Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Музыкальные инструменты

Театральные представления в Индии, вся культовая жизнь, служение в храмах, процессии сопровождаются музыкой. Более того: музыка издавна глубоко проникает в быт индийских народов и занимает высокое место среди искусств, украшающих жизнь. О происхождении музыки сложились легенды, ей посвящены многочисленные исследования, ею занимаются как профессионалы, так и любители. При таком положении музыки вполне понятно, что возникло много разнообразных инструментов. Эти инструменты часто местного происхождения, но во многих случаях они привезены из Передней или Средней Азии вместе с другими культурными ценностями. Музыкальная жизнь Индии сильно обогатилась во время мусульманского владычества. Известно, что могульские императоры, например, Бабар, были большими любителями и знатоками этого искусства. В отличие от Европы, употребление музыкальных инструментов в Индии ограничено целым рядом запретов.

Так, например, индусы из высших каст не могут играть на инструментах, в состав которых входят части убитых животных, например, барабанная перепонка из кожи или струны из кишек. Ряд инструментов употребляется только при культовых действиях, из которых, с другой стороны, другие инструменты исключены. Существуют специальные инструменты для женщин, на которых мужчины не играют, и наоборот. При разнообразии и богатстве музыкальных инструментов поражают их сравнительно низкие звуковые качества.
В то же время иного внимания уделяется внешней отделке в виде резьбы, разрисовки, придумывания причудливых форм. Это объясняется разными причинами: прежде всего, производство музыкальных инструментов является побочным занятием токарей, столяров, кузнецов, которые, конечно, не специализируются на звуковых особенностях; во-вторых, инструментальная музыка не играет в Индии той самостоятельной роли, как у нас; она, главным образом, сопровождает пение или же расчитана на грубые эффекты, как во время процессий или плясок; в третьих, как во всей индийской культуре, все внимание обращено на умение и мастерство человека, который извлекает высоко художественные результаты из мало приспособленного материала и с примитивными инструментами. Индийский музыкант извлекает из простой бамбуковой свирели такие музыкальные фигуры, которые заставили бы задуматься хорошего европейского флейтиста или кларнетиста.
Обычно музыкальные инструменты по способу производства звука разделяются на три большие группы: ударные, духовые и струнные инструменты.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Самый древний музыкальный инструмент - ладони человеческой руки. Ритмичными ударами ладоней отбивается такт плясок и песен почти у всех народов земли. Отсюда дальнейший шаг - введение деревянных палок, которыми ударяют друг о друга. Эти палки могут принять форму дощечек, и звуковые качества их могут быть усилены вставленными в них металлическими пластинками. Такого рода инструмент, под названием "карталь", употребляется нищими большей части Индии. С другой стороны, эти палки, которые держат в двух руках, легко развиваются в железные палочки, в форме точильного камня, которые держат парами в одной руке и употребляют, как кастаньеты. К типу кастаньет относятся и деревянные пластинки с прикрепленными к ним бубенчиками, которые употребляют факиры. В музыке этот принцип нашел применение с того момента, когда деревянные пластинки были заменены металлическими. Кимвалы из желтой меди, обычно в форме глубокой тарелки, служат, главным образом, для подчеркивания ритма. Они обязательно входят в каждый индийский оркестр.

Размер их очень разнообразен, в зависимости от того, употребляется ли инструмент для уличных процессий или в интимной концертной обстановке. Из совершенно другого источника происходит та группа ударных инструментов, к которой относятся барабаны, тамбурины, гонги и разного рода ударные пластинки. В них звук производится ударом руки или какого-нибудь молотка о деревянную, каменную или металлическую пластинку или о мембрану, обычно из кожи животного. К самому примитивному типу этой группы относятся наши деревянные колотушки. Лишь в одном месте деревянные ударные пластинки достигли достоинства концертных инструментов, и то не в самой Индии, а в Индо-Китае и Индонезии. Эти инструменты, от которых берут свое начало наши европейские ксилофоны, состоят из ряда связанных между собой бамбуковых пластинок разной длины, которые, таким образом, образуют скалу звуков. В своей наиболее развитой форме, которая представлена сиамским "ранат", эти пластинки лежат на корыте, являющемся резонатором; удар производится двумя молоточками. Превосходные звуковые качества металла, в особенности латуни, способствовали включению круглых металлических пластинок в состав культовых и концертных инструментов. Очень рано было замечено, что пластинки с загнутыми краями дают более сильный звон, и это привело к образованию типа металлических ударных инструментов, известных по всему югу-востоку Азии под названием гонга.
В самой Индии мы встречаем гонг только среди ассамских племен; в Бенгалии мы видим нечто среднее между простой ударной пластинкой и гонгом. Гонг издает прекрасный звук, который, конечно, зависит прежде всего от качества металла. Как из деревянных пластинок развивается ксилофон, так и металлические пластинки или гонги могут быть составлены так, чтобы они образовали скалу звуков. Особенно развит такой тип инструментов опять-таки в Индо-Китае и Индонезии, где небольшие гонги распределены в форме круга, внутри которого сидит играющий и ударяет по гонгам молоточками. Особо важную роль в культовой жизни индусов играют колокольчики. Их звон сопровождает отдельные фазы жертвенного действия. Судя по литературным и языковым данным, они существуют в Индии очень давно и, по всей вероятности, оттуда распространились на восток и юго-восток, а также в западный мир. Самая распространенная форма - ручной колокольчик, ручка которого имеет обычно форму какой-нибудь божественной эмблемы или священного животного (например, фигура Ханумана, раковина, трезубец и т. п.). Первоначально колокольчик, как видно из целого ряда обычаев Индии и других стран, служил для изгнания и предотвращения злых духов, что и объясняет его огромное распространение по всему земному шару.

Но первое место среди ударных инструментов заняли мембранные инструменты. Самый простой тип, который ближе всего напоминает загнутую ударную пластинку - большой бубен, состоящий из круглой рамы, на которую натянута овечья кожа. Этот инструмент употребляется нищими. Тот же принцип дает распространенный по всей Индии и Цейлону открытый барабан в форме усеченного конуса, в который иногда вставляются металлические пластинки, наподобие нашего тамбурина. Своего рода переход от открытого барабана к закрытому представляет своеобразный сингалезский инструмент из глины. Широкий конец его обтянут барабанной перепонкой. Играющий держит его под мышкой левой руки и ударяет по нему правой рукой. По желанию он может левой рукой закрывать и открывать отверстие узкого конца. Конечным результатом этого развития является закрытый барабан.
Огромное разнообразие типов этого инструмента, с которым мы встречаемся в Индии, указывает на его исключительно важную роль в музыке. Не говоря о войне, процессиях и культовых действиях, где его густой и далеко несущийся звук естественно обеспечивает ему выдающееся место, даже в индийской концертной обстановке, при аккомпанировании пению, барабан обязателен. Все формы этого инструмента можно, грубо говоря, подвести под две группы: односторонние и двухсторонние барабаны.
К первым относится "нагара" - очень древний индийский инструмент, о котором упоминается еще в санскритском эпосе, напоминающий наши литавры. При процессиях и театральных представлениях к нему часто привязывается другой барабан поменьше. Играющий носит их на левом бедре и бьет по ним палочками. Попарно употребляется и другой односторонний барабан, "табла", который, также как и нагара, имеет металлический корпус; "бамья", т.-е. левый барабан, имеет корпус, выдолбленный из куска дерева. В Бирме и в Сиаме часто встречаются кубкообразные барабаны, различной величины.
Среднее место между односторонними и двухсторонними барабанами занимает культовой инструмент, корпус которого состоит из двух черепных коробок. Этот барабан, который играющий вращает одной рукой так, что привязанный к нему металлический шарик поочередно ударяет по перепонкам, употребляется в Бенгалии в тантрическом культе, напоминающем хлыстовские радения, и нашел особое применение в некоторых формах ламаизма. Тот же способ игры применяется и на барабане, имеющем форму песочных часов. Этот барабан - один из главных аттрибутов бога Шивы, и употребляется в его культе. Корпус двухсторонних барабанов состоит обычно из полого обрубка дерева, обтянутого с двух сторон кожей животного. В некоторых случаях корпусу придается форма двойного усеченного конуса, как в бенгальских "мриданг" и "дхолак". Перепонки у последних двух инструментов разного диаметра и разно настроены. Обычно меньшая перепонка дает верхнюю октаву, квинту или кварту большей перепонки. Настраивание производится при помощи системы ремней или шнурков, которые натягиваются вставленными под них круглыми деревяшками, а также при помощи смеси из клея и железных опилок, которая намазывается в форме круга на центр перепонки. На концертных барабанах играют только пальцами, и индус достигает совершенно непонятных для европейца ритмических и звуковых эффектов.

читать далее - о струнных музыкальных инструментах Индии
об индийских духовых инструментах

Автор и источник публикации: 

А. М. МЕРВАРТ 1927


Комментариев : 3

Пакхавадж – древний индийский

Пакхавадж – древний индийский инструмент, в ведийский период также был известен как мриданг. Это высокоразвитый сольный ударный инструмент. Его глубокий звук прекрасно звучит в сочетании с виной, сародом и т.д.

Табла – барабан, состоящий из двух частей. Правый барабан полый изнутри и изготавливается из дерева шишам. Левый барабан являет собой полый цилиндр из никеллированной меди. Оба барабана обтянуты кожей. Табла придает музыке привлекательный ритм и особую мелодику.
Сперва студентов обучают основным тактам, исполняемым на табле – хастасадхану (разминка рук). После хастасадхана учат тихаю (повторение ударов трижды). Постигнув основы игры на табле, можно исполнять более сложные композиции.

Дамару

achadidi аватар

Барабан, который описывает автор называется дамару, он действительно очень часто используется преданными господа Шивы

Индийская табла

achadidi аватар

Табла – основной ударный инструмент, который относится к популярной индийской ритмической группе инструментов. Она состоит из двух барабанов под названием "баян" (большой басовый барабан) и "даян". Почти всегда играют сразу на обоих барабанах. Два барабана вместе, а также даян отдельно, называются "табла".

Индийская табла

Оба барабана имеют корпус, закрытый с нижней части. Оба покрыты сверху кожаной мембраной из козьей кожи. По краям основной кожи прилагается вторая кожа – "кани". На мембранах обоих барабанов есть черный элемент, так называемый ГАБ, который придает инструменту особый тембр звучания и делает возможным разнообразие звуков и модуляций. На мембрану тонким слоем накладывается паста, изготовляемая из смеси железных опилок, рисовой или пшеничной муки и клейкого вещества.
Это большое искусство – нанести эту смесь в правильной пропорции, консистенции и прочности. Во время игры эти барабаны устанавливаются на кольца ("бира"), которые поддерживают их. Клинышки (колки), удерживаемые кожаными ремнями по бокам, предназначены для настройки инструмента. В зависимости от того, перемещаются ли колки вверх или вниз молоточком для настройки, звук становится ниже или выше. Тонкая настройка осуществляется путем постукивания молоточком по кожаному обручу.
Техника игры требует разнообразной аппликатуры в связи со сложностью строения кожаных мембран. Сочетание двух барабанов производит невероятную полноту и детализацию ритмических структур, и эта полнота выражения не имеет себе равных среди других ритмических инструментов.

из журнала Индия перспективы

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ан_игравитационный: