь те же классицистические формы с налетом ориентализма и ту же симметриичную дробную композицию с выступающим массивным портиком и залом в центре, перекрытым куполом на высоком барабане, что и в построенных им в 1911 г. правительственных зданиях в Претории — столице Южно-Африканской Республики.
Потерявший свое господствующее место в Капитолии и в городе, дворец вице-короля воспринимается обособленным, замкнутым в себе организмом. По своей структуре дворец компактен и гармоничен во всех пропорциях и деталях. Это грандиозное сооружения заключает в себе 285 помещений разных размеров и назначения, расположенных на неодинаковых уровнях. Здесь автор провел свои классицистические принципы с исключительной последовательно стью. Для Лаченса, как и для римлян, создавших Пантеон и термы Каракаллы в Риме, главная задача — организация внутреннего пространства. И здесь он предельно рационалистичен. По тщательной отработке плана дворец, можно сказать, представляет чрезвычайно удобную «машину для жилья», причем хорошо приспособленную к местным условиям жаркого климата. Большая часть площади и внутренних помещений, как это принято в индийской жилой архитектуре, отведена для террас, лоджий, галерей, внутреннего двора.

Автор и источник публикации: 

фрагмент книги Современная архитектура Индии, Короцкая А.А. М, Стройиздат, 1986 год

Нью Дели, архитектура Индии


Комментариев : 2

Бомбей -

как портовый город, строился по предначертанному и утверждённому плану. И только после ухода англичан план первоначальной застройки возможно изменился, хотя, не вижу этому причин. Просто со временем некоторые дома обветшали, и на их месте построили другие, поновее. Что касается неосвоенных ранее территорий, то на них плана не было, соответственно нарушить его не могли :).

Не могу спорить

achadidi аватар

скажу только, что это статья архитектора, профессионального, знаю точно потому, что сын автора дружил с моим отцом, так у меня книга и появилась собственно

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Индо_итай: