50 лет индийской судебной власти
Индия получила независимость от Британского правления в 1947 году.
В период, приведший к независимости, и в течение первых нескольких лет существования Индии как независимой нации Учредительное Собрание заседало для того, чтобы подготовить проект Конституции нации. Конституция, появившаяся в результате этого процесса, была выработана для того, чтобы удовлетворить особые требования Индийского субконтинента. Вместо сохранения статус кво угнетенного класса, основанного на кастовой системе, отцы-основатели предпочли создать принципиально отличное, более эгалитаристское индийское общество.
По словам одного из основных архитекторов Конституции, их цель заключалась в том, чтобы вытащить Индию из средневековья и создать общество, основанное на законе, личном достоинстве и светском образовании. Это видение постбританской Индии отразилось в многочисленных статьях Конституции, которые давали мандат на социальные изменения, такие как отмена неприкасаемости, запрещение дискриминации на основе религии, расы, касты, пола и места рождения.
При достижении независимости Индия сделала выбор в пользу либеральной правовой идеологии. Это выразилось в нескольких взаимосвязанных понятиях, таких как власть закона, разделение властей, независимость судебного процесса.
Индия унаследовала большое количество законов от британцев, но развитие закона требует, чтобы видение старого закона соответствовало изменившимся обстоятельствам с учетом потребностей и стремлений общества. Судебная власть в Индии старалась принять “унаследованные законы” соответственно меняющимся потребностям динамичного и развивающегося общества.
28 января 1950 года в 9 часов 50 минут Президент Индии Бабу Раджендра Прасад торжественно открыл Верховный Суд Индии. В своем обращении первый Верховный Судья Индии, судья Каниа и первый Генеральный Атторней господин Сеталвад объяснили стране роль, которую они и их новорожденный Суд намерены играть. Они страстно желали сделать этот институт “благородным и величественным”. Сеталвад говорил:
“Задача, стоящая перед всеми нами, заключается в том, чтобы создавать нацию, выполняющую свои национальные и международные обязательства, состоящую из сильной центральной власти и федеральных частей, каждая из которых обладает обширной властью для разнообразного использования прогрессивным народом. Мы надеемся и верим, что для достижения этой благородной цели этот Суд будет играть величественную и единственную роль и укоренится в сознании индийского народа”.
В ответ судья Каниа сказал, что Верховный Суд будет провозглашать и толковать закон страны и в традиции судебной власти страны он будет действовать “не в духе формального или бесплодного узаконивания”. В очерченных рамках Верховный Суд сможет вносить существенный вклад в превращение Индии в великую страну, сохраняющую свою собственную цивилизацию, традиции и обычаи”. Он верил, что народ Индии также сохранит “независимость, честь и достоинство Верховного Суда”.
В развивающейся демократии, которая имеет своей целью общество социалистического образца, Конституционная защита личности, гарантированная Частью 111 Конституции Индии (Глава Законопроекта о правах) становится бессмысленной пока не существует независимой и просвещенной судебной системы. На Конгрессе Комиссии по праву, проходившем в Нью Дели в 1959 году, было подчеркнуто, что “ независимая судебная система является неотъемлемой частью свободного общества, основанного на власти закона”. По Конституции Верховный Суд и Суды высшей инстанции стали независимы от административных властей. В отличие от многих других служб, продолжительность пребывания в должности Судьи не зависит от воли Президента и он не может быть освобожден от своей должности иначе как по Указу Президента, принятого после обращения к каждой Палате парламента, поддержанного большинством в каждой Палате, и большинством не менее чем в две трети голосов членов той Палаты, которые присутствовали и голосовали на той сессии. Зарплата Судьи гарантируется Конституцией и не является предметом ежегодного голосования в отличие от зарплат других правительственных служащих.
Судебная система в Индии, среди всего шума демократии, в большей степени подверглась воздействию власти закона как превосходящей и первостепенной ценности, следящей за действиями всех властей. Власть закона выглядит как принцип институционной нравственности.
В течение пятидесяти лет – пятьдесят лет не составляют историю нации – вклад высшей судебной системы в Индии, заключавшийся в поддержании Конституционализма, власти закона, личных свобод и прав человека, секуляризма, равноправия полов, демократических ценностей, прав меньшинств, мира в промышленности, выполнении в стране международных норм по правам человека, является в самом деле значительным. “Главная проблема человеческого общества,- отмечал Верховный Суд Индии,- заключается в том, чтобы точно сочетать такую степень свободы, без которой закон становится тиранией, с такой степенью закона без которой свобода превращается в лицензию”.
В деятельности высшей судебной системы первая фаза этих пятидесяти лет была отмечена преобладающим настроением осторожного прецедента и ориентировала Верховный Суд на толкование конституционных положений преимущественно в максимально положительных терминах. Это было потому, что благородной проповеди личной свободы в Конституции о том, что “никто не может быть лишен жизни или личной свободы иначе как по процедуре, установленной Законом, было дано толкование в деле А.К. Гопалана против Штата Мадрас и считавшимся ничем более, “как соответствующим процедуре, описанной законодательством”. Суд развивал доктрину исключительности в оценке обоснованности превентивного ареста.
Путешествие Верховного Суда Индии от дела А.К. Гопалана к Манеке Ганди через дело о национализации банка и дело Хардхана Сахи является драматичным и поучительным. Не только доктрина “исключительности” была выброшена за борт, но именно она была составлена так, чтобы описываемая процедура, которая воздействует на свободу и жизнь гражданина, должна была быть “справедливой, беспристрастной и благоразумной. Судебная система в Индии, благодаря целенаправленным толкованиям, формирует и создает закон с тем, чтобы он отвечал желанию общества по эффективной защите его гуманитарных прав.
Суды в Индии осуществляли юридическое вмешательство в дела о нарушениях прав человека в качестве продолжительного юридического процесса в соответствии с исполнением их конституционной обязанности. Почти два десятилетия назад в деле Ф.С. Мулина против Администратора Союзной Территории Дели и других Верховный Суд отмечал:
“Право на жизнь включает в себя право жить с человеческим достоинством и со всем тем, что относится к нему, а именно, основные жизненные потребности, такие как достаточное питание, одежда и жилище и благоприятные условия для чтения, письма и самовыражения в различных формах, свободу передвижения и общения с другими людьми. Размер и содержание компонентов этого права будут зависеть от степени экономического развития страны, но оно должно, во всяком случае, включать в себя право на основные потребности человека и также право осуществлять такие функции или действия, которые составляют самое минимальное выражение человека. Любое действие, которое оскорбляет или наносит вред человеческому достоинству, будет составлять лишение этого права жить и это должно быть в соответствии с благоразумным, беспристрастным и справедливым порядком, который установлен законом, который выдерживает испытание другими фундаментальными правами”.
На этой фазе конституционной эволюции судебной системы Статья 21 стала защищать обширные интересы, включающие в себя почти все области жизни человека.
Во второй фазе, начало которой было отмечено делом Бины Пани Дей, Суд принял более решительную позицию по Конституционному мандату на свободу и на законный контроль Правительства и настаивал на выполнении принципов естественной справедливости, чтобы обеспечить игру по правилам при действии даже в административных делах.
Однако судебная власть обнаружила, что столкнулась с серьезным вызовом. Слабые слои индийского общества были лишены справедливости много, много лет: из-за своей нищеты, незнания и неграмотности они не имели доступ к справедливости. Они не осознавали права и пользу, дарованную им Конституцией и другими полезными законодательствами. С учетом их социально и экономически угнетенного положения им не хватало способности отстаивать свои права. Доступ к справедливости для того, чтобы защитить свои права был почти иллюзорным для таких слоев индийского общества. Судебная власть поднималась, чтобы встретить вызов и относилась к нему как к своей обязанности спасти этих угнетенных, чтобы помочь им воспользоваться выгодами экономических и социальных прав. Судебная власть способствовала либерализации концепции “обоснованного права обращения в суд” с тем, чтобы сделать доступ в суды легким.
В течение последних нескольких лет концепция доступа к справедливости подверглась радикальным изменениям и развивалась с появлением государства всеобщего благосостояния, движения к признанию, при постоянном увеличении размера, социальных и экономических прав, которые являются необходимыми с тем, чтобы делать гражданские права эффективными. Стратегия так называемого судебного процесса в общественных интересах была развита с тем, чтобы справедливость стала доступной угнетенным классам.
Через судебный процесс в общественных интересах суд предоставлял доступ людям, которые вдохновлялись общественными интересами, чтобы вызвать судебное вмешательство против злоупотребления властью или бездействия правительства. Чего же более, не только потребность в “обоснованном праве обращения в суд” была либерализована, чтобы упростить доступ к судам, но и концепция подсудности тоже была расширена с тем, чтобы включить в судебную компетенцию те действия или бездействия, которые, согласно традиционным понятиям подсудности, не считались способными решаться через судебный процесс.
Дела, которые направлялись в суды по категории судебных процессов в общественных интересах, в основном относились к малочисленным и немощным меньшинствам. Когда группа людей является небольшой и не имеет организованной силы, чтобы их присутствие ощущалось политически, судебный процесс предпочтительнее проводить как дело в общественных интересах. Сейчас это начало признаваться как новый способ, благодаря которому раны общества могут излечиваться или правительство, его представители, его структуры принуждаются к выполнению своего долга в интересах гражданина. В многочисленных случаях, касающихся защиты прав человека, суды выносят решения как по делам в общественных интересах.
В течение этой второй фазы Суд также брал на себя усердную защиту того, что он рассматривал как основные
Особенности Конституции и держал их вне досягаемости большинства и всякого процесса изменения. Дело Кешавананда Бхарати является существенным вкладом в этом направлении. Верховный Суд, проявляя довольно редкую и замечательную чувствительность к стремлениям великого народа, упорно борющегося для того, чтобы вступить в равноправный социально-экономический строй, старается вдохновлять, информировать и покрывать основные конституционные права духом нормативных принципов, которые, несмотря на то, что не являются подсудными оставались фундаментальными в управлении. Этот процесс установил новые ценности – систему по вынесению судебных решений Конституционности социально-экономических законов.
Судебная власть столкнулась с еще одним вызовом – высокой ценой судебного процесса. Даже через десятилетия независимости бедные, отсталые и слабые слои общества не чувствовали, что они имеют равные возможности обеспечивать справедливость из-за их социально-экономических условий. Судебная власть развивала программы по обеспечению бедных юридической помощью. Судебной властью был учрежден Комитет по выполнению программы юридической помощи для продвижения нормативных принципов и обеспечения равной защиты закона для граждан. Правительство Индии также проявляло свои честные намерения и решимость, проводя в жизнь Акт о власти национальных юридических служб от 1986 года, который вступил в силу в 1989 году. Этот Акт был нацелен на обеспечение защитным зонтом слабых слоев общества против всех несправедливостей и обеспечивал его нужными средствами. Власть национальных юридических служб начинает различные программы по обеспечению быстрой и недорогой судебной процедуры для бедных и угнетенных в стране. Эксперимент по обеспечению недорогой и быстрой судебной процедуры посредством “Лок Адалат”, что можно перевести как “народный суд” для облегчения переживания народа из-за большого количества нерешенных дел.
Под эгидой Власти национальных юридических служб (НАЛСА) Лок Адалаты сейчас приобретают новые размеры, чтобы устранить переживания угнетенных и слабых слоев общества. НАЛСА уже приняла решение об образовании постоянных и непрерывных Лок Адалатов во всех округах страны с тем, чтобы обеспечить законный форум для участвующих в судебном процессе людей с тем, чтобы решить их конфликты посредством переговоров в присутствии судей Лок Адалата. Есть надежда, что Лок Адалаты обеспечат эффективный форум для помощи людям с тем, чтобы сесть за стол для обсуждения их юридических проблем и найти решения с помощью Судей Лок Адалата, один из которых должен быть отставным или работающим юридическим служащим.
Третья и более сложная фаза в эволюции судебной власти находится в области выполнения и применения новых инструментов юридического управления правительственными действиями. Эти вопросы непременно включают в себя прямое взаимодействие с процессом управления и проверку пределов и границ между судебными и исполнительными функциями. Задача окружена трудностями, которые требуют мудрости и судебной сдержанности. Верховный Суд Индии выполнил эту задачу с чувствительностью и знанием равновесия между “достоинством человека и единством нации”. Именно в этой фазе праву “жизни и свободы” было придано расширительное значение и на исполнителя была возложена ответственность и подъотчетность за его действия и упущения, которые влияют на простых граждан. Приговор суда о выплате денежной компенсации за нарушение основных прав является сейчас частью режима народного закона в Индии. В деле Нилабати Бехера против штата Ориссы Верховный Суд заявил:
“Пособие в денежной компенсации как достойное возмещения ущерба в процедуре по статье 32, данное этим судом или по статье 226, данное судами высшей инстанции, для установленного нарушения неотъемлемого права, гарантированного по статье 21 Конституции является доступным средством защиты права по общественному закону и основывается на строгом обязательстве в случае нарушения гарантированных основных и неотъемлемых прав гражданина. Целью общественного закона является не только цивилизовать общественную власть, но также заверить граждан, что они живут в юридической системе, которая имеет цель защитить их интересы и сохранить их права. Поэтому, когда суд предоставляет “компенсации” по процедуре статей 32 или 226 Конституции, он делает это по общественному закону путем наказания правонарушителя и возлагая ответственность правонарушения на государство, которое потерпело неудачу выполнить свою общественную обязанность защищать основные права гражданина. Выплата компенсации в таких случаях не воспринимается так, как она обычно воспринимается в гражданском деле по возмещению ущерба по частному праву, а воспринимается шире по обеспечению пособия в порядке “денежной компенсации” по общественному закону за неправильные действия, нарушившие общественные обязанности по незащите основных прав гражданина”.
И в деле Д.К. Басу и других против Штата Западная Бенгалия и других Верховный Суд отмечал, что определенная оговорка, сделанная Правительством Индии во время ратификации в 1979 году Международной Конвенции гражданских и политических прав от 1966 года, относящаяся к тому, что индийская правовая система не признает право на компенсацию для жертв незаконного ареста или задержания, стала неуместной из-за компенсационной юриспруденции развитой судом в деле о нарушении прав человека.
Это только краткий обзор функционирования индийской судебной власти за последние пятьдесят лет.
Общество возвело судебную власть в Индии на высокий пьедестал. Общественное восприятие судей как беспристрастных и справедливых арбитров является величайшей силой нашей судебной власти. Судебная власть также сознает тот факт, что суды действуют для народа, который доверяет им. Судебная власть понимает пределы своей юрисдикции и своих конституционных обязательств поддерживать величие власти закона и трюизм заключается в том, что судебная власть означает быть на службе общественных интересов. Судебная власть в Индии понимает, что поскольку суд не может исполнять функции Правительства, администрации также не должно быть позволено допускать злоупотребления или бездействие. Поэтому судебная власть использует сдержанность при выполнении конституционных обязательств, чтобы это не вызвало путаницы. Такие проблемы, решение которых не может быть достигнуто по стандартам управляемой судебной власти, оставляются судебной властью за пределами судебного разбирательства.
При той глубокой вере, которую гражданин испытывает к судебной власти, ответственность судебной власти по сохранению общественного доверия к этому учреждению является высокой и обязывающей. Индийская демократия – живая и пульсирующая демократия. Судебная власть в Индии стремится объединить ее народ общими узами справедливости соответствующими “надежде”, выраженной Первым Верховным Судьей Индии в 1950 году. Мы двигаемся вперед.
Дамы и господа, спасибо за ваше внимание.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА ВЕРХОВНОГО СУДЬИ ИНДИИ ДОКТОРА А.С. АНАНДА В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ “ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ИНДИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ” 22 мая 2000 года, из журнала Индия Перспективы
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос