Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Иноплеменники

Кроме коренного населения Индии в состав ее входят еще многие меньшие племена и группы, переселившиеся сюда из других стран, большей частью вследствие религиозных гонений, и сохранившие более или менее свои национальные черты.

Первое место между ними занимают парсы или гэбры, настоящие квакеры Индии, потомки древних персов, вытесненных из своего отечества монголами. Они поклоняются четырем стихиям, призывают в своих молитвах солнце, как образ верховного существа, утверждают, что одни они сохранили во всей чистоте учение Зороастра, и что вечный огонь, поддерживаемый в святейшем из их храмов, в Урдваре, есть тот самый, который был вывезен их предками из Фарсистана. Священники их называются мобеб, патриархи - дестур; но ни те, ни другие не имеют особенного влияния на общество парсов, славящихся примерной нравственностью. Все парсы отличаются благородными правильными чертами лица: широкий лоб, правильный нос, большие чёрные глаза. Мужчины и женщины очень стройны, у последних кожа необыкновенно бела для южного климата Индии. Многоженство неизвестно парсам. Они живут между собой очень дружно, помогают друг другу, и потому между ними почти нет нищих. Образ жизни их прост, что, однако, не мешает им быть весьма гостеприимными. Парсы проживают преимущественно в западной части Индии, в Гуджерате, близ Сурата и Бомбея. Богатейшие из них - купцы, банкиры и подрядчики всех построек; беднейшие - торговцы и ремесленники во всех ремеслах, где не употребляется огонь. Они не служат в армии и на флоте, потому что никогда не возьмут в руки огнестрельного оружия. После англичан гэбры - самые богатые банкиры. Дух предприимчивости развит в них очень сильно. В особенности они отличаются искусством строить суда, и самые лучшие местные корабли спускаются с их верфей.
Дом каждого парса есть вместе с тем и храм; на алтаре пылает огонь, беспрерывно поддерживаемый поленьями благовонного дерева. Парсы никогда не гасят огня. Если парсскому прислужнику нужно потушить свечку, он сам ни за что не решится на это, а попросит кого-нибудь заменить ее и взять "грех" себе на душу. Даже в случае пожара не тушат огня, а срубают только соседние дома и стараются разобщить пламя. Любопытно смотреть, как обожатели солнца в белых широких плащах и зеленых чалмах являются на площадь Бомбея, ожидая восхождения обожаемого ими светила. При первом луче его одни радостно вскрикивают, другие благоговейно молчат и набожно складывают руки, третьи падают на колени и потирают песком лоб и нос, потом все удаляются домой.
Вечером они являются опять и остаются распростертыми на земле, пока не исчезнет последняя тень вечерней зари. Чтобы не осквернить ни одной стихии мертвым телом, парсы не хоронят покойников, не жгут и не бросают их в реки, а привязывают к доске и выставляют на съедение хищным птицам. В горах тела относятся на высокие скалы, где вырублены для этого особые пещеры; а жители равнин выстраивают для этой же цели высокие "подмостки смерти". Парсов насчитывается от ста пятидесяти до двухсот тысяч семейств.

В южных частях полуострова находится довольно много евреев, белых и чёрных. Белые переселились в Индию после разорения Иерусалима Титом, в первом столетии от Р. Х. Они основались в Кранганоре, близ Кочина, и жили там в продолжение десяти веков под управлением семидесяти двух начальников, выбиравшихся из их среды. В течение этого времени к ним переселялись единоверцы из Иудеи под предводительством ученых раввинов Самуила и Иегуды, а впоследствии прибыли и выходцы из Испании, бежавшие от инквизиции. Приверженцы Самуила составили особую секту. Религиозный раскол превратился в политическое противостояние, и одна из партий пошла под покровительство какого-то индийского князя, который разорил Кранганор и разогнал всех его жителей, число которых достигало восьмидесяти тысяч человек. Рассеянные беглецы мало-помалу собрались опять и нашли покровительство в Кочине, где они живут до сих пор. К ним присоединились евреи из Египта, Турции и Польши.
Чёрные евреи - потомки обращенных парий и коренных жителей - рассеяны по всей Индии и не имеют никаких писанных преданий иудаизма. Белые единоверцы смотрят на них с презрением и не пускают их даже в свои синагоги. Число всех евреев Индии достигает восьмисот тысяч человек.

Там, где находилась главная колония евреев, жили преимущественно и сирийские христиане, общество которых составляет как бы промежуточное звено между местными жителями и европейцами. Вероисповедание их основывается на догматах, проповеданных в Индии самим апостолом Фомой. К последователям апостола присоединились впоследствии многие выходцы из Сирии, привезшие с собой сирийский перевод Священного Писания, и все индийские христиане стали с тех пор называться суриани (сирийскими). По преданию местных христиан, св. Фома прибыл морем в Кранганор и там впервые начал проповедовать истины святого Евангелия. Потом он направился в Квилон, на Траванкорский берег, основал там несколько христианских общин и, наконец, пришел в богатый город Махабалипурам (близ Мадраса), где обратил в христианство короля и большую часть его подданных. Брамины организовали народное восстание против христиан, и святой проповедник претерпел мученическую смерть. Место, освященное его кончиной, сделалось предметом поклонения, и до сих пор толпы не только христиан, но и магометан стекаются на поклонение гробу апостола. У подошвы горы, называемой Фоминой, построен маленький католический храм, а на самой ее вершине живописно возвышается сирийская церковь.
Преследования браминов принудили почти всех махабалипурамских христиан переселиться (во 2 и 3 столетии) на Малабарский берег, где многие евреи и индуисты приняли христианство. Здесь сирийские христиане сумели приобрести гражданские права и значительные преимущества. Кроме уголовных дел, они во всем пользовались собственным судопроизводством и почитались наравне с наирами, составляющими местную аристократию. Наконец, они образовали род самостоятельного королевства, которое, однако, скоро подпало под власть кочинского государя. Во время прибытия португальцев сирийские христиане владели десятью городами, сорока двумя селениями и имели около тысячи церквей. Одних несторианцев (переселившихся в Индию в 5 веке) было 30 000 человек. Португальцы привезли святую инквизицию: пошли гонения и аутодафе; наконец, все жители берега были приобщены к римско-католическому исповеданию; одни обитатели гор не отступили от веры отцов. Первых было около 150 000 человек, вторых - с небольшим 200 000 человек. Храмы сирийских христиан стилем своим напоминают храмы Сирии и Палестины.
Сирийские христиане не признают власти папы, не допускают чистилища, не поклоняются святым, признают только два таинства: крещение и причащение, словом, могут назваться протестантами Индии, но богослужение их образовалось на юге Индии и весьма отличается от богослужения последователей Лютера и Кальвина. Церкви сирийцев не имеют ни стульев, ни скамеек; алтарь обращен на восток, и на нем возвышается распятие или один крест. По обе стороны алтаря стоят каменные гробы умерших пастырей церкви. Литургия совершается на древне-сирийском языке, которого народ уже не понимает. Проповеди говорят редко. Между церковными молитвами бывают промежутки молчания, во время которых каждый присутствующий творит молитву про себя.
Митрополит сирийских христиан носит мантию из темно-красной шелковой материи; одежда священников состоит из легкой белой туники и красного колпака. Между сирийскими христианами уцелели братские трапезы, но не как повседневный обычай, а в виде религиозного воспоминания древних обычаев. Англичане с чрезвычайной похвалой отзываются об их нравственности: все они, говорят, люди честные, воздержанные и очень правдивые, но мало образованные. Замечательно, что духовный сан остался наследственным в тех семействах, прародители которых были посвящены в него Фомой: это должно приписать влиянию брамаитских понятий о наследственности каст. Благодаря тому же влиянию некоторые мелкие секты сирийских христиан усвоили и понятия об осквернениях; члены их проходят обряд омовения и воздерживаются от употребления мяса. Другие секты приняли многое из римско-католических положений: не признавая власти папы, они установили устную исповедь, панихиды по покойникам и соблюдают посты. Число постных дней достигает ста девяноста в году, в том числе каждый четверг и пятница.

Вместе с евреями и сирийскими христианами в Декане проживают и армяне. Число их незначительно, и все они занимаются торговлей. Китайцы заезжают в Индию только по делам, но не селятся в ней1. На Коромандельском берегу есть немногочисленные потомки малайцев. Эфиопы встречались на Малабарском берегу и в Гуджерате. Они занимались часто военным ремеслом и иногда добивались значительных должностей. От их смешанных браков с местными женщинами произошла особенная порода, резко отличающаяся своим типом и равно ненавистная индусам и мусульманам. Многие индийские государи составляли из них отряды телохранителей.

Автор и источник публикации: 

Н. ТЮТЧЕВ, 1848


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
авиа_илет: