Искусство и Культура Индии
Ранголи – традиционное домашнее искусство, также известное как альпана или колам. Ранголи делается в доме в основном женщинам из пудры рисовой муки, лайма и других овощных красок для изображения сложных ритуальных узоров во дворе или вокруг божеств на религиозных фестивалях. Искусству ранголи формально не учатся. Ранголи рисуется пальцами рук, что добавляет цветным мотивам каждого рисунка уникальные черты.
Ранголи является идеальным примером места искусства в жизни и культуре и показывает творческое выражение, являющееся частью индийской личности. В исполнении религиозного ритуала или в подаче еды всегда присутствует обязательная доля творчества и эстетики.
В субконтиненте история развития искусства, архитектуры и многих других классических форм также не прерывалась.
АРХИТЕКТУРА и ХРАМЫ ИНДИИ
Развитие искусства основано на народной и племенной базе и связано с религией не только мистическими аспектами, но и светскими. Основываясь на народной базе, индийское искусство, архитектура и культура развились в классические формы и достигли пика во время правления династии гуптов.
Буддистское искусство процветало во время империи гуптов, которое часто называется золотым периодом. Как и во все другие периоды существует немного отличий в изображениях крупных индийских религий: буддизма, индуизм, джайнизм (хотя из упрощенных структур), искусство также стало включать детали орнамента.
Пещеры Аджанта, построенные приблизительно в 650 году до нашей эры, содержат красиво сделанные буддистские фрески. Храм Кайлаш в Эллоре состоит из огромного двора 81 метров в длину, 47 метров в ширину и 33 метра в высоту с задней стороны. Главная структура исходит из центра. Сам храм является чудом инженерной техники, будучи высеченным из единого монолитного камня.
Во время правления кушанов (захватчики из центральной Азии), между 2 и 5 веками нашей эры, в Индии появились и получили развитие два наиболее важные художественные стиля: искусство Гандхара и искусство Матхура.
Искусство Гандхара представляет собой ранние изображения Будды. На это искусство глубоко повлияло эллинское искусство 2 века, которое в свою очередь было очень влиятельным в центральной и восточной Азии. (Знаменитые изображения Будды Бамиян в Афганистане яркие примеры искусства Гандхара). Ступа и монастери были украшены рельефными фризами изображающими фигуры в классических позах с эллинистическими драпри.
Приблизительно с 11 по 13 век храмы Дилвара Джайн на горе Абу изображают филигранную резьбу в мраморе, который кажется прозрачным. Несмотря на то, что в то время уже были построены ражпутами многочисленные форты на вершинах холмов, но только значительно позднее эти правители научились строить огромные дворцы внутри фортов используя технологии по изолированию дворцов от жары, и архитекторы нашли пути по обеспечению оптимальной вентиляции и света. В основном дворцы были роскошно украшены, что дает представление о художественном и декоративном вкусе царских особ.
Характерными чертами фортов, построенными раджпутами, были такие элементы как причудливое использование цвета, зеркальная работа, перламутр и позолота, применявшиеся в отделке их дворцов-крепостей. Несмотря на свою непримечательность в архитектурном плане, Джарокхас и Аанганс и шикарно украшенные ворота делаю эти дворцы уникальными и интересными. На индийское искусство было оказано сильное влияние богатой традицией рациональной и духовной философии в индийской мысли. Ступа и храмы включали в себя символический язык, основанный на визуальном представлении важных философских концепций, таких как Чакра (вращающееся колесо времени), Падма (лотус воплощающий творение), Ананта (символизирует воду, жизненную силу), Свастика (представляет собой four fold аспекты творения и движения), Калпаврикша (исполняющее желания дерево, которое символизирует воображение), Мрига (или олень, символизирует эротическое желание и красоту) и лингам и йони (символы женской и мужской плодовитости).
Итак, индийские храмы и ступа были также культурными центрами. Этим то и объясняется наличие большого количества изображений повседневной жизни. После 10 века начинают оставлять свой след эротические темы. Чувственность и сексуальные взаимодействия изображены в храмах Кхаджурахо, Конарак и Бхубанешвор и в храмах Какатхия в Паламет. В то время индийской истории, когда изображались такие сцены, была полная совместимость между человеческой сексуальностью и человеческой духовностью.
Индусская храмовая архитектура является шедевром скульптурной декорации. Построенные паллавасами знаменитые прибережные храмы Махабалипурам и Канчипур близ Ченна– примеры такого украшения, хотя чолы Тханджавур пошли еще дальше в своем великолепном храме Брихадешвара
Бенгалия является домом нескольких цивилизаций. Храмы в Банкура и Бердване, с терракотовым рельефным узором украшающим всю кирпичную стену, служат не только как пышная декорация, но также как и описание сельской бенгальской жизни во все времена до британского правления.
Исламское влияние на индийскую архитектуру стало проявляться с 11 века после турецких и афганских вторжений. Квутб-уд-дин Айбак, основатель так называемой рабской династии, построил первую мечеть в Дели и Квутуб Минар. Мунгальский император Акбар смешал индусские и исламские стили в архитектуре в своем городе Фатехпур Сикри, в то время, как его внук Шах Джахан отличился строением величественной оды любви – Тадж Махал.
Когда британцы покорили Индию, викторианский готический стиль, который стал чаше использоваться при постройке общественных зданий в Мумбай, Уеннай и Калькуре. В начале 20 века Эдвин Лутиэнс спланировал постройку Нью Дели в неоклассическом стиле. Современная архитектура Индии стала таковой после проектирования города Чандигарха архитектором Ли Корбузер. Другие известные архитекторы – это Чарльз Корреа, Балкришна Доши и Лаури Бэйкер, которые экспериментировал и с материалами и с дизайном.
ЖИВОПИСЬ
Живопись в Индии имеет очень давнюю традицию. Древние тексты описывают теории цвета и эстетики. В анекдотических рассказах упоминается, что для домашних хозяйств было характерным красить двери, фасады и даже приемные. Наскальные рисунки из Аджанты, Багх и Ситтанвасал и храмовая живопись свидетельствуют о любви к натурализму – как изображение человеческих форм, так и изображение природы. Самое знаменитое сохранившееся изображение Будды – это наскальный рисунок в Аджанте. В Аджанте мы также видим появление стиля, который постоянно повторяется – рисунки абстракций из природного мира сделанные в такой манере, что рисунки приносят не только эстетическое удовольствие, но и являются очень эффектными средствами украшения. Иллюстрации на манускриптах буддистов и джайнов в Гуджарат, написанных на пальмовых листах в 12 веке, имеют сильный резонанс с народной живописью.
Все это также оказывает сильное влияние на знаменитую индийскую миниатюрную живопись. Множество замечательных индийских миниатюр основаны на Рагмалас, например, настроения, которые ассоциируются с различными музыкальными рагас. Здесь делается упор на передачу определенного чувства или настроения или атмосферы. Посредством смелого использования цвета, абстрактных набросков, и умышленного выравнивания трехмерных форм, художник передает такие нюансы, которые невозможно передать каким-либо другим способом.
Невозможно не оценить лирику миниатюр Орисса на пальмовых листах, смелые и темные цвета Лепакши, полные жизни сюжеты во дворцах и храмах Мадурая, Тханджавура и Раманатхапурама. Во всех этих разнообразных традициях индийской живописи, народные идиомы, нашедшие свой путь к искусству в региональных царствах, – это важный элемент, который пронизывает индийскую живопись очарованием и жизненностью.
Слияние персидского и мугальского искусства и индийским создало ярко выраженную форму искусства в 15-16 веке, в результате которой появились такие художественные школы гибриды как Пахари, Раджастхан и Деккан. Англичане импортировали западное классическое искусство, которое индийские художники, такие как Раджа Рави Варма адаптировали к религиозным индийским мотивам. Индийские художники переняли западную технику и стали писать гуашью для удовлетворения вкусов европейских покупателей. В то время как картины конца 19 и начала 20 века в подавляющем большинстве содержали националистические сантименты, современное индийское искусство является частью международного движения.
МУЗЫКА И ТАНЦЫ
Индийская классическая музыка также имеет народные корни. Сердце всей индийской классической музыки – это рага (термин из Санскрита), и каждая рага имеет свой определенный цвет и настроение. Большинство раг сегодня – это высоко рафинированные кодификации племенных и народных мелодий. Все раги имеют свой собственный дух и должны петься в определенное время дня или сезон, и каждая вызывает определенное настроение. Величие индийской музыки лежит в свободе данной каждому исполнителю, потому что свыше заданных параметров, музыкант может экспериментировать. Это создало различные гхаранас в музыке. Существует 2 самые крупные традиции индийской классической музыки: хиндустани (север Индии) и Карнатик (Юг Индии). Хотя обе традиции основываются на одинаковых фундаментальных основах, есть различия в тональности, и т.д. Ситар – это наиболее известный индийский музыкальный инструмент, но есть и множество других, таких как веена, сарод, сантоод, шехнай, флейта и все это под аккомпанемент ударных инструментов, такими как табла, пакхавадж, мридангам и гхатам. Все они произошли от простых народных инструментов, сделанных из тростника, бамбука и горлянки.
До рождения классических форм танца музыка и танцы вращались вокруг сельской и племенной деятельности. Сельские общины даже сегодня продолжают отмечать ритмы ежедневной и сезонной жизни танцами и музыкой, у которых много общего. В Гималайском поясе, мужчины и женщины берут друг друга и грациозно движутся. В Пуньябе, танец более энергичный, и он называется Бхангра (исполняется мужчинами) и Гиддха (исполняется женщинами). В Раджастхане женщины покрывают лицо, кружатся в танце Гхумар, в то время как их коллеги в Гуджарат танцуют Гарба.
Существует много форм танцевальной драмы и народного театра, таких как Наунтанки в Раджастане, ЮП и Бихар, Бхавай в Гуджарате, Тамаша в Махараша, Джатра в Бенгалии, Уакшагана в Карнатаке и Тхеййам в Керале. Боевые искусства были стилизованны под танцевальную форму на северо-востоке, танцы Лазин в Махараштра, Каларипайятту в Керале и Чхау в Орисса. В Индии также имеется большое разнообразие классических танцев. Существует 6 основных стилей классических танцев в Индии: Бхаратанатям из Тамиль Наду, Одисси из Орисса, Катхак из Утар Прадеш, Манипури из Манипур, Катхакали и Мохини-аттам из Кералы и Кучипуди из Андхра Прадеш. Все они исполняются по канонам классических танцев, описанных в Натя Шастра мудрецом Бхарата во втором веке до нашей эры. За многие века был развит большой репертуар движений рук, ритмов, выражений лица, движения тела для передачи утонченного смысла.
РУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Выработка ткани и печать в Индии считается формой искусства. От легендарного муслина из Бенгалии до толстой племенной шали, от поблескивающего шелка вышитого золотой нитью до простого хлопка с печатью, от джамавар до зеркальной работы индийский текстиль – настоящее сокровище. Например, зари – тонкая блестящая нить из золота или серебра и вышивка использующую такую нить. Швы получаются очень тонкие, потому что нужно выполнять эту работу с ловкостью и умением. Вышивку начинают с середины и продолжают к краям по кругу. Зари используется для скатертей и для нижнего личного белья.
Знаменитые шали пашмина из Кашмира делаются из лучшей шерсти и имеют роскошную шелковую текстуру. В индийских шалях для украшения используется особая вышивка и особое ткацкое переплетение. Кашмирские вышивальщики гордятся тем, что узор получается одинаковым на обеих сторонах шали. Темы вышивки традиционно индийские и включают в себя слонов, манго, лотус и другое.
КИНЕМАТОГРАФ
Кино пришло в Индию в 1896 году, когда кинематограф братьев Лумье показал шесть немых фильмов в Мумбае. Первый индийский фильм (Раджа Харишчандра) вышел в 1913. Он был снят Дхундираджем Говиндом Фалке также известного в народе под именем Дадасахеб Фалке (1817-1944). Первый фильм был немой. К 1920 году кинематограф стал принимать форму индустрии.
Первый звуковой индийский фильм, Алам Ара, вышел в 1931 году. Продюсером производства этого фильма была компания Imperial Film Company. До 60х годов доминировали киноиндустрию кино компании. Артисты и технические эксперты были постоянными сотрудниками этих компаний. Однако, начиная с 1960 года, большинство актеров стали независимыми, что повлекло за собой взлет расходов на производство фильмов. Сегодня индийский кинематограф самый крупный в мире по числу производимых фильмов (приблизительно 800 фильмов в год в основном на хинди, но также и на тамильском, телугском, бенгальском и малаяламском языках).
После приобретения независимости, в Индии произошел переход от создания массовых фильмов к созданию творческих фильмов. Но в 70х годах эта тенденция уступила дорогу коммерческим фильмам использующих легко запоминающиеся мелодии, много песен, музыки и танцев. Это способствовало появлению блокбастеров и таких супер звезд как Амитебх Баччан и Раджеш Кханна.
Сатяджит Рэй снял такие фильмы как Патхер Панчали и был первым индийцем, получившим Пальмовую Ветвь фестиваля в Каннах и Оскара за достижения своей жизни. На сегодняшний день технологии, применяемые в индийском кинематографе, самые передовые среди развивающихся стран.
Поп культура изображаемая в фильмах оказывает большое влияние на индийское население. Индийский кинематограф также является предметом экспорта Индии во многие страны в Азии, Африки и Ближнего Востока. Так как в фильмах центральное место занимают песни, то жанр музыки из популярных фильмов стал доминировать сферу поп музыки.
из архива сайта индийского посольства
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос