Лирика и мелодии Тагора
Музыка Рабиндраната Музыка Рабиндраната Тагора открыла новую грань концепции музыки Индии в общем и Бенгалии в частности. Рабиндрасангит, будучи культурно-исторической ценностью для бенгальцев (включая бангладешцев), бесконечно притягательна для слушателей.
Считается, что его песни – это результат векового литературного и культурного смешения, которому подвергся бенгальский народ.
Однажды Рабиндранат Тагор сказал: «Наша музыка создана для одного, это музыка для одиночества», но это не значит, что слушать ее надо тайком. «Один» в данном случае символизирует всепоглощающее целое.
Музыка Тагора развилась из этого усиливающегося желания воссоединить единство личности и всепоглощающее целое. Действительно, в его композициях превосходно отражена и боль от невозможности достичь этого единения, и безграничная радость слияния.
Музыкальные произведения, созданные Рабиндранатом Тагором за 64 года с 1877 по 1941 годы, можно приблизительно подразделить на две основные категории – композиции, основанные на мелодии – «Сурадхарми», и основанные на стихах – «Кавьядхарми». Давайте сначала познакомимся с композициями, основанными на мелодии.
Тагор был воспитан в классической традиции классической музыки Хиндустани («рага сангит»). Из его автобиографических очерков мы узнаем о музыкальной подготовке, которую он прошел в детстве.
Он был учеником Джадунатха Бхатта (1840-1883), известного пандита гхараны Вишнупура. В данной гхаране индийской классической музыки исполнитель превосходно раскрывает красоту раги через вступительные ноты, называемые «алап». Это незамысловатый нотный рисунок, лишенный громоздких украшений, также известный традицией «Дхрупад» (буквально, дхрува «неподвижный» и пада «слова» – древнейшая сохранившаяся традиция).
Рабиндранат был воспитан в этой традиции и позднее мастерски использовал ее, не придерживаясь ее строгих правил. Например, можно вспомнить известный дхрупад «Махабисве Махакаше махакала маджхе». Он экспериментировал с мелодиями дхрупада, используя различные ритмы (как например «Джортал», «Джханптал», «Сур пханктал» и «Теора» – обычно известные только знатокам классической музыки Хиндустани), и сочинил 104 песни.
Тагор использовал классическую форму кхаяль и тхумри для создания почти 300 песен, охватив в них все стили классических традиций. Например, он использовал стиль «таппа» в своей музыке, в котором текст песни очень короткий и не имеет такой продуманной структуры, как кхаяль или тхумри. Существует два различных стиля Таппа, один, сформировавшийся в Панджабе, по линии преемственности Шори Мияна, и другой, заимствованный Рамнидхи Гуптой, более известным как Нидхубабу в Бенгалии.
С ранних лет Тагор испытывал влияние обоих стилей. Тагор заимствовал свои «таппа» у обоих стилей, и поддался очарованию панджабского «таппа», но написав их на родном языке, придал песням мягкость и благозвучность. К примеру, песня «Ке босиле бридаясане аджи, бхубанешвара прабху» написана по мотивам пенджабской таппа, но ее мелодика стала мягче.
Рабиндранат широко использовал народные мотивы. Во время своего пребывания в поместьях в Шелайдехо и Патисаре он приобщился к богатым живым народным традициям Бенгалии, таким как Бхатияли, Киртан, Рампрашади, Баул и Джхумур. Он познакомился с песнями Лалана Факира (1774-1890) и его ученика Гагана Харкары (годы жизни неизвестны), и они оказали на него колоссальное влияние.
В ходе освободительного движения Индии он сочинил множество песен в различных стилях народной музыки.
Эти песни мгновенно тронули сердца простого народа и стали источником вдохновения. Примером тому является государственный гимн Бангладеш «Амар Сонар Бангла», написанный под влиянием музыки баулов.
Самым первым шагом Тагора на музыкальном пути стал сборник «Бханусингхер падабали», композиции которого были сочинены под влиянием средневекового стиля Падабали Киртан. Он сочинил несколько известных песен в этом стиле, но благодаря его обработке произведения приобрели оттенок современности. Примером этого стиля является «Дже чило амар сапано чарини». Тагор обрабатывал мелодии различных регионов Индии – легкую музыку на гуджарати, каннаде, панджаби, тамили и хинди, включая бхаджаны – и сочинял свою музыку. Эти песни также известны как Бханга Ган (буквально, «раздробленные песни»). Знаменитая композиция «Басанти, хе бхубонмохини», написанная на основе песни из храма Минакши в Мадураи (древняя песня, написанная Мутхусвами Дикшитаром), является примером «Бханга Ган».
Песни, вдохновленные западными музыкальными веяниями, также подпадают под эту категорию. Понимание характера и отличительных черт индийской и западной музыки того времени позволило ему создать идеальное сочетание. «Пурано сеи динер катха», его переработка шотландской народной песни – небезызвестный пример таких мелодий.
Тал или ритмический цикл – это один из важнейших аспектов композиции. Тагор экспериментировал с существующими ритмами, такими как Дхамар – тал на 14 ударов – и сочинил 16 мелодий с использованием этого вида тала. Он также создал несколько новых ритмов или талов. Один из них – это Шасти-тал на 6 счетов, но в отличие от обычных 6 ударов, поделенных в тале Дадра на 3/3, этот ритмический цикл делится на 2/4. Нава-тал – это еще один ритмический рисунок, созданный для «пакхаваджа» (барабана с двумя мембранами).
Тагор всегда подчеркивал, что идеальная композиция – это безупречное сочетание лирики и мелодии, неразрывно связанных между собой. Песни Тагора представляют собой однородное сочетание мелодии и стихов, неотделимых друг от друга, вместе развертывающихся в единый язык музыки. Как-то Сучитра Митра сказала: «Просто пропевать ноты песен Тагора не имеет смысла... исполнитель должен понимать стихи... он сочинял мелодии и создавал новые ритмы в соответствии с размером своих поэтических прозведений».
Мелодии Рабиндраната льются только в русле, ограниченном берегами лирики, чувства и порыва, заложенных в словах.
Эта мысль становится более понятной при рассмотрении песен, основанных на стихотворениях или лирике – песен в категории Кавьядхарми или категории стихотворных произведений. Известно, что в процессе работы над сборником всех песен – «Гитабитан» (1938 г.), Рабиндранат сказал, что хотел бы доработать его в таком виде, чтобы его рассматривали не только как сборник песен, а как литературное произведение, которое можно было бы читать без мелодии. Но в таких музыкальных постановках как «Вальмики Пратибха», «Шьяма» или «Чандалика» можно увидеть, как он использует разговорный язык в сочетании с соответствующим современным мотивом.
Если рассматривать творчество Тагора с точки зрения структурных изменений, то музыкальные композиции Рабиндраната можно подразделить на три основных периода. В первый период входят песни, сочиненные с 1881 по 1900 годы. В песнях этого периода четко прослеживается влияние классической музыки Хиндустани, а также влияние региональной и западной музыки.
Следующие два десятилетия, с 1900 по 1920 годы, знаменуют второй, или экспериментальный, период, где сохранилась классическая структура, но он наделил произведения своим пониманием и зрелостью. В этот период он написал множество патриотических песен (около 62).
Бенгальцы могут гордиться, что Государственный гимн двух юго-восточных государств, Индии и Бангладеш, принадлежат перу Тагора.
Промежуток времени с 1921 по 1940 годы знаменует третий период, песни которого демонстрируют виртуозность и самобытность поэта в том жанре музыки, который стал известен под именем «Рабиндрасангит» и завоевал признание по всему миру за свой особенный стиль и чувство исполнения.
В сборнике «Гитабитан» он назвал один из разделов «Пуджа» и включил в него религиозные композиции (в количестве почти 650). Некоторые из этих композиций известны как «Брахмасангит». «Бипула таранга ре» (О, эти огромные волны), основанная на раге «бхим паласри» или бхим палаши, относится к таким композициям.
Младший сын Рабиндраната, Саминдранат (1896-1907), умер, когда ему было всего одиннадцать лет. Через несколько дней после его смерти поэт написал эту песню. Но потеря – это не то, о чем говорится в ней, напротив, речь в ней ведется о таинстве и вечной радости бесконечного цикла жизни, а ее мелодия под стать стихам повергает в трепет.
Песни любви и поклонения (в разделе «Прем») также насчитываются более 150. Многие люди высказывают мнение, что очень трудно классифицировать песни подобным образом. Многие любовные песни можно расценивать как песни духовной преданности, как и многие песни раздела «Пуджа» можно воспринимать как песни пылкой любви.
Тагор написал около 140 великолепных песен, знаменующих «времена года». Он учил нас смотреть на природу одновременно с разных сторон, через призму своих затейливо свитых слов и мелодий. Он также писал песни для различных событий, посвященные дням рождения, свадьбам, пахоте, уборке урожая, посадке деревьев, Новому году и т.д.
Слушая его песни, трудно понять, где есть западная, а где чисто индийская классическая или народная музыка или музыка баулов. В конечном счете, сочетание, которое он представляет слушателям, есть исключительно его собственное творение, «Рабиндрасангит».
Изучая это богатое собрание произведений, понимаешь, что, как сказал известный маэстро музыки Тагора, Сантидев Гхош (1910-1999), «Слова Рабиндрасангит вызывают бесконечный трепет, очаровывают. С их высоты открывается необозримая панорама человеческой жизни и опыта, ведь в них, помимо взгляда вдаль, заключены радость и горе, любовь и увядание, удовольствие и боль, единение и разлука»... Именно поэтому его музыка сопровождает нас в различные моменты жизни.
◆
Автор является кинорежиссером и представлял Индию в Индийской панораме на нескольких международных кинофестивалях. Он также является автором нескольких томов очерков на бенгальском языке, и снял около 14 короткометражных документальных фильмов о различных аспектах деятельности Тагора.
Журнал Индия перспективы, изд. 24 № 2/2010, автор статьи ЛАДЛИ МУКХОПАДЬЯЙ
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос