Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Хампи: "земля мечты"

Почти пять столетий тому назад португальский хронолог Доминг Паес назвал Хампи (Виджаянагару) "землей мечты".
Он имел в виду столицу правителей династии Сангамов, которые в 1336 году основали Виджаянагару на месте древней Хампи.
Однако именно Кришнадева Райя (1509-1529) украсил столицу роскошными дворцами и храмами и расширил пределы власти Виджаянагары, сделав её самым мощным индуистским королевством в южной Индии.

Тем не менее после того, как федерация бахамайских княжеств в соседстве с Виджаянагарой нахлынула на это королевство в 1565 году, за этим бедствием последовал упадок его власти. Его столица, город победы, была разрушена. Это был патетический конец королевства, простиравшегося между Аравийским морем и Бенгальским заливом и Декканским плато и индийским полуостровом. Руины Виджаянагары лежат в окружении гигантских каменных глыб, еле-еле удерживающихся друг на друге. Они навечно застыли в акте падения. В то время как построенные зодчими архитектурные сооружения превратились в пыль, природная архитектура продолжала придавать дикое величие Виджаянагаре, которая спустя столетия преобразовалась в место фантастических руин и почти невообразимого ландшафта, вполне заслуживающих посещения.

На протяжении веков Хампи считался знаменитым священным центром еще и до того, как он приобрел большую славу и попал на политическую карту южной Индии. Он являлся частью региона Кишкиндхы, которым правил Бали, как об этом упоминается в "Рамаяне". Именно здесь произошли эпизоды, связанные с Бали, Сугривой, Хануманом, Рамой, Ситой и Лакшманом. Нынешняя цитадель Анегонди, расположенная по ту сторону реки Тунгабхадра, являлась крепостью обезьяннего королевства. Огромные валуны в Хампи находят упоминание в "Рамаяне" точно так же, как и горы Хемакута, Матанга и Мальявантха. Название города происходит от Пампы, так в древности называли Тунгабхадру, и Парвати, богини, вышедшей замуже за Шиву в образе Вирупакши.

В зените своей политической силы королевство Виджаянагары функционировало как оплот индуизма в южной Индии, эффективно пресекая вторжения со стороны Делийского султаната и соседних княжеств Голконды, Ахмеднагара, Гулбарги и Бидара. Эти бахамайские государства оставили свой явный отпечаток на бурной и драматической истории города победы, выигравшего битву при Таликоте в 1565 году.

Большинство структур Хампи было построено Кришнадевой Райей (1509-29). Храмы Виттхалы и Кришны, гопуры Вирупакши, колоссальные скульптуры Нарасимхи и Ганеша, гигантские королевские платформы, великолепный резервуар Пушкарини, акведуки и многие другие структуры — все это является свидетельством гения этого блестящего правителя.

Лучше всего начать свой день в Хампи с горы Хемакута, склоны которой усеяны множеством храмов с наслаивающимися друг на друга пирамидальными крышами. Большинство из них относится к предвиджаянагарскому периоду. С вершины горы открывается вид на храм Вирупакши и далее на реку Тунгабхадру. Его нельзя упустить фотографу.

Центр бизнеса в Хампи составляют величественная 52-метровая гопура (ворота) на восточной стороне и улица, ведущая к храму Вирупакши, протяженностью 700 метров. Войдя через гопуру в храм, выходишь в два внутренних двора. Взору открываются многочисленные крошечные древние и современные часовенки. В центре внутреннего двора стоит храм, мандапа которого окружена колоннами. В самом дальнем конце находится его санктум. Здесь можно увидеть самый высоко почитаемый лингам Вирупакши (фаллус). Своды храма украшают кое-где оригинальные росписи Виджаянагары. В комплексе насчитывается немало маленьких храмов, включая и храм, посвященный святому Видьяраньи, благословившему строителей на сооружение этой столицы в 1336 году. Храм Вирупакши является единственным в Хампи, где богослужение ведется ежедневно.

Храм Виттхалы, являющийся монументом всемирного наследия, заслуживает детального осмотра. Он имеет три гопуры и состоит из компактных структурных частей. Этот храм представляет собой величайший дар Кришнадевы Райи Хампи. Самой богато украшенной структурой здесь является павильон для специальных празднований Кальян мандап. Он орнаментирован фигурами скачущих коней, колоннами яли, окружен балюстрадами, опирающимися на фигуры слонов, и украшен скульптурными рельефами поразительной красоты. Небольшая каменная колесница, стоящая перед центральным храмом, представляет собой замечательный образец скульптурного искусства Виджаянагары. Все тончайшие детали деревянной храмовой колесницы воспроизведены в камне в точности. Первоначально её изумительно выточенные колеса могли вращаться, но сейчас они зацементированы.

Главная структура храма Виттхалы со скромной башней над санктумом представляет собой буквальный музей искусства скульптуры Её 56 великолепных колонн богато украшены изумительной по своей красоте рельефной работой. Эта хрупкая колоннада, стоящая спереди на огромных столпах, если по ней слегка постучать, откликается нежной музыкой, что привлекает множество любопытных. И хотя это сооружение не было завершено, оно все равно остается самым величественным в Хампи, гордостью индийской архитектуры и скульптурного наследия.

Храм Кришны - это огромное структурное строение, выполненное в традиции Чола. Его скульптурный декор очень элегантен. Храм был построен Кришнадевой Райей в 1513 году в ознаменование его успешной кампании в Ориссе. Нельзя не упомянуть и о других скульптурных дарах этого правителя Виджаянагаре. Сюда входит и высоченная скульптура Нарасимхи, сидящего под капюшоном кобры. Её высота 6.7 метра. Неподалеку от неё лежит гигантский шивалингам, основание которого погружено в воду. Помимо этого, есть еще и две колоссальные скульптуры Ганеши, представляющие собой замечательные образцы искусства.

Любителям природы тоже есть чем полюбоваться. Поражает своей уникальностью высокая арка, образованная двумя гигантскими валунами, клонящимися Друг к другу. Она носит название "Акка- танги-гунду" (большая сестра- маленькая сестра). Человеческие усилия бледнеют в сравнении с этими поразительными по своему великолепию скальными образованиями.

Храм Хазар Рама возле королевского центра был храмом для королевской знати. Это небольшая структура, богато орнаментированная и славящаяся рядами скульптурных фризов, украшающих её фасад, а также и резными колоннами из черного камня.

* Автор - лектор Делийского университета и известный писатель фрилансер.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы Ноябрь 2003, СУРЕНДРА САХАЙ, http://www.indianemb...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
д
т
в
К
ю
Введите код без пробелов, учитывая регистр