Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

ВОЗРОЖДАЯ РЕКИ, ВОССТАНАВЛИВАЯ ЛЕСА

Легендарный ‘Водный человек’ Раджендра Сингх

Легендарный ‘Водный человек’ Раджендра Сингх, известный своей работой по охране окружающей среды в засушливом Раджастхане, продолжает вдохновлять людей

Cтроя джохады или традиционные конструкции для сбора воды, восстанавливая холмы и леса, потерявшие свою величественную славу и возрождая реки, высохшие в результате бесконтрольной добычи полезных ископаемых, карьерных работ и вторжения в лесистые области Алвара в Раджастхане, Раджендра Сингх является одним из лучших индийских борцов за охрану экологии.
Широко известный среди местных, как “Водный человек”, он восстановил, как минимум, полдюжины рек в Раджастхане и положил конец миграции местного населения из деревень, где работает его NGO, Tарун Бхарат Сангх (TBS).

В 2001году была признана его работа по общественному руководству и ему была присвоена награда Рамон Магасайсэй. Его экспертные знания в области развития водораздела и создания занятости на массовом уровне достигнуты неустанной активностью. Он полагает, что строительства конструкций для сбора воды и посадки деревьев не достаточно; необходимо бросить вызов и остановить мощные силы, разрушающие природу.
Он успешно выиграл иски в Верховном Суде на закрытие приблизительно 100 шахт, которые разрушали экологию Национального Парка Сариска.

Пятидесятиоднолетний Сингх провел 25 лет своей жизни в борьбе за восстановление водных ресурсов, лесопосадок и вдохновляя общественность. При его содействии общины в деревнях были обучены, а также вовлечены в такие концепции, как грам сабха, банки махила и Речные Парламенты.
Он возглавил компании по грам свавламбан (независимые деревни), сохранению почвы, улучшению качества семян, cбору лекарственных трав и шрамдан (добровольный труд).

В Национальном Парке Сариска и его округе он побудил деревенские общины к восстановлению и защите лесов, восстанавливая их обычные права. Были организованы Комитеты по защите леса в 90 деревнях и еще 32 в районах Савай Мадхопура, Кароли и Джайпура.
Один такой комитет основал народный заповедник живой природы – Бхайровдев Локваньяджив Абхаярни – раскинувшийся на территории свыше 12 км в деревне Бхаонта Кольяла районе Алвара.
Двенадцать лет назад это был бесплодный участок земли, сейчас эта территория имеет достаточный лесной покров и диких животных. Работы начались в скромном масштабе в 1985, когда целевая группа работала над развитием сельского хозяйства и созданием занятости посредством сохранения водных ресурсов в деревне Гопалпура в районе Алвара.

Постепенно эти массовые работу углубились и распространились на большие территории. Раджендра Сингх сыграл решающую роль в строительстве приблизительно 8600 джохад в 1058 деревнях на территории свыше 6500 кв. км. После того, как TBS построила 3500 джохад и земля стала плодородной при наличии воды, местные общины были мотивированы на строительство еще 5100 конструкций сбора воды в районах Алвара, Дауса, Савай Мадхопура, Кароли и Джайпура.
Соответствующие конструкции сбора воды были также построены в Джайсалмере, Аджмере, Удайпуре и Бхаратпуре.

В результате всех этих усилий, такие сезонные реки северо-восточного Раджастхана, как Рупарель, Арвари, Сарса, Бхагани и Джахаджвали сейчас стали полноводными. С возрождением рек начала процветать водная фауна и флора, правительство даже начало выдавать разрешения на ловлю рыбы на определенных участках реки Арвари. Однако, Сингх выступал против выдачи разрешений, которые могут не только уничтожить рыбу до момента оптимального восстановления, но также другие прибрежные формы жизни. Правительство прекратило выдавать разрешения, и Сингх основал Речной Парламент 70 деревней вдоль реки Арвари, чтобы вовлечь сельских жителей в развитие и сохранение реки.

Теперь сохранение водных ресурсов привело к росту занятости и сокращению миграции с этой территории. В качестве поддержки решения проблем по охране природы, почти каждый год проводятся крупные программы или ятры.

Такие компании, как Нади, Пахар Бачао Ятра (Компания по сохранению рек и холмов), которую Сингх проводит от Гатты в Джайпуре до Ганготри в Уттаркаши. Он также начал 40-дневную программу по сохранению водных ресурсов, Джал Бачао, Джохад Банао Ятра (Движение по сохранению воды, строительству дамб).

В 2002 он организовал Раштрия Джал Ятру (Национальное Водное Движение) от Ганди Самадхи в Радж Гхат в Дели, охватывая 30 штатов и 144 бассейнов рек. Одновременно было организовано пять конференций по обмену проблемами водных ресурсов и разработки стратегии плана действий. Во время обсуждения вопроса объединения рек на политическом уровне послание Сингха звучало так: “вместо этого, лучше объедините людей для сохранения водных ресурсов.”
Опыт и уроки, полученные в результате этих движений, входят в программу курсов, проводимых Тарун Джал Видьяпит, университета управления водными ресурсами, основанного TBS.

В дополнение к этому, TBS зарегистрировал лекарственные растения региона и их использование для различных болезней. В тех деревнях , где есть TBS, лекарственные травы и корни предпочитаются традиционной медицине. Убежденность окупилась сполна. Признавая его преданность и успех в развитии водораздела, такие штаты, как Мадья-Прадеш, Уттар-Прадеш, Харьяна, Махараштра и Карнатака посылают своих лесников и сотрудников развития водораздела в TBS для получения знаний по развитию водораздела на общественной основе. Целое поколение в пустынном штате Раджастхан не осознавало потенциала бесплодной земли, простирающейся вокруг них.

Решимость Сингха, его дальновидность и тяжелая работа изменили их жизни. Теперь они знают, что у них есть лучшее будущее.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы, Уша Рай, старший журналист, специализирующаяся на вопросах охраны окружающей среды и развития

Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
неуд_влетворительно:

Может быть интересно