Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Гуру в индуизме и йоге

На Западе давно известно понятие Гуру, употребляемое в смыслах наставник, духовный учитель, мастер и т.д.
Однако это слово родилось в Индии и употребляется применительно к индуизму, йоге и философии. Давайте посмотрим какой смыл вкладывают в него сами индийцы. Я сделала небольшую подборку цитат из литературных источников и текстов индийских учителей, описывающих их понимание и назначение Гуру.
Я не буду комментировать эти тексты, ибо первоисточники говорят сами за себя.

Начну с законов Ману, они не дают определения самого гуру, но из них можно почерпнуть сведения о том, что гуру приравнивается и к родителям и даже более.

233. Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца - среднего, послушанием гуру - мира Брахмы.
218. Как человек, копающий заступом, достигает воды, так послушный (ученик) достигает знания, имеющегося у гуру.
244. Тот брахман, который служит гуру до полного разрушения [тела], идет прямо в вечную обитель Брахмы.
83. Изучение Веды, аскетизм, [приобретение] знания, обуздание чувств, непричинение вреда (ahimsa) и служение гуру - лучшее средство, ведущее к блаженству.

Являясь универсальным кодексом закон Ману дает информацию об обрядах поклонения, в частности правильном обнимании ног гуру, указывает, что оставление гуру является нарушением дхармы, а преступления против гуру и его семейства являются и вовсе тяжкими.

Шива сутры содержат скупую, но очень красноречивую информацию о требовании к самому учителю во 2 главе:

6. Только Гуру, который достиг самореализации, может помочь ученику в достижении этого.

Шива самхита посвящена практическим вопросам йоги и подробно объясняет место и роль йогического гуру в жизни ученика

3.11. Только знание, сообщенное из уст Гуру могущественно и полезно. В ином случае знание бесплодно, слабо и может повредить здоровью.
3.12. Тот, кто внимает всегда Гуру, тот достигает плодов знания.
3.13. Гуру - отец, мать. Бог. Ему следует служить делом, словами и мыслями.
3.14. Почитающий Гуру достигнет всевозможных благ.
3.15. Гуру достоин всяческого почитания.
3.18. Шесть условий нужны для успеха: вера, постоянство, почтение к Гуру, дух общего единства, сдержанность чувств и умеренное питание.
3.19. Практиковать нужно в соответствии с методом, указанным Гуру.
4.13. Когда Кундалини пробуждена милостью Гуру, она легко и свободно пронизывает лотосы.
5.32. Поклоняющийся Богу и в совершенстве исполняющий лучшее в йоге, пребывающий в спокойном, устойчивом состоянии и позе, пусть мудрый йогин
посвятит себя этой Йоге с помощью милости своего Гуру.
5.33. Отдав все свое имущество Гуру, знающему Йогу, и удовлетворяя его своим величайшим усердием, пусть мудрый получит это посвящение.

Гуру гита, представляющая собой диалог Шивы и Парвати, так повествует:

Гуру, пребывающий в лотосе, окруженном божественными лепестками хам и са, присущий всем созданиям и являющийся причиной мироздания, явил мир своим собственным путем и своей собственной свободной волей. Медитируйте на Гуру, открывающего То, пребывающего в состоянии шамбава (состоянии Шивы), озаряющего, подобно пламени светильника, Гуру вечного и вездесущего, кто есть зримый образ всех писаний...
Глупы те люди, которые погружаются в священные обряды, молитвы, аскезы, джапы, благотворительность, совершают паломничества к святым местам, не поняв Принцип Гуру.
Гуру не отличен от сознания Высшего Я. Без сомнения, это истина, это истина. Поэтому мудрый приложит усилия, чтобы найти Гуру...
...Если гневается Шива, Гуру спасет тебя, но если гневается Гуру, даже Шива не сможет спасти тебя. Потому не жалей усилий, чтобы найти прибежище в Шри Гуру.

Средневековый индийский святой Ади Шанкарачарья, создавший целый гимн Парам Гуру Стотра, так пишет о гуру в своем стихотворном "Разрушении иллюзии":

17. Кто лотосу стоп гуру безраздельно предан,
Освободится вскоре от самсары.
Лишь плоть свою и помыслы смирив,
Ты божество узришь, что обитает в сердце.

Садгуру Субрамуниясвами в шлоке 125 своей книге "Танец с Шивой" так объясняет

Для того чтобы выйти за пределы ума и достичь конечной цели, ищущим требуется руководство садгуру, просветленного учителя, который прошел путь до естественного конца и может повести их к Божественному внутри них самих. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Садгуру - это духовный руководитель преданного, а также наставник, друг и попутчик. Достигнув высшей цели религии, садгуру может видеть, где находятся другие, и знать, каков должен быть их следующий шаг. Ничего не может быть более ценного, чем первая ускоряющая движение души и изменяющая жизнь шактипата от гуру. Нет ничего более важного для духовного пробуждения, чем последовательные дикши, или посвящения (инициации), которые он дает.
Садгуру нужен, потому что ум слишком хитер, а эго - это самосохраняющийся механизм. Именно садгуру вдохновляет, помогает, руководит
и ведет ученика навстречу его собственной Самости. Садгуру, усовершенствовавшийся в своих отношениях с Шивой, руководит садханой и
тапасом, которые медленно сжигают семена саньчита-кармы. В его задачу входит руководить уничтожением эго ученика и очищением подсознания, все время направляя разбуженную силу Кундалини так, чтобы достигнуть стабильного прогресса от одной стадии к другой. Агамы говорят: <Люди, которые милостью Шивы приходят к желанию освободиться от мирских пут, получают посвящение от компетентного наставника, чтобы идти по пути, ведущему к Шивасаюджье>.

И в заключении приведу цитату на эту тему из моей любимой работы "Цели йоги" Шри Ауробинго Гхоша:

В «Санатсуджате» сказано, что для siddhi необходимы четыре вещи — шастра, утсаха, Гуру и кала - учение о пути, усердное следование ему, Гуру и время....
...То, что Гуру — это сам Бог, вы поймете, когда к вам придет знание; вы увидите, как любое малейшее событие внутри и вне вас было искусно спланировано и свершено бесконечной мудростью для поддержания естественного процесса йоги, как внешние и внутренние движения увязываются и сводятся вместе таким образом, чтобы в их взаимодействии устранялось несовершенство и вырабатывалось совершенство. Всемогущая любовь и мудрость работают, чтобы возвысить вас....
...Все, что вам нужно,— это корабль, штурвал, компас, движущая сила и искусный капитан.
Ваш корабль — это Брахмавидья, вера - ваш штурвал, самоотречение — компас, движущая сила — та, кто создает миры, управляет ими, и разрушает их по велению Бога, а капитан — сам Господь. Но у него свои пути и свои для всего сроки. Следите за его путями и ждите его срока. Поймите также, что важно принять, Шастру и подчиниться Гуру; не следует, как это делают европейцы, превыше всего ставить свободу индивидуального интеллекта — свободу предаваться собственным фантазиям и пристрастиям, которые он, еще не научившись распознавать [истинное и ложное] и рассуждать, называет суждениями....
... будьте всегда терпеливы, никогда не торопитесь с выводами [которые могут оказаться] ограниченными, но ждите более совершенного опыта и 6олее полного света, полагаясь на Джагадгуру, помогающего вам изнутри.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Д
Ч
и
Ы
ч
Введите код без пробелов, учитывая регистр