Кена Упанишада. Бог в индуизме
Когда говорят об индуизме, часто употребляется ярлык политеизма, мол Богов много, каждый выполняет свою функцию, и во всех верят и всем поклоняются.
Да, действительно, индуизм знает много образов божественного, но есть только один абсолют, частичным отражением которого являются и ведические божества, и махадевы индуизма и другие боги и божества. Имя этому абсолютному, вездесущему и всеохватывающему божественному - Брахман.
Но для того, что бы получить представление об этой идее необходимо немного отойти от индуистских храмов и заглянуть в древнюю индийскую литературу. Веды очень сложны, многослойны и трудны для восприятия благодаря своему образному языку и тому что много образов, описанных в Ведах мы не знаем, значение многих широко известных утрачено даже для современных индийцев.
А вот Упанишады написаны для прояснения отдельных философских вопросов, не велики по объему, ко многим Упанашадам кроме того существуют авторитетные комментарии, например Вивекананды, Шанкары, Ауробиндо.
Публикуемый текст Кена Упанидашы посвящен как раз тому какова верховная божественная личность и как она соотносится с иными Богами, в данном случае речь идет о ведических Богах. Перевод Кены с санскрита был выполнен Шри Ауробинго Гхошем.
ОМ. Да возрастут во мне все части, речь и дыхание, видение и слышание, сила и все мои органы чувств. Все есть Вечный Бог Упанишад; да не отрекусь я никогда от этого Бога; да не отвергнет Он никогда меня; пусть отрицание будет далеко от меня, пусть отрицание будет вдали. И, когда обрету я восторг своего Истинного Бытия, пусть он будет моим обретением. Пусть закон, что возглашен в Упанишадах, пребудет во мне.
ОМ. Мир, мир, мир!
Часть первая
1. Кем посылаемый, ум устремляется к своей цели? Кем запряженное, первое дыхание жизни мчится вперед путями своими? Кем вдохновляема эта речь, которую изрекают люди? Какой бог побуждает к действию глаз и ухо?
2. То, что есть слух нашего слуха, ум нашего ума, речь нашей речи, То есть также жизнь нашего дыхания жизни, зрение нашего зрения. Мудрые обретают свободу вне пределов, и исходят они из этого мира, и становятся бессмертными.
3. Туда не проникает ни зрение, ни речь, ни ум. Не ведаем мы Это и не можем распознать, как учить Этому. Ибо Это — отлично от познанного, и Это превыше непознанного. Так слышали мы от древних, кои провозгласили Это для нашего постижения.
4. То, что слово не в силах выразить, то, чем выражается слово, знай — То есть Брахман, а не то, чем влекутся здесь люди.
5. То, что мыслит не умом, то, чем ум мыслится, знай — То есть Брахман, а не то, чем влекутся здесь люди.
6. То, что видит не глазом, то, чем видение глаза видится, знай — То есть Брахман, а не то, чем влекутся здесь люди.
7. То, что слышит не ухом, то, чем слышание уха слышится, знай — То есть Брахман, а не то, чем влекутся здесь люди.
8. То, что дышит не дыханием, то, чем дыхание жизни ведомо по своим путям, знай — То есть Брахман, а не то, чем влекутся здесь люди.
Часть вторая
1. Если думаешь ты, что изведал Это, тогда воистину мало тебе ведома форма Брахмана. То из Этого, что в тебе, то из Этого, что в богах, То тебе должно постичь. Мыслю я Это ведомым.
2. Не думаю я, что знаю Это хорошо, но и знаю, что Это мне не неведомо. Тот из нас, кто знает Это, знает То; знает он, что Это для него не неведомо.
3. Тот, кем Это не мыслится, мыслит Это, Тот, кем Это мыслится, Этого не ведает. Непознаваемо Это для распознавания тех, кто распознает Это, те, кто не старается Это распознавать, распознают Это.
4. Когда познается Это восприятием, которое отражает Это, тогда мыслится Это, ибо обретается бессмертие. Посредством этого «я» обретается сила достижения, посредством знания обретается бессмертие.
5. Если здесь постигают это знание, то воистину существуют; если здесь не постигают его — велика погибель. Мудрые различают То во всех становлениях и исходят они из этого мира, и становятся бессмертными.
Часть третья
1. Ради богов свершил победу Вечный, и той победой Вечного возвеличились боги. Вот что сказали они: «Это — наша победа, это — наше величие».
2. Знал их помыслы Вечный и явился пред ними, и не ведали они, что это за Дух могучий.
3. Агни сказали они: «О ты, знающий все рожденное, выясни, кем может быть этот Дух могучий», и ответил он: «Да будет так».
4. Устремился он к Вечному, и сказал ему Тот: «Кто ты?» «Я Агни, — сказал он, — я тот, кто знает все рожденное».
5. «Если таков ты, что за сила в тебе?» «Воистину, все это я могу сжечь, все, что есть на земле».
6. Сухую былинку положил пред ним Вечный: «Сожги ее», и тот ринулся к ней со всей быстротой, но не в силах был сжечь ее. Оставив это, он вернулся обратно: «Не смог я познать Это, постичь, что это за Дух могучий».
7. Сказали тогда они Ваю: «О Ваю, выясни, кто этот Дух могучий». Сказал он: «Да будет так».
8. К Тому он устремился, и сказал ему Тот: «Кто ты?» «Я Ваю, — сказал он, — Я тот, кто ширится в Матери всего».
9. «Если таков ты, что за сила в тебе?» «Воистину, все это я могу унести, все, что есть на земле».
10. Сухую былинку положил пред ним Тот: «Унеси ее». И тот ринулся к ней со всей быстротой, но не в силах был унести ее. Оставив это, он вернулся обратно: «Не смог я распознать То, постичь, что это за Дух могучий».
11. Сказали тогда они Индре: «Владыка изобилия, узнай же, что это за Дух могучий». Сказал он: «Да будет так». И ринулся он к Тому, Но скрылся Тот перед ним.
12. В том же эфире встретил он Женщину, ту, что сияет во многих формах, Уму, дочь снежных вершин, и сказал ей: «Что это был за Дух могучий?»
Часть четвертая
1. Сказала она ему: «Это Вечный. Вечным свершена победа, которой вы возвеличиваетесь». Тогда лишь узнал он, что это — Брахман.
2. Поэтому эти боги как бы выше других богов — они, Агни, Ваю и Индра, ибо ближе всех они соприкоснулись с Тем...
3. Поэтому Индра словно бы превыше всех других богов, ибо он ближе всех соприкоснулся с Тем, ибо он первым узнал, что это — Брахман.
4. Вот признак Того: Это как вспышка молнии над нами, как взмах ресниц — так в том, что относится к богам.
5. В том же, что относится к «Я» — это То, чего словно бы достигает ум в своем движении, и благодаря ему воля в мысли постоянно памятует об Этом.
6. Имя Того — «Тот Восторг», как Тот Восторг должно Это искать. Кто Это так знает, к тому воистину устремляются все существа.
7. Сказал ты: «Поведай мне Упанишаду», поведана тебе Упанишада. Поистине, о Вечном Упанишада, что мы поведали.
8. Подвижничество, самообуздание и труд — основа этого знания, Веды — все его члены, Истина — его обитель.
9. Тот, кому ведомо это знание, отметает зло от себя и в мире просторнейшем, в небесах беспредельных обретает он свою опору, поистине, обретает свою опору.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 5. Упанишады. Кена и другие
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос