Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийские струнные инструменты

Нечто среднее между мембранными и струнными инструментами представляют собой три своеобразных сочетания открытого барабана со струной, употребляемых нищими в разных частях Индии при собирании милостыни. Насколько известно, этот тип инструментов встречается только в Индии. Принцип у всех трех инструментов один и тот же: натянутая струна производит звуковые волны, которые заставляют одновременно звучать и перепонку. Цилиндр, служащий резонатором, усиливает звук как струны, так и перепонки. Разница лишь в способе натягивания струны. Простейший способ мы встречаем в северно-индийском "ананда лахари", в котором струна из кишки свободным концом прикреплена к палочке. Эту палочку нищий держит в левой руке, в то время как сам инструмент находится под мышкой левой руки. Заворачивая струну вокруг палочки, играющий укорачивает ее и таким образом повышает звук, и наоборот. Удар производится плектроном, который играющий держит между большим и указательным пальцами правой руки. Другая форма, бенгальский "гопичанд", инструмент, которым Кришна, по преданию, привлекал пастушек, знаменует собой уже значительный прогресс. Свободный конец стальной струны прикреплен к колку, вставленному в отрезок бамбука. От этого отрезка отходят вилообразно две эластичные полосы бамбука, прикрепленные свободными концами к бочкообразному резонатору. Путем надавливания или отпускания этих полос меняется степень натянутости струны и соответственно высота тона. Еще другая система применяется в южно-индийском инструменте "тантуни", в котором стальная струна прикреплена к колку, вставленному в палку, приделанную к внешней стороне деревянного цилиндра.

Каким образом человек впервые открыл музыкальные качества, которые скрываются в натянутой струне и на которых фактически основана большая часть высших музыкальных достижений? Не подлежит сомнению, что лук - праотец всех струнных инструментов. Простое сравнение убедило первобытного человека, что длинная тетива издает более низкий звук, чем короткая, и стоило ему только на один и тот же лук натянуть несколько тетив, разной длины - и первобытная арфа была готова. В индийской культурной области такая арфа сохранилась, в увеличения числа струн и, наконец, уточнение путем введения ладов.
Простейший резонатор состоит из одного или нескольких пустых плодов, обыкновенно тыкв или кокосовых орехов, на которые кладется палка со струнами. Эта идея осуществлена в одном из древнейших индийских инструментов, в южно-индийской "киннари". Как все остроумные идеи, она приписывается индусами богам. Другая разновидность с искусственными резонаторами, сохраняющими однако форму тыквы, представлена в классическом инструменте древней Индии, "вина", изобретение которого приписывается великому вестнику богов, Нарада. Другой принцип резонатора, представляет простой однострунный инструмент, "эктар", употребляемый нищими по всей Индии. Резонатор состоит из глиняного горшка, обтянутого кожей, т.-е. представляет собой односторонний барабан. Конец палки вставлен в этот горшок так, что струны проходят над перепонкой. Высшая степень развития инструментов с таким резонатором представлена в кашмирском "сааз", где нижний конец палки удлинен и поддерживает инструмент во время игры, наподобие нашей виолончели. Этот принцип оказался для дальнейшего развития струнных инструментов самым жизненным, причем впоследствии гриф обычно приклеивался к резонатору. Своеобразный пережиток резонатора из тыквы, при наличии главного резонатора по второму типу, представляет собой южноиндийская "вина". Обыкновенно резонатор, даже когда он делается из дерева, сохраняет форму полушария, которая была свойственна первоначальному глиняному горшку. Но возникают и другие формы, как например, лодки, овальные или четырехугольные, прямые или с вогнутыми боками, четырехугольные коробки. Иногда резонатор принимает причудливые формы, как например, в "маюра вина" северной Индии (фигура павлина).
Количество струн увеличивается вместе с утончением музыкальной культуры, и соответственно расширяется гриф. У многих инструментов, наряду с главными струнами, на которых производится мелодия, мы видим значительное количество тонких струн разной длины, проходящих под главными струнами. Когда играющий ударяет по главным струнам пальцами, плектроном или смычком, то звуковыми волнами приводятся в колебание те побочные струны, которые настроены на обертоны данного звука. Таким образом, получается своего рода естественная гармония.
Дальнейшее разнообразие звуков достигается укорачиванием струны путем придавливания ее к грифу в том или ином месте. Часто эти места обозначены так называемыми ладами. Лады встречаются далеко не у всех инструментов и не могут служить признаком усовершенствования. Мы их видим на "киннари" и "наряда вина", где они приклеены к грифу при помощи смолы и заменяют кобылку. У других инструментов лады подвижные и могут быть переставлены в зависимости от тональности.
Хотя индийская музыка имеет свои корни в музыке самих индийских племен, она получила сильный толчок от знакомства со средне-азиатской музыкой, привезенной вместе с афганскими, персидскими и могольскими властителями. Соответственно обогатился и состав музыкальных инструментов, в особенности струнных, и мы встречаем инструменты, которые до настоящего времени употребляются в Персии или Аравии, как например: "эсрар", "ситар", "саринда" и т. д.
На целом ряде струнных инструментов играют при помощи смычка. Многими исследователями родиной смычка считается Индия и предполагается, что он происходит от лука, также как и сами струнные инструменты. По другому предположению смычок произошел от пилы для добывания огня. На "вина" и родственных ей инструментах играют без смычка, пальцами или плектроном.
Рядом с главной массой струнных инструментов, которые представляют собой разные ступени одной и той же эволюции, следует указать на два типа, стоящие особняком. Первый - камышевая цитра племени канда из Читтагонга в восточной Бенгалии. Она имеет форму плота из двадцати трех отрезков камыша, скрепленных между собой; от них спереди и сзади отделены струны, приподнятые вставленными под них палочками; средние четыре струны расщеплены. Несмотря на свою первобытность, этот инструмент происходит от еще более простого первоначального типа, распространенного, главным образом, в Индо-Китае и Индонезии и состоящего из одного отрезка бамбука или тростника, от которого отделяется подрезанная тонкая полоса, приподнятая палочкой. Этот инструмент, столь же первобытный, как и лук, не стал родоначальником такого же разнообразного семейства. Однако он эволюционировал в бирманский концертный инструмент "ми-гияун" (т.-е. крокодил), в котором первоначальная бамбуковая трубка, служившая одновременно грифом и резонатором, заменена лодкообразным полым корпусом из тикового дерева.

Начало - об индийских ударных
Продолжение - об индийских духовых инструментах

Автор и источник публикации: 

А. М. МЕРВАРТ 1927


Комментариев : 1

Индийский саранги

achadidi аватар

Саранги является одним из самых популярных и старейших струнных смычковых инструментов в Индии. Саранги имеет полый корпус, изготовленный из тикового дерева и украшенный инкрустациями из слоновой кости. Он состоит из сорока струн, из которых тридцать семь являются резонирующими струнами.

Индийский саранги

Саранги держат в вертикальном положении и играют на нём смычком. Звучание струн прерывается нажатием ногтя поперек струны. Название "Сау Ранги" передает значение ста цветов – тонов, извлекаемых смычком из четырех основных струн и целых сорока резонансных струн.
Саранги обычно используется для сопровождения певцов, но также может быть и сольным инструментом.
Саранги – важный струнный инструмент в индийской школе классической музыкальной традиции. Говорят, что из всех индийских инструментов – Саранги больше всех напоминает звучание человеческого голоса. Происхождение названия Саранги очень интересно, так как слово стало производным от двух слов хинди – "сау" (что означает 100) и "ранг" (цвет).

из журнала Индия перспективы

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
н
7
Ж
с
Б
Введите код без пробелов, учитывая регистр