Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Прогулки по Бомбею

Москва - Бомбей, далее везде.....

Как давно это было? Попробую вспомнить…
«Граждане пассажиры, начинается посадка на рейс компании Аэрофлот вылетающий по маршруту Москва-Бомбей, далее везде. Напоминаем вам, что в нашем дьюти фри проводится акция – при покупке двух бутылок любого виски, третья бутылка выдается бесплатно. Лица, которые не воспользовались нашей акцией, на борт самолета допускаться не будут. Непосредственно сама закуска вам будет предложена во время полета. Приятного пути!» - именно такое объявление мог слышать Веничка Ерофеев, попивая коньяк в баре международного аэропорта Шереметьево в ту пору, когда он еще работал бригадиром монтажников.

В первый раз я приехал в Бомбей когда этот город еще назывался Бомбеем, в салоне АФ разрешалось курить, а распитие в полете шереметьевского дьюти-фри-шоповского Red Label было таким же атрибутом загранкомандировочного, как обязательный строгий темный костюм и начищенные ботинки. Тогда еще не было прямого рейса Москва-Бомбей, а рейс Москва-Дели для удобства пассажиров производился с дозаправкой в дьюти фри города Шарджи.
Таким образом, с двумя дозаправками мы благополучно прибыли в бомбейский доместик. Пары вонючего вискаря моментально выветрились как только выяснилось, что нас никто не встречает. Обычное дело в Индии - индийский встречающий, как потом оказалось, ждал нас у другого терминала. Без проблем договорившись самостоятельно, мы на нескольких такси (раздолбанных фиатах, выпущенных в середине 60-х годов) наконец добрались до нашей гостинички Fariyas в районе Колабы.
Из-за недостатка свободного времени осваивать город могли только вечером, после ужина. Должен пояснить, что тогда мое представление об Индии ограничивалось фильмами «Зита и Гита» и «господин 420».

В те времена вечером ходить по тротуарам в южном Бомбее не представлялось никакой возможности, т.к. десятки тысяч бездомных устраивались на ночлег, постелив картонку и совершив нехитрый вечерний туалет в придорожной канаве (кстати, тогда Колаба, как и остальные улицы с двух сторон были снабжены арыками для отвода дождевых потоков и другой нечисти). В поисках индийской экзотики я на второй день обнаружил на Колабе пивной бар (ресторан Comon на Колабе, в 60 м от кафе Леопольд, работает по сей день) с громкой индийской музыкой и индийскими танцовщицами с оголенными животами и в разноцветных сари, которые сменяя друг друга, непрерывно танцевали у каждого столика, тем самым развлекая гостей, преимущественно мужчин средних лет. (Забегая вперед скажу, что впоследствии в почти каждый свой приезд в Бомбей, я непременно заходил в этот бар выпить стакан холодного пива и послушать новинки болливудских хитов. Сейчас, однако, танцовщицы остались, но танцевать им запретили из непонятных мне соображений, так и стоят кучками между столиками под оглушающую индийскую музыку до самого закрытия заведения).

Настоящее знакомство с Бомбеем состоялось на пятый день, в выходной. Часть группы увезли на Элефант, я же с самого утра отправился в город. От услуг такси с приветливыми таксерами в белых пилотках «джавахарларках» равно как и от назойливых «гидов» я сразу отказался и пешком смело двинулся в неизведанное.

Ворота Индии

От Колабы мой путь лежал через Ворота Индии, вдоль моря мимо Elefant Gate и Lion Gate к центральной библиотеке и мимо здания бомбейской биржи к жд вокзалу Victoria Terminus. Вокзал был построен в 1887 г и назван так был в честь королевы Виктории. В 1996 г. вокзал был переименован в Чатрапати Шиваджи Терминал (по имени короля маратхов, правившего в 17 веке). Один из эпизодов фильма «Миллионер из трущоб» также снят здесь. Немало подивившись причудливой неоготической архитектурой этого символа британского Бомбея с огромными каменными химерами по всему фронтону здания, я направился в сторону площади с фонтаном Флора (Flora Fontain) в центре. Фонтан увенчанный скульптурой древнеримской богини весны Флора был построен в 1864 г.

Фонтан Флора

Однако, в 1960 г. площадь расширили и установили мемориальную статую крестьянина и рабочего держащих факел, символизирующую борьбу угнетаемых классов за независимость Махараштры. Памятник называется Hutatma в память о 105 городских жителях-патриотах, участников мирной демонстрации, погибших на этом месте в 1955 г. от пуль полицейских. С тех пор площадь также получила свое новое название Hutatma Chowk (площадь Мучеников).

Погода стояла прекрасная, дул легкий ветерок и я не спеша добрался до университета. Вот уж действительно величественное сооружение в неоготическом стиле, университет был построен в 1857 г и фактически является визитной карточкой Бомбея. Много ярких интересных личностей были выпускниками этого университета, в том числе кумиры 20 века Махатма Ганди и Айшвария Рай. Обойдя вокруг комплекс университетских зданий и даже заглянув в какие-то внутренние помещения, я вышел на улицу MG Road и буквально через 100 м очутился на шумной и веселой Churchgate, огромной площади на которой расположена конечная жд станция Западной линии. Сегодня эта станция самая оживленная в городе. Миллионы городских жителей, проживающих на северной окраине города, выходят на этой станции, чтобы добраться до своих офисов в деловых районах южного Бомбея.

От Churchgate по улице Veer Nariman Road совсем рядом находится гостиница Ambassador. Кстати, напротив этой гостиницы расположено знаменитое кафе с террасой (Gaylord Café – названо в честь американского ученого Джорджа Гейлорда Симпсона). Знаменито кафе еще и тем, что здесь продается самая вкусная и свежая выпечка, отменного качества кондитерские изделия, а чай заваривают по всем правилам, поэтому его можно выпить достаточно много. Немного перекусив, довольный, через 100 м я оказался на набережной Marine Drive, подковой опоясывающей юго-западную часть Бомбея.

Прогулка по набережной – это особая песня, мне казалось тогда, что даже если гулять здесь каждый день занятие сие никогда не надоест – настолько впечатляюще смотрится панорама Бомбея с любой точки набережной. Днем набережная достаточно малолюдная, однако после 18.00 тысячи бомбеитян (Mumbaiteans, Mumbaikers) приходят сюда полюбоваться закатом солнца. Пройдя по набережной до гостиницы Оберой я свернул в сторону Ворот Индии и через 20 с небольшим минут оказался опять на Колабе.

Колаба

В принципе прогулка заняла чуть более 3 часов, однако, впечатления действительно оказались настолько интересными, что с этого момента Бомбей стал для меня самым ярким представлением об Индии.

Позже, я много раз приезжал в Бомбей и, если позволяло свободное время, проходил по своему пешему маршруту еще и еще. Через 10 лет после своего первого посещения Бомбея я приехал сюда на 2 года и заново начал осваивать Бомбей уже не как пешеход, а за рулем своего Ford Icon. Сейчас можно сказать, что для меня нет белых пятен в Бомбее, я знаю этот город гораздо лучше чем Москву или Дели, без карты могу кратчайшим путем проехать в любой район. Мы с женой поселились в жилом здании российского торгпредства на улице Dr Deshmukh Marg (бывшая улица Pedder Road), которая связывает центральную часть города с южной. В те времена в нашем девятиэтажном здании проживало всего 5 семей, делить нам было нечего – у каждого была своя работа, поэтому праздники отмечали вместе за одним большим столом на цокольном этаже, часто на уикенд уезжали на своих машинах в Лонавалу (Lonavala) -небольшой горный курорт в 50 км к северу-востоку от Бомбея.

Слов нет, южный Бомбей - яркий туристический центр и самое интересное место для прогулок, однако немного освоившись за рулем, я стал находить много интересного и в других частях города – Ворли (географический центр и перекресток всех дорог), рабочий район Бандра, бестолковый Андери (особенно здесь интересна улица Via Parle), тесный и серый муслимский Байкала.

Впечатляет бурно развивающийся город-спутник Бомбея – Нави Мумбаи (Navi Mumbai), заложенный в 1972 г под названием New Bombay. Сейчас в Нави Мумбаи проживает более 3 млн человек. Большинство индийских компаний-разработчиков программного обеспечения имеют свои офисы в Нави Мумбаи, как грибы после дождя вырастают здесь сервисные центры иностранных корпораций, научные центры. В Нави Мумбаи есть свой бизнес-парк Millenium. Как часть перспективного планирования, главные товарные бренды начали перемещаться сюда из Мумбаи. В Нави Мумбаи расположены три основные деловые центра – это Vashi, Mahape и Belapur. Особенно мне понравился расположенный прямо на берегу залива спальный район Белапур, с его современными удобными кондоминиумами и чистыми широкими проспектами, который является ярким образцом современного индийского градостроения. Если Нави Мумбаи часто называют индийским супер-городом, то Белапур без сомнения индийский город-мечта. Несколько лет назад началось строительство международного аэропорта Нави Мумбаи.

Однако, вернемся назад в Бомбей. Любителей шопинга порадовать мне особенно нечем, разве что торговые ряды на Колабе с кустарными сувенирами и унылые государственные эмпориумы с теми же кустарными изделиями, но по фиксированной цене.

Колаба, шопинг

Рекламируемая во многих путеводителях Fashion Street на деле оказалась обычной барахолкой c жутким тряпьем, развешенным прямо вдоль улицы MG Road. Я предпочитал Shoping Arcade – трехуровневые торговые ряды, расположенные в пристройке к гостинице Оберой или сувенирные лавки Ali Joo рядом с гостиницей Тадж Махал.

Зато вкусно покушать есть где – это в первую очередь знаменитый рыбный ресторан Bharat Excellensea в южном Бомбее в районе Форта, где вам подадут свежайшие креветки, крабов, различные сорта рыбы, а также изумительно приготовленные моллюски в чесночном соусе .
Многие бэкпекеры предпочитают недорогую стряпню в Кафе Леопольд на Колабе (различные вариации на тему noodle & rice). Кафе Леопольд (названное так в честь австралийского короля Леопольда) было открыто в 1871 г и в разные времена служило оптовым магазином, аптекой, а с 1987 г. приняло настоящий облик. Интерьер Кафе оформлен многочисленными ретро-плакатами 70-х годов.
Что касается мясных блюд мне больше по душе ресторан в гостинице Fariyas (двадцатилетнее проживание в этой гостинице российских специалистов-корабелов оставило неизгладимый след в меню и мастерстве тамошних поваров – первые блюда, неплохие салаты на оливковом масле, грибные жюльены, толстые стейки из телячьей вырезки с кровью, филе белой рыбы аккуратно зажаренное на гриле, а во многом благодаря стараниями Альбины Николаевны Голованчиковой еще и винегреты и борщи). К слову сказать, в этой гостинице нашим всегда жилось неплохо, а в былые времена наши люди умудрялись прямо в номере квасить капусту, солить огурцы и помидоры – благо овощной рынок Колабы со свежайшими овощами находится в 50 м от гостиницы, а когда заканчивалась привезенная из России водка «Вечный зов» в дело шел местный вискарчик Director’s Special (ближайший Whisky Shop прямо за углом).

Едем дальше……..
В северной части Бомбея, в 18 км от аэропорта, национальный парк имени Санжая Ганди. Парк площадью 104 кв км расположен в городской черте и является самым крупным городским парком в мире, который посещает более 2 млн человек ежегодно. Туристам здесь предложат небольшое сафари, во время которого можно увидеть хищных животных, леопардов, пантер, львов и тигров в клетках. Однако часть животных, в том числе кабаны и тигры, живет на свободе в густых джунглях на территории парка. В 2003 г. это обстоятельство послужило причиной волнений местных жителей, проживающих в прилежащих вплотную к парку районах. Тогда в газетах появились сообщения о неоднократных нападениях хищников на людей.
Также в парке есть интересный джайнский храм Trimurti, а если проехать на своей машине в самую глубь парка, можно полазить по буддистским пещерам-кельям Kanheri, сооруженных на скалах в виде многочисленных сот в 1 веке нашей эры. Крохотные каменные пещеры (кельи), площадью около 4 кв м, служили в те далекие времена гостиницами для путешественников. Лично я успел осмотреть что-то около сотни пещер и дабы передохнуть собирался устроить небольшой пикник в одной из них, однако услышав злобный звериный рык где-то неподалеку, поспешил вернуться к своей машине.

Аквапарк Water Kingdom

Дальше отправляемся в аквапарк Water Kingdom. От национального парка им Санжая Ганди, к северу по шоссе NH8, буквально через несколько км нужно свернуть налево (ориентир – конный памятник Шиваджи, или просто «Чапай»). Затем километров 15 по извилистой дороге – и мы приезжаем на место. Обращаю ваше внимание, что в аквапарк нужно приезжать как можно раньше, часам к 11, но ни в коем случае не в выходные или праздничные дни, когда в аквапарке уже не протолкнуться.
Самые интересные водные аттракционы: Wet Atlantic - самый большой в мире бассейн с искусственными волнами, водяные гейзеры, дрейфующая река замкнутого типа длиной более 200 м, аттракцион Амазония – скоростная река по которой несешься на плотах, рискуя свернуть себе шею, крутые горки, причудливые трубы, джакузи с ледяной водой, водные пещеры и это еще не все – чтобы просто обойти парк потребуется не меньше 30 минут, а попробовать все аттракционы – пожалуй уйдет весь день.

Я уезжал из Бомбея после 2 лет длительной командировки, когда уже стоял в очереди на регистрацию рейса Бомбей-Москва увидел нашего аэрофлотчика, который жил вместе с нами в доме российского торгпредства. Заметив меня, он сделал вид что не узнал, а когда подошла моя очередь к стойке регистрации, так и вовсе с озабоченным видом исчез по своим делам в неизвестном направлении. Однако, сей факт нисколько не смутил меня, т.к. мой багаж не превышал дозволенных 20 кг и получив свой посадочный талон из рук улыбающегося индийского сотрудника Аэрофлота, направился на посадку. Диктор что-то объявлял на английском языке насчет новой акции в местном дьюти фри, но я уже его не слушал. Я знал, что обязательно еще вернусь в Бомбей……
«Уважаемые пассажиры, заканчивается посадка на рейс компании Аэрофлот вылетающий по маршруту Бомбей-Москва, далее везде. Обращаем ваше внимание, что курение и распитие спиртных напитков во время полета запрещено. Желающие, пока не поздно, могут сдать свои билеты у стоек регистрации номер 20, 21, 22 и воспользоваться услугами других авиакомпаний» - на какое-то мгновение мне причудилась хитрая рожа Венички Ерофеева, бывшего бригадира монтажников, подмигивающего из бара международного аэропорта имени Чатрапати Шиваджи. Ан нет, показалось...... и я смело зашел в салон аэрофлотовского лайнера.

Дели, сентябрь 2010 г.

Автор и\или источник публикации: 

Георгий Мельников

Ворота Индии, Бомбей


Комментариев : 2

Как мало я еще знаю об

achadidi аватар

Как мало я еще знаю об Индии...
Всегда старалась проскочить Мумбаи побыстрее.... впрочем в первую очередь наверное по причине его дороговизны.
Спасибо за интересный рассказ, переложила его в раздел рассказов, думаю путешественники смогут почерпнуть из него ценную инфу.

Прогулки по Бомбею Alexandr

achadidi аватар

Прогулки по Бомбею
Alexandr Kovalev • 3 года назад
Cпасибо! Написано очень красочно и точно!

Raveronika • 7 лет назад
Мне было очень интересно почитать это рассказ! Особенно интересно было узнать про Бобей (как это было, когда я еще была совсем совсем маленькая). Спасибо автору!

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Л
у
Г
ж
Й
Введите код без пробелов, учитывая регистр