Одежда мусульман Индии
Голова мусульманина, согласно хадисам, должна быть бритой, а борода иметь «узаконенную» длину до 7—8 дюймов. Борода нередко будет окрашена хной или индиго по тем же мотивам, что красят волосы старики в Европе. Ношение бакенбардов с пробритием подбородка в XVII и XVIII вв. было моголь-ской модой, теперь она встречается только среди деканских мусульман. Усы у мусульман обычно коротко подстрижены, так что обе губы делаются открытыми. Волосы на теле, за исключением груди, всегда удаляются.
Одежда мусульман состоит из трех главных частей: головного убора, платья и обуви. Головной убор бывает двух видов: тюрбан (чалма) и шапочка (тюбетейка или феска). Первый носится главным образом в Северо-Западной Индии, вторая — в Ауде и Соединенных провинциях. То, что в Европе называется тюрбаном (от персидского слова сарбанд, т. е. головная повязка), делится в Индии на два вида. Первый, состоящий из куска материи 50—75 см шириною и 4—6 м длиною, обертывается вокруг головы (слева направо или наоборот) так, что остается открытым небольшой кусок лба и затылка.
Этот вид тюрбана носит название амамах (арабское название), дастар (персидское), шимли или шамла, сафи, люнги, села, румалъ или до-патта. Первые два носятся по преимуществу духовными и улемами; они обыкновенно белого цвета (раньше сайиды носили зеленые чалмы). Лунги делается из специальной материи, приготовляемой больше всего в Лудхиане, обычно голубого цвета с особой каемкой. Патаны и иногда пенджабские мусульмане наматывают чалму вокруг головы вместе с высокой красной конической шапочкой, называемой куллах; она возвышается своей вершиной над поверхностью чалмы. Концы материи часто свешиваются над плечами. Остальные названия отвечают разным видам чалмы. Села обычно бывает роскошнее и более украшенной; ее носят знатные люди или наиболее богатые.
Вторая форма тюрбана известна под именем пагри. Эта форма —индусского происхождения, но много носится и мусульманами. Она состоит из отдельного полотнища 15—20 см шириною и 7—10,5 м длиною. Пагри также наматывается на голову, но не плотно и не глубоко, так что может отделяться от головы и вновь надеваться. Способы наматывать пагри крайне разнообразны, и каждый из них имеет свое название.
Шапка или тюбетейка не повязывается вокруг головы, а надевается на нее. В зависимости от формы шапка носит различные названия: допалпляри — шапка-чепец, киштинума — шапка-лодка, безви — шапка-яйцо, сигошия — треуголка, чаугошия — четвероуголка и т. д. Некоторые шапки называются по местам их изготовления. В Бенгалии и Западной Индии в большом ходу персидская шапка (ирани куллах), имеющая форму
- тарбуша (высокая цилиндрическая шапка), но без кисточки наверху; она барашковая. Шапки, носимые в холодную погоду, называются топи, топа или каптар (наушник). Шапки в большом употреблении среди мусульман Дели, Агры, Лакхнау и других городов Соединенных Провинций.
Тарбуш (или турки-топи) внесен в Индию Сайидом Ахмадом; он в ходу среди мусульманской интеллигенции и учащейся молодежи. Снять головной убор, безралично какого вида, считается на Востоке актом неделикатности, сорвать же его с головы — это значит нанести глубокое оскорбление.
Относительно одежды мусульмане хранят в памяти много указаний Мухаммеда, но выполняют таковые в последнее время лишь особенно усердные, например ваххабиты или улемы, или старые ученые люди. Уклонение от традиций стало наблюдаться еще при Моголах, в начале XVIII в., особенно при Мухаммаде Шахе (1719—1748), тогда же мусульмане стали носить цветное платье, золотые украшения и шелковые одежды.
Главный предмет одеяния для верхней части тела называется курта, соответствующее нашей рубашке. Курта обычно шьется из белого коленкора и имеет открытую часть (гала)илн впереди, или сзади, или по бокам. Прежде она завязывалась веревочками, а теперь застегивается посредством гхунди (пуговица старой формы) и тукмах (петли). В Южной Индии, в Гуджарате и Соединенных провинциях курта той же длины и фасона, как европейская, но по мере движения на северо-запад рубашка становится длиннее, просторнее, пока у патанов она не делается совсем длинной (до щиколотки), с очень широкими рукавами.
Мусульмане всегда носят той или иной формы штаны; они называются изар (арабское слово) или пайджама (персидское слово). Штаны бывают или всюду просторные, или всюду тесные, а иногда просторные до колен и тесные ниже. У талии они закрепляются шарфом или веревкой (камарбанд или изарбанд) из белого коленкора. Виды штанов: шараи, или конические, достигающие до лодыжки и напоминающие европейские образцы; руми или гхараредар, которые так же длинны, как и первые, но гораздо шире еврепейских (их чаще носят шииты); танг или чует, той же длины, но от колен книзу они плотно охватывают ноги; если последние засучены на концах, они зовутся чуридари и чаще носятся простым людом. Тип шаровар (shalwar), т. е. штаны, широкие у талии и свешивающиеся широкими складками, встречается у патанов, белуджей, синдхов, мултанцев и т. д.
Одежда для наружного ношения носит название анга или ангаркха, чапкан, ачкан, или шервани. Первый и третий виды напоминают собою род женской кофты, длиною несколько ниже колен, застегнуты они бывают или на пуговицы, пли посредством веревок; шьются из всякой материи, белого или иного цвета. Анга считается старомодной одеждой, но все же еще встречается в Дели, Агре, Лакхнау и при туземных дворах, больше носится старыми и религиозными людьми. Чапкан похож на наш кафтан, но с открытой грудью. Поверх анги набрасывается иногда чога, очень просторный костюм, свободно ниспадающий ниже колен. В холодную пору патаны и другие пограничные горцы носят постины (или полушубки) из овечьей шерсти, обращенной внутрь. В Индии далее к югу в холодное время года носится дагла. Это та же анга, по подбитая ватой. В Индии носится и жилет, но не под сюртуком, как в Европе, а поверх анги или чапкана (но не ачкана). Жилет трех видов: садари, или безрукавка, нимастин, имеющий полурукава, и мирзан с полными рукавами.
Мусульмане Гуджарата и Западной Индии в своих костюмах несколько отличаются от обрисованных выше, но эти подробности мало интересны. Среди мусульман только патаны носят серьги.
У мусульманок одежда, по существу, не отличается от одежды мужчин, но изящнее, из более тонкого материала и более ярких цветов; кроме того, всегда будет наблюдаться некоторая разница между костюмами девушки и женщины. Головным убором будет рупатта (или дупатта), род покрывала или вуали разных цветов и разных материалов; длина около двух метров, ширина около метра; носится на голове и спускается через левое плечо. Считается необходимым признаком скромности, чтобы женщина имела голову покрытой94. Как правило, замужние носят более яркие цвета, чем девушки. В Кашмире женщины носят на голове небольшую шапочку (голтопи). Кассава — платок, который повязывают вокруг головы и завязывают узел позади; женщины носят его дома, чтобы держать волосы в порядке. Мусульманки плетут волосы в косы и свешивают их позади.
В качестве одежды женщинами носится короткая жакетка с застежками позади и с короткими рукавами; может быть из-любого материала. В Синде и Западной Индии она называется чоли, более же распространенное название ангия; другие названия — махрам и синабанд (покров груди). Курта — род безрукавной рубашки, открытой спереди и достигающей пояса: бывает из разного материала. Если носится в соединении с анги-ей, то курта надевается поверх; но такое соединение носится только молодыми замужними женщинами. В Кашмире и Северной Индии носится особая курта в роде рубашки (камне) мужчины: длинные рукава, открытая спереди и украшенная вышивками, спускающаяся ниже колен. У патанов два сорта женских сорочек: гирадана-кхат — темно-красного пли голубого цвета, вышитая шелком спереди, носится замужними и джалана-кхат— менее яркая и пышная, носится девушками.
Пайджама (также изар) —того же типа, как и у мужчин, и носит те же названия. Разница лишь в том, что женские шаровары будут из шелка или другой более тонкой материи и будут цветные. У патанов они зовутся партог или партек, у девушек — белого цвета, у замужних — из цветного шелка или ситца. Как общее правило, ношение изара будет главным отличием мусульманки от индуски. Но в Шахпуре и других округах, где мусульмане усвоили индусские обычаи, мусульманки вместо шаровар носят маджлу, полотнище в два метра длиной и метр шириной, которым они плотно обматывают поясницу, спуская до колен складки; даже мужчины носят маджлу. В Раджпутане, Гуджарате и южном Пенджабе женщины иногда носят льхенгу или гхагру — рубашку без шаровар. Жилет женщины так же носят, как и мужчины. Тиллаком, или пешвазом, называется одежда или платье, в котором рубашка и корсаж сделаны из одного куска, обыкновенно красной или иной цветной материи: тиллак обычен в Гуджарате, Раджпутане и округе Сирса. Это — стиль одежды, обычно применяемый баядерками при танцах.
В Дели, Лакхнау, Агре и других городах Пенджаба и Соединенных провинций невеста надевает специальное подвенечное платье: оно должно быть приготовлено без применения ножниц. Пояс для шаровар — не обычный камарбанд, а несученая хлопчатобумажная нитка. Вне дома мусульманки носят бурку — длинную и просторную накидку, совершенно укутывающую голову и корпус; имеются для глаз два отверстия. Мусульманки подводят глаза углем или сурьмой, для зубов применяют missi и окрашивают ладони и ногти хной. Кольцо в носу женщины — признак замужества.
Читать с начала Одежда народов Индии
Комментариев : 1
re:
Волосы на теле, за исключением груди, всегда удаляются....)))это совсем не так,просто ухаживать надо за ростительностью на теле,а не удалять) . А всё остальное зачётно) !!шукран;)
Напишите отзыв или вопрос