Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Человек-ультиматум

Поклонники Ильфа и Петрова могут вспомнить, что на подступах к городу Удоеву команду О.Бендера встречали пионеры, выступавшие под лозунгом «Не боимся буржуазного звона — ответим на ультиматум Керзона». Действие «Золотого теленка» происходит в конце 1920-х, когда история с ультиматумом, предъявленным большевикам английским министром иностранных дел лордом Керзоном, во всем мире уже была благополучно забыта. Тем не менее, имя Джорджа Керзона навсегда оказалось связано с историей России и Восточной Европы. Бескровная победа над тов.Лениным в истории с ультиматумом 1923 г. — не единственное достижение лорда: еще более весом его вклад в формирование современных границ Польши. На дипломатическое поприще Дж.Керзон вступил зрелым именитым политиком. Возможно, что его успехам в роли главы Форин Оффис весьма способствовал опыт, накопленный на индийской земле.

Джорджу Нэтаниэлу Керзону на роду было написано быть большим начальником. Предок будущего вице-короля Индии служил в дружине Вильгельма Завоевателя и, обеспечив своим мечом превращение нормандского герцога в английского короля, получил место в рядах баронства — высшей аристократии страны. Земли в графстве Дербишир, дарованные Вильгельмом, так полюбились Керзонам, что все наследники титула постоянно жили в вотчине Кедлстон вплоть до середины 19 в. Отец самого мобильного из индийских вице-королей вообще никогда не покидал поместья и считал всех путешественников людьми подозрительными. Это была не единственная эксцентричная черта Альфреда Керзона, который произвел на свет 11 детей, был помешан на средневековых традициях и религиозен до фанатизма.
Старшего сына Джорджа, родившегося в 1859 г., барон растил в строгости. Воспитательные методы граничили с садизмом: гувернантка регулярно водила ребенка по улицам ближайшего городка, напялив на его голову бумажный колпак с перечислением допущенных проступков. Кстати, нечто похожее пришлось пережить в детстве современнику и знакомому Керзона писателю Редьярду Киплингу, — видно, таковы были общие тенденции викторианской педагогики. Если Киплинг едва не ослеп в результате детских потрясений, то у юного Керзона они вылились в предубеждение против соотечественниц: в юности лорд даже подозревался в гомосексуализме, а позже обе его жены были американками. И того опаснее был другой эпизод Керзонова детства: как-то, катаясь на пони, он упал и сильно повредил спину. Страшные боли и бессоница остались его спутниками до конца жизни.

Отъезд на учебу в Итон (с плавным переходом в Оксфорд) Керзон воспринял прежде всего, как избавление от домашней тирании. Неудивительно, что учиться ему понравилось. Он не только постигал различные науки, но и оттачивал умение обращаться с людьми, подстраиваясь, подавляя и манипулируя ими. Он быстро приобрел столько же врагов, сколько и почитателей. Многих отталкивало его высокое самомнение и манера смотреть на собеседника сверху вниз. Впрочем, последнее объяснялось скорее металлическим корсетом, сковывавшим изувеченную спину Керзона.
Блестяще окончив Оксфорд, амбициозный денди был приглашен на роль секретаря к известному политику лорду Солсбери и в 1886 г. сам стал членом парламента. Время между сессиями Керзон тратил на путешествия по экзотическим странам. Начав с России, он углубился в дебри Азии: проехал всю Персию, поднимался на перевалы Памира и Гиндукуша, бродил по джунглям Индокитая... Исследование истоков Аму-Дарьи принесло ему золотую медаль Королевского географического общества (впоследствии Керзон был избран его президентом).
Слава знатока Востока принесла практические плоды: в 1891 г. Джордж Керзон получил пост Парламентского секретаря по делам Индии, а в январе 1899 г. стал 36-м вице-королем Британской Индии.
Свою главную задачу на этом высоком посту сэр Джордж видел в противостоянии «русской угрозе». Его 7-летнее пребывание в Бельведерском дворце в Калькутте стало кульминацией знаменитой «Большой Игры».
Вице-король уделял самое пристальное внимание северо-западным рубежам страны и — надо отдать ему должное, — сумел таки утихомирить буйные пуштунские племена. В 1903 г. лорду вдруг померещилось, что бородатые русские агрессоры вот-вот нагрянут в Индию из Тибета. Он срочно послал туда военную экспедицию под начальством полковника Ф.Янгхазбенда. Отряд пролил немало крови, вломился в Лхасу и...не нашел там ни одного казака! Сразу вспоминается недавняя история с «секретным оружием Саддама Хуссейна», за которое британцы тоже бились и которое тоже так и не удалось обнаружить...
Коротко говоря, русская экспансия в Центральной Азии сошла на нет еще в 1880-х годах, но Керзон этого не разглядел. Он продолжал переоценивать возможности Российской Империи вплоть до разгрома последней при Порт-Артуре и Цусиме.
Из алармистских настроений Керзона напрямую вытекало его увлечение военным строительством. Лорду особенно не нравилось, что отпрыски индийской знати нежатся в гаремах в то время, как армейскую лямку тянут английские командиры. В 1901 г. сэр Джордж учредил Имперский индийский кадетский корпус — так у Индии появились собственные офицеры.

Еще одна заслуга Керзона перед Индией состоит в сохранении ее древнего культурного наследия. В первый же год своего вице-королевства он осмотрел все известные памятники Индии — такие, как Тадж Махал и ступы Санчи, — и приказал приступить к их реставрации. Он поддерживал деятельность Археологической службы Индии (существует до сих пор), поощрял интерес чиновников к истории и искусству, боролся с мракобесием и невежеством, одинаково присущим как крестьянам, так и раджам. Если бы не его усилия в этом направлении — мы, возможно, не любовались бы сейчас сокровищами Каджурахо, Конарка, Сарнатха и пр. В 1903 г. Керзон объединил в Калькутте несколько книжных собраний и таким образом основал Национальную библиотеку Индии. Под этот очаг культуры вице-король даже отдал Меткалф Хаус - старинный особняк индийских генерал-губернаторов.

Наконец, третье несомненное достижение Керзона на посту вице-короля — это начало индустриализации страны. Он неустанно побуждал индийских толстосумов вкладывать деньги не в обычную торговлю, а в тяжелую промышленность, транспорт, энергетику и тому подобные капиталоемкие отрасли. Можно сказать, что при Керзоне Индия и в прямом, и в переносном смысле «вступила в ХХ век».

Трудясь на благо Индии, Керзон, конечно же, оставался британцем и действовал прежде всего во славу метрополии. Для этого он использовал разные методы. Когда в 1901 г. завершилась долгая викторианская эпоха, Керзон сразу же выступил с инициативой строительства в Калькутте пышного мемориала покойной Императрицы Индии. В наши дни это одна из главных достопримечательностей города — огромное наглядное пособие по истории страны. Мало кто знает, что и покорение Эвереста также связано с лордом Керзоном. В 1899 г. он обратился к президенту лондонского Альпийского клуба Дугласу Фрешфилду, обещая свое вице-королевское содействие любой британской экспедиции, которая отважится бросить вызов высочайшей вершине планеты. В 1904 г. Керзон повторил свое предложение, но по политическим соображениям «битва за Эверест» началась лишь в 1920-х. К этому времени в Индии уже правил другой наместник короны.
Еще при жизни Джорджа Керзона многие называли его самым выдающимся вице-королем в истории Индии. В 1925 г. лорд умер и общественность потребовала подобающим образом увековечить его память. В Калькутте был воздвигнут внушительных размеров памятник, снесенный после провозглашения независимости. Зато уцелела другая статуя лорда, изваянная скульптором Фредериком Помроем и установленная во парке калькуттского Мемориала Виктории.

Автор и источник публикации: 

Митрий, отовсюду понемногу

Дж.Н.Керзон в парадной вице-королевской форме Памятник Дж.Керзону в Калькутте. Открытка 1930-х гг. Статуя Дж.Керзона в парке Мемориала Виктории в Калькутте (фото автора) Вице-король принимает присягу вождей Северо-Западных границ. Рельеф в основании памятника Дж.Керзону


Комментариев : 2

Дима, спасибо!

achadidi аватар

как всегда очень интересно и познавательно.
уж не помню где я читала про Керзона, но его по преимуществу ругали и никаких заслуг за ним не находили, а его оказывается есть за что уважать и благодарить по крайней мере индийцам

Что касается реставрации...

Митрий аватар

...то у Керзона были определенные трудности. Власть вице-короля была вовсе не безраздельна и расходы на починку храмов приходилось проводить через Совет, состоявший из родовитых и чиновных людей. Отнюдь не все разделяли точку зрения Керзона на судьбу туземных древностей. Но, говоря по-русски, не было бы счастья, да несчастье помогло. Наследник умершей королевы Виктории вознамерился короноваться Императором Индии в Дели, церемонию назначили на 1905 г. Было ясно, что с королем прибудет огромная орава знатных гостей, охочих до экзотики и достопримечательностей. Вот под это дело бюджет колонии и попилили так, что хватило на Тадж Махал, Санчи и многое другое.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Индонез_я: