Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Великие Моголы - правители Индии

До прихода в Индию Бабура ислам в этой стране уже прошел длительный исторический путь. Однако часто правление мусульман в Индии связывают именно с правлением моголов (вспомним слова: «потомки Бабура»). Историки свидетельствуют, что моголы, имевшие тюркское происхождение, тем не менее пустили корни в Индии и стали считать себя индусами. Это высказывание, правда, не вполне точно: лишь Акбар, третий правитель моголов, считал себя подлинным индусом. Сам же Бабур не испытывал желания обосноваться в Индии. Его сердце осталось в его родной провинции Фергана, а похоронен он в Кабуле. Бабур прибыл в Индию частично из-за того, что конкуренты выгнали его из Ферганы, частично же из-за дворцовых интриг. Правитель Пенджаба, родственник правившего короля Ибрахима Лодхи, пригласил его в качестве союзника в своем восстании против центра. Бабур разгромил Ибрахима Лодхи, а впоследствии и короля-индуса Рана Сангха перед тем, как взойти на трон в Дели.

Бабур был исключительно образованным человеком и написал свои мемуары - книгу, озаглавленную «Бабур-намэ». О новой стране, куда его забросила судьба, он пишет: «Это страна, в которой весьма немного удовольствий... Люди здесь не отличаются красотой, они не имеют представления о сообществе друзей, о том, чтобы попросту собраться вместе, и об общении между семьями. Они не знают ни щедрости, ни сострадания, ни вежливости, ни хороших манер, ни чувства локтя, ни изобретательности - хотя бы механической, которая проявлялась бы в их рукоделии, ни знаний и навыков в области архитектуры. У них нет ни лошадей, ни хорошего мяса, ни винограда, ни вкусных фруктов, ни льда, ни холодной воды, ни хлеба на базарах, ни бань, ни даже свеч и подсвечников». Бабур в действительности никогда не считал себя индусом.

Его преемник Хумайюн боролся за то, чтобы остаться на троне. Ему пришлось сражаться с двумя другими мусульманскими правителями - Бахадур-шахом на западе и Шер-шахом на востоке. Шер-шах победил и чуть не убил Хамайюна. Он правил почти что пять лет и считался лучшим администратором и более справедливым правителем, чем Хамайюн. Тем не менее, последнему удалось отвоевать трон, однако он умер спустя шесть месяцев после этого, упав с лестницы в библиотеке Дели.

Третий правитель династии моголов, Акбар, проявил себя как завоеватель, администратор, а также правитель демократического стиля. За последнее он иногда подвергался критике со стороны тех, кто считал это лишь жестом, направленным на примирение. Акбар, пользовавшийся наибольшим успехом из всех моголов, проявлял широту взглядов в своих словах и поступках. Она нашла отражение в его политике всеобщей терпимости и защиты интересов всего населения. Он даже попытался объединить общие элементы различных религий и создать новую веру, которую он назвал «верой в Бога», объявив при этом себя пророком. Его жены-индуски свободно исполняли обычаи своей религии, налог джизья был отменен, а храмы и церкви процветали.

Его преемник Джахангир был добросердечным, но любил легкую жизнь. Нур Джейхан, его жена, являлась фактической правительницей королевства. Она эффективно справлялась с этой задачей, обладала хорошим вкусом, выделяла большие суммы на благотворительность и вообще была подвержена благородным порывам. Идеалом человеческого существования стала «красивая жизнь». Интерес к Исламу был в лучшем случае поверхностным. Практика совершения придворными земного поклона перед правителем, принятая при Акбаре, сохранялась.

Вместе с тем, это нарушает одно из важнейших положений Ислама, запрещающее совершать земной поклон перед кем бы то ни было, кроме Аллаха Всемогущего. Это считается ширком (многобожием). Шейх Муджаддид из Сирхинда, правоверный мусульманин, отказался совершать земной поклон перед правителем. При этом он пользовался достаточно большой поддержкой среди населения, чтобы пережить гнев правителя.

Следующим на престоле был Шах-Джахан, ставший известным благодаря своим монументальным проектам - строительству Тадж-Махала, Жемчужной мечети в Дели и др. Моголов больше всего вспоминают именно благодаря этим грандиозным памятникам архитектуры. Все эти дорогостоящие проекты не могли не сказаться на казне, что в конечном счете привело к концу империи Моголов. В период правления Шах-Джахана в стране царил мир. Шах-Джахан старался руководить строго в соответствии с предписаниями Шариата. Однако впоследствии он несколько изменил своим принципам. В период его правления мусульманские девушки часто принимали индуизм. Это стало настолько серьезной проблемой, что пришлось создать специальный комитет, который бы занимался этим вопросом.
Следующим правителем был Аурангзеб, правивший в период заката империи.

К этому моменту империя Моголов столкнулась с финансовыми проблемами и к тому же была вынуждена бороться с восстаниями на окраинах. Один из гуру сикхов Тегх Бахадур был казнен за участие в восстании. Из-за подстрекательства королей-индусов было совершено нападение на другого гуру сикхов - Гобинд Сингха. Самому Гобинд Сингху удалось спастись, однако его сыновья были взяты в плен и казнены. Гобинд Сингх написал длинное повествование об этих событиях на персидском языке, озаглавленное «Зафар-намэ».

Эти два события положили начало ненависти сикхов к мусульманам. Сикхизм, который изначально представлял собой попытку объединения индуизма и Ислама, ранее был идеологией, благосклонной к мусульманам. Правивший на западе король Маратха Шиваджи, а позднее - его сын Самбхаджи постоянно конфликтовали с Аурангзебом. Хотя Шиваджи изображают как индусского героя, сражавшегося со злым мусульманским захватчиком, его восстание ничем не отличалось от восстаний местных мусульманских правителей на юге Индии, которые впоследствии провозгласили там независимость и основали династию Низам.

Несмотря на эти постоянные конфликты, омрачавшие его правление, Аурангзеб пытался провести многие реформы. Он запретил сати (обычай, согласно которому вдова должна была выйти замуж за родственника бывшего мужа), выращивание опиума, азартные игры, употребление алкоголя и проституцию. Как ни странно, он также запретил убой коров. Однако он вновь ввел налог джизья, отмененный сто лет тому назад. Он разрушил некоторые из храмов и закрыл другие. Между тем, были и такие храмы, на реставрацию которых он выделял деньги, а также такие, которым он оплачивал текущие расходы. Он не препятствовал индусам ни отмечать свои религиозные праздники, ни обучать религии своих священников. Сам он был храбрым и трудолюбивым и провел жизнь в простоте и чистоте. Известный поэт Икбал называет его «первым сторонником мусульманского национализма в Индостане».

Автор и источник публикации: 

Джавид Ахтер, исполнительный директор Международного института стратегии и политики (Чикаго), автор книги «Семь периодов жизни Пророка Мухаммада» www.islam.ru со ссылкой на www.iviews.com


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
а
Ч
х
2
ч
Введите код без пробелов, учитывая регистр