Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Искусство как образ жизни

Бенгальское искусство рисования на свитках или «Патта-Читра» является не только средством к существованию для художников, но также превосходным историческим свидетельством вековой общественной жизни.
Бенгалия имеет богатое наследие народного творчества и культуры, которые являются продуктом прогрессивности и изобретательности ее людей. На разных ступенях истории они развивали разнообразные виды ремесел и искусств, как для развлечения, так и как средство заработать на жизнь.

Одним из выдающихся форм традиционного народного искусства является роспись свитков или «Патта-Читра», которая возникла и распространилась по всей Бенгалии в позднее средневековье и до сих пор продолжает свое существование.
Оно сохранилась благодаря прекрасной способности ассимилировать традиции прошлого и современные тенденции со вкусом и стилем.

Роспись свитков - это скорее ремесло, чем художественное искусство, поскольку с самого начала люди занимались этим как основным родом занятий. В прошлом, люди, занимающиеся росписью, назывались «Патидары», «Патикары» или «Патуя», они жили группами, чаще в сельской
местности, формировали профсоюзы для защиты своих интересов и помощи друг другу всевозможными способами.
Эта форма искусства или ремесла получила народную популярность в те дни, когда община «Патидар» была в состоянии существовать, но она никогда не была зажиточной. Для того чтобы получить большую поддержку общества, патидары ходили от дома к дому, показывали свои работы, сопровождая показ сюжетными песнями или балладами, которые объясняли сюжеты, изображенные на картинах. Стихи к своим песням они придумывали сами, либо брали из репертуара народных певцов с целью произвести впечатление на людей. Таким образом, изделия продавались и любителям художественного искусства. Как способ увеличить свой доход, патидары также изготавливали глиняные фигурки и терракотовых кукол. Сегодня умельцы утратили свою былую славу из-за вторжения в отдаленные деревни современных развлекательных средств, таких как кино, радио, телевидение и другие.

Роспись свитков как искусство может выжить, благодаря возросшему интересу к предметам народного творчества и археологическим находкам
среди ученых и исследователей с поддержкой государства, но сама община «Патидаров» находится на грани вымирания.
Умельцы тщательно подбирали сюжеты для своих работ. Главным образом, они брали их из мифологии древней Индии и Мангал-Кавья средневековой Бенгалии. Боги и божества из Пуран, такие как Шива, Чанди, Манаса вновь и вновь появлялись в их работах. Сцены из «Рамаяны»,
эпизоды из «Махабхараты» о Савитри и Сатьяване, истории о Бехуле и Лакхиндаре из «Манаса-Мангала» и изображения Камале Камини из «Чанди-Мангала» были очень распространенными темами картин «патидаров». В наши дни они несколько изменили свои взгляды и больше изображают важные исторические события и культовые фигуры, ориентируясь на вкусы и сентименты современного общества. Сюжеты
на тему индийской борьбы за независимость занимают значительное место в работах современных умельцев. Это лишний раз подтверждает гибкость и способность художников двигаться в ногу со временем. Паты Калигхата также знаменуют современное развитие в этой области.
Стиль умельцев различается от места к месту и от группы к группе. Однако, с другой стороны, они любят изображать тяжелые монументальные фигуры божеств с богатыми украшениями в ярких насыщенных красках с целью быстрого и прочного воздействия на умы простых деревенских
жителей или эксплуатации их религиозных чувств. Калигхат - это разновидность Патачитры, где также используется старый стиль с кистевым контуром и широким моделированием, демонстрирующий свою самобытность. Более современные художники реже прибегают к обилию орнаментов/украшений и больше используют легкие акварельные краски, ради чистоты и умеренности, отражающая готовность соответствовать
переменам современных вкусов.
Другой стиль пата-изображений распространен в Вишнупуре и кажется более лиричным, чем колоритным, где фигуры имеют более иконный эффект. Например, на свитке изображена Богиня учения, которая сидит на троне в море лотосов и небо над ее головой нарисовано во всех
оттенках соответствующих цветов.
Изображенный диск или венец подчеркивают изящество Богини. Свиток - это обычно отрезок ткани размером 12х2 дюйма с листом бумаги такого же размера, приставленным к одной из сторон. Две рейки прикреплены с двух сторон свитка для плавного и быстрого сворачивания и разворачивания. Иногда также используются крепкие бумажные свитки, как в случае со свитками Калигхата.

Примечательно, что патидары выходят за пределы всех религий и барьеров. Многие из них имеют как индуистские так и мусульманские имена. Обычно их можно увидеть соблюдающими мусульманские ритуалы и читающими молитвы в мечетях. Но в то же время в своих работах они используют индуистских богов и богинь и их работы основаны на историях индуистской мифологии. Они также следуют традициям индуистского
бракосочетания. Многие из них имеют индуистские имена, под которыми их обычно знают.
Таким образом, они преподносят уникальный пример религиозной и общинной гармонии, из-за чего они спокойно допускаются и в индуистские и в мусульманские общины. Такое смешение индуистских и мусульманских культур, конечно, хорошо известная особенность во многих частях деревенской Индии.

Рисование на свитках является выдающимся вкладом талантов Бенгалии в искусство и составляет неотъемлемую часть бенгальской культуры.
Оно не только популяризирует истории индийской мифологии в Бенгалии, но и помогает создать между людьми чувство единства и со всей остальной Индией. Искусство пата обладает огромной привлекательностью и благородством, помимо творческого воображения. Оно чрезвычайно обогащает индийскую народную культуру.
Мастерство, демонстрируемое художниками, просто изумительно. Красноречивее всяких слов оно говорит о природном таланте, о сохранении ценных традиций народного искусства, которые обогащают индийскую культуру и поддерживают дух и мировоззрение былой славы Индии.

Автор - известный журналист.

Автор и источник публикации: 

ДЕБАБРАТА БАНЕРДЖИ, Индия перспективы август 2009


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ф
л
м
п
У
Введите код без пробелов, учитывая регистр