Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Свой бизнес в Гоа

По статистике 88% туристов, однажды посетивших Гоа, мечтают вернуться туда еще хотя бы раз. Некоторые возвращаются уже с бизнес-планом или парочкой идей по основанию своего дела.
Особенно участились такие случаи за последних полтора года — люди, потерявшие работу из-за кризиса, уезжали в теплые живописные края. Одни для того, чтобы сделать паузу и поразмыслить о бренности бытия на берегу океана, другие — начать в полюбившемся уголке мира свой бизнес. Но далеко не каждому хватает упорства, чтобы довести дело до конца. В Гоа не стоит приезжать из меркантильных побуждений, иначе первая же неудача побудит чужеземца собирать чемоданы.

Все пути ведут в Гоа
Москвичи Юра с Варей — родные брат и сестра — давно мечтали организовать свой бизнес и копили на это деньги. В 2005 году Варвара уехала в Гоа, чтобы помочь своим друзьям открыть ресторан. Там она и познакомилась с будущим мужем Чанданом. Родом он из Непала, но последних несколько лет жил в Индии. У молодой пары зародилась идея открыть собственный бизнес в этом райском местечке. В то же время в Москве и Юрий встретил свою вторую половинку. У него на руках — военный билет, у Виктории — диплом МГУ. Их ничего не держит, а новые приключения зовут вперед. В 2006 году пара переехала в Индию, где вместе с Варварой и ее мужем начала проект People.

Ежегодно Гоа посещают более 2,4 млн туристов, более 40 тыс. из них — русскоговорящие. Именно поэтому пары решили основать бизнес, связанный с туризмом. "Так как ресторан — это бесконечные возможности для роста и реализации новых идей, а также потоки новых людей, выбор пал именно на этот вид семейного дела", — рассказывает Виктория Черномордик.
Виктория Черномордик: "Несмотря на то, что у нас были оформлены все необходимые лицензии, каждый второй полицейский приходил в надежде получить взятку"

Несмотря на то, что Чандан Батт в Гоа провел не один год, а Варвара помогала знакомым открывать ресторан, не обошлось без сюрпризов. Стартовый капитал на открытие заведения составил около $10 тыс., однако немалая часть суммы была потрачена впустую. К примеру, семейным парам довелось столкнуться с обманом со стороны квалифицированного юриста. Он взял в два раза больше денег, чем стоило открытие компании, а работу выполнил только наполовину.

В Гоа приезжие рестораторы в основном арендуют землю — купить ее не так просто и далеко не всем по карману. Приобрести участок можно, лишь предварительно открыв компанию. "Цена же может соответствовать стоимости земли в Подмосковье или окрестностях Лондона. И с каждым годом ставки растут, — отмечает Виктория. — В среднем аренда части пляжа обходится в $7–10 тыс. за сезон". Есть еще вариант: снять на время уже построенное заведение."

Первый пляжный ресторан на Benaulim Beach начинающие предприниматели взяли именно в аренду ($5 тыс. за сезон). Из-за незнания нюансов местного законодательства прогадали с выбором места. "Оказалось, что даже имея бизнес-визы, мы как иностранцы не могли работать на государственной земле, — сетует Вика. — Нам нельзя было в "открытую" стоять за барной стойкой, готовить на кухне, обслуживать гостей. Это создавало определенные сложности и напряжение — в любой момент могли нагрянуть полицейские. Также мы не угадали с местом, которое находилось вблизи пятизвездочной гостиницы. Отель оказался настолько "крутым", что его постояльцы не рисковали уходить дальше бассейна и предпочитали дорогущий гостиничный ужин пляжному ресторану. Хотя несколько человек отважились к нам зайти, после чего искренне удивлялись, почему раньше не решались на подобную вылазку. Кстати, они до сих пор остаются нашими постоянными клиентами и из года в год приезжают к нам отдыхать".

Практика
В Индии следует очень бережно относиться к своему имуществу, дабы не остаться у разбитого корыта. Несколько лет назад русские туристы арендовали в Арамболе ресторан. Рассчитавшись с хозя ином за год и отработав сезон, оставили имущество на хранение до следующего открытия. По возвращению их ожидал сюрприз — в ресторане орудовал незнакомый индус. Выяснилось, что владелец сдал место этому человеку со всем имуществом русских бизнесменов. На требования вернуть им законное место владелец реагировал весьма агрессивно. В итоге он согласился продать чужеземцам все закупленные продукты и вещи, но по заоблачным ценам.

Начиная бизнес в Индии, следует быть готовыми к тому, что полиция, как правило, будет на стороне местных. Даже если улики свидетельствуют не в их пользу. В этом убедились россияне, купившие у двух португалок участок на пляже Палолем. На момент заключения сделки земля была в аренде у индусов, которых хозяева оповестили о том, что участок выставлен на продажу и при смене владельца они будут обязаны освободить территорию. Сделка состоялась зимой — в разгар сезона. И русские по доброте душевной разрешили индусам завершить сезон. Через несколько месяцев новые владельцы приехали осваивать свой участок, но их поджидали бывшие арендаторы с кольями и палками. Избили до крови, полиция на защиту чужестранцев не становилась.

С получением лицензии на право ведения пляжного ресторанного бизнеса тоже пришлось повозиться и понервничать. Выдается она на один сезон (с октября по июнь).
"Индия — страна, в которой никто никуда не торопится, поэтому состояние "ожидания" здесь в пределах нормы, — поясняет Виктория. — Но местные панчтаяты (органы управления) часто по разным причинам медлят с оформлением документов. Порой сезон уже начался, туристов много, рестораны готовы к открытию, но начать работу не могут: электричество не подведено, лицензии не получены". Кто-то рискует и открывается. Одним это сходит с рук, других ждет наказание. Так, в 2006 году на пляж Палолем местной управой было вызвано несколько бульдозеров, которые сломали только-только построенные рестораны за нарушение законодательства. К счастью, эта участь миновала основателей заведения People — в Палолеме они открылись только в 2007 году.

Наученные горьким опытом, на этот раз друзья арендовали уже частную землю. Но это не оградило их от других трудностей. Например, пришлось освоить навыки строительства. По индийским законам на пляже монолитное строительство запрещено. Заведения можно сооружать из легких материалов — бамбука и пальмовых листьев. К июню — началу сезона дождей — ресторанную конструкцию нужно успеть разобрать. Помимо строительных работ на пляже Палолем компаньонам пришлось поупражняться в полемике с блюстителями порядка. "Несмотря на то, что у нас были оформлены все необходимые лицензии, каждый второй полицейский приходил в надежде получить "на лапу". Но дать взятку — все равно, что признать себя нарушителем. Мы себя таковыми не считали, поэтому полицейские уходили ни с чем. Правда, возвращались снова, что изрядно портило настроение", — вспоминают супруги Черномордик.

От назойливых полицейских учредителям People удалось избавиться лишь в последнем сезоне. На этот раз рестораторы возвели свой "храм еды" на пляже Арамболь. Здесь все оказалось проще, в том числе и с полицейскими, которые порой разрешали концерты в заведении до поздней ночи. А ведь по индийским законам громкая музыка разрешена лишь до 23:00. Ресторан же работает с 8 утра до полуночи. "В благодарность мы угощали их свежими сэндвичами и ароматным ромом", — говорят предприниматели.

Индийские национальные особенности
Стражей закона не перевоспитаешь, либо с ними может подфартить, либо придется их терпеть. А вот с персоналом дела обстоят совсем по-другому: его нужно обучать и держать в ежовых рукавицах. Количество работников в People колеблется от 6 до 9 человек, трудятся они практически без выходных. Все сотрудники — выходцы из Непала, за исключением Моби, уроженца Ришикеша (город в предгорье Гималаев). Он наравне с остальными официантами зарабатывает $50 в месяц, шеф-повар получает от $150. "Не в обиду индусам, но мы предпочитаем нанимать непальцев, потому что они более исполнительны, отличаются аккуратностью и трудолюбием, — отмечает Вика. — Все, что касается готовки блюд и обслуживания посетителей, выполняется практически без ошибок. А вот со знанием английского и дисциплиной бывают проблемы. Кто-то может проспать, кто-то опоздать, кто-то, напившись, попытаться станцевать в разгар ужина. Бывают попытки воровства на производстве — это мы стараемся отслеживать, что на практике совсем не просто. Пытаемся пресекать пьянство".

Если говорить о напитках, то на пляжах Гоа из алкоголя предпочтение отдается темному рому и портвейну, из освежающих — сокам. При этом фрэш обойдется клиенту дешевле стакана пакетированного сока — в Индии любой местный свежий продукт гораздо дешевле консервированного. Так, только что выловленный тунец удивит своей низкой ценой по сравнению с консервированным продуктом. Одно из самых популярных блюд в People как раз рыбное — Beer Battered Fish and Chips (рыба, жаренная в пивном кляре, с домашним соусом тартар, картошкой фри и капустным салатом). Цена за порцию — $4,3. Самым дорогим считается блюдо из морепродуктов, его цена может составить $10–20 в зависимости от ночного улова рыбаков и наличия свежего товара на рынке. Супы стоят от $1, салаты — от $2, основные блюда — от $4. "Нашим гостем может оказаться человек из любой точки земли, любого возраста и профессии. Поэтому меню разнообразное: японские суши и терияки, русские блинчики и украинские деруны, индийское карри и бириани, канадский завтрак и израильский хумус, итальянская паста и тайский суп, английская рыба в кляре и чизкейк с бельгийским бисквитом", — смакуя каждое слово, рассказывает Виктория.

Такое разностороннее меню и радушие хозяев привело в действие механизм "сарафанного радио". На первых порах рестораторы пробовали разные виды рекламы — объявления в туристических журналах, флаеры и пр. Но все это не приносило ожидаемых результатов. "Забота о репутации, настроении гостей, качестве блюд, подаваемых в заведении, не остается без внимания, впечатления об этом передаются туристами из уст в уста", — уверена Вика.

Табор уходит в горы
Ближе к концу марта в Гоа становится слишком жарко, поэтому рестораторы сворачивают свой бизнес и уезжают на родину до следующего сезона. В People нашли другой вариант. Разобрав свой пляжный ресторан в Арамболе, ребята упаковывают его до осени, а сами отправляются путешествовать по Азии. У них есть несколько недель отдыха перед началом сезона в Гималаях. В конце апреля начинает работу их второй ресторан на высоте 2050 м над уровнем моря — в Манали (курорт в северной Индии). В Манали ведение бизнеса дается предпринимателям легче.

"Возможно из-за жары, но в Гоа все делается медленнее, с большими усилиями и стрессами. В горах же энергии и сил больше, — отмечает Виктория. — В мае в Гималаях начинается сезон черешни, зацветают розы и открываются удивительной красоты дороги на перевал Ротанг и в провинцию Ладакх. Хочется творить, не зря же именно в этих краях писал свои картины Рерих. "Местная муза" щедра на идеи для будущих шедевров, поэтому в Гималаи приезжает богема. Кто-то работает в звукозаписывающей студии, кто-то пишет романы, а кто-то рисует. В нашем ресторане царит соответствующая творческая обстановка — на столиках лежат бумага и карандаши. Попивая фруктовое вино или яблочный сок в ожидании еды, посетители рисуют. А самые красочные картинки мы вешаем на стены, поэтому изнутри заведение похоже на галерею рисунков". В Гималаях рестораторы готовят не только из покупных продуктов, кое-что выращивают и сами. Например, базилик, мяту, салат.

Оба ресторана пользуются популярностью среди туристов. На завтрак обычно занята половина зала, к ужину заведения заполняются на 100% (ресторан в Гоа рассчитан на 40 посадочных мест, в Манали — на 30). Если говорить о заведении в Гоа, то самая высокая выручка ожидается в период новогодних праздников. Общая прибыль в удачный день может составить $500, тогда как в обычные дни — $100–200.
Первый год бизнес-деятельности закончился для People убытками. На втором и третьем — удалось выйти в ноль. За последний сезон (2009–2010 гг.) компаньонам, наконец, удалось заработать. "Прибыль за полгода составила около $2 тыс., — прикидывает Вика. — На жизнь в теплом климате у моря нам хватает. На что-то дополнительное — не особо. Конечно, нам хочется зарабатывать, пусть не миллионы, но хотя бы сумму, которой хватало бы на путешествия в другие страны. Однако это не принципиально. Для нас важен не результат в цифрах и долларах, а сам проект — атмосфера, царящая в нем, интересные люди, которых с каждым годом все больше вокруг нас".

Здесь и сейчас
Как бы там ни было, проект стал прибыльным, и в этом немалая заслуга четкого распределения обязанностей между партнерами. Каждый из них отвечает за конкретный участок работы и делает ее отменно. Чандан, к примеру, следит за работой кухни, организацией стройки в Гоа и поиском персонала (в силу своего непальского происхождения). Юра ведет всю документацию и общую бухгалтерию компании, встречается и консультируется с юристами, налаживает контакты с поставщиками, организовывает отдых гостей. Варя ведет ресторанную бухгалтерию, заполняет счета, проводит экскурсии. Учитывая увлеченность индийской культурой и замужество за брамином (член высшей касты в Индии), багаж ее знаний регулярно пополняется новой информацией. Вика следит за качеством и рецептурой подаваемых в ресторане блюд, налаживает и поддерживает связи с новыми и постоянными клиентами, организовывает встречи в аэропорту, размещение в отелях.

Предприимчивая четверка не собирается останавливаться на достигнутом. В Гималаях они намерены открыть русскую баню с вениками, аромамаслами, купелью в холодной горной реке. "Сам ресторан требует расширения — по вечерам все занято, и людям приходится ждать освободившегося столика. В Гоа в новом сезоне планируем строить детскую площадку, чтобы мамы могли спокойно насладиться едой, морем и массажем, пока их детки играют, — рассказывает Виктория. — Все это локальные, не очень трудоемкие задачи — заоблачные планы мы строить перестали. Вряд ли каждый из нас четверых предполагал, что будет иметь возможность жить в теплом климате, в живописном месте у моря, да еще и заниматься любимым делом. Мы убедились на собственном опыте: то, что предоставляет нам жизнь, чаще всего гораздо интереснее и перспективнее, чем то, что мы себе рисуем в мечтах. Секрет счастья прост: жить и радоваться мгновениям здесь и сейчас.

Советы бывалых
Дружба дружбой, а деньги врозь. Эта поговорка особенно актуальна для Индии.
Хотя по коррупции Индия занимает одно из первых мест в мире, с чиновниками всегда можно договориться. Условия приемлемы: нет денег, заплатишь потом — главное, давай работу индусам.
Чтобы избежать неприятностей, для решения административных проблем лучше взять себе в управляющие индуса, знающего местную специфику и заинтересованного в результатах бизнеса.
В Гоа очень важно уметь договариваться и желательно через местных жителей. Бывают случаи, когда индусы пытаются пересдать арендованное помещение иностранцам втридорога.
Для ведения бизнеса в Индии нужно зарегистрировать компанию или же действовать совместно с дружески настроенными индусами.
Сроки и бюджеты будущих проектов в Гоа стоит умножать на три. Опытные туристы придумали даже специальный термин, обозначающий необязательность местного населения. "Indian tomorrow" — когда все, что вам обещают построить или подключить завтра, по факту делается через месяц.
Стоит сто раз подумать, прежде чем давать индусам деньги, ибо обратно их никто и ни при каких условиях не вернет. "Everything is possible but nothing for sure" ("Все возможно, но не точно") — это шутливая поговорка, рожденная иностранными туристами, о том, как местные жители ведут дела.

Автор и источник публикации: 

источник http://ubr.ua/


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Й
9
Ц
т
С
Введите код без пробелов, учитывая регистр