Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Вечные истории

Мотивы вышивки представляют собой нечто большее, чем декоративные украшения тканей, радующие глаз. На протяжении веков они были неотъемлемой частью женского приданного. Вглядитесь в прошлое, чтобы узнать о значении этого традиционного искусства для индийского общества и о разных культурных веяниях, повлиявших на современную вышивку.

Вышитые ткани в Индии, будь то для повседневного использования или в качестве свадебного приданого, остаются способом визуаль ного рассказа, они наполнены значением, выражающим их культурную идентичность. Будучи традицией, передаваемой устно, вышивка играла ведущую роль в истории индийского текстиля, отражая культурные веяния, повлиявшие на синкретическую культуру общества.
Навыки шитья существовали в этой стране со времен начала культивирования в Индии хлопка и ткацкого промысла. Хотя и не обнаружено никаких наглядных свидетельств о существовании на индийском субконтиненте вышитых тканей до конца пятнадцатого века, во время археологических раскопок в Долине Инда найдены бронзовые иголки, являющиеся доказательством существования практики шитья около 2000 г. до н.э. Т.е., искусство вышивки на индийском субконтиненте существует уже несколько тысячелетий.
Культурный ландшафт в Индии неразрывно связан с историей торговли, миграций и завоеваний, что способствовало культурным взаи модействиям, повлиявшим на стили вышивки и обогатившим их. Свежие веяния в технике вышивки, в мотивах и символизме привноси лись с распространением разных религий. По древним торговым путям распространялись всевозможные товары, среди них были ткани и вышивки религиозного и светского характера. Проникая во все уголки Индии, стили вышивки из дальних стран смешивались с местными стилями, создавая новые техники и формы.

Вышивка чиканкари, использующая лучший белый муслин и белую нить, как считается, появилась в Индии во время правления могольского императора Джехангира (1605-27) благодаря его персидской жене императрице Нур Джехан. Ее цветочные мотивы до сих пор создаются в городе Лакхнау и окрестностях.

Монастырская вышивка Тамилнада была привнесена в Индию христианскими миссионерами, прибывшими вместе с Ост-Индской компанией, но за столетия на эту традицию сильно повлиял местные стили.

Вышиваемые яркими красками буддистские танки можно видеть в монастырях от Сиккима до Химачала.

Эклектичная смесь культурных влияний Персии, Китая, Индии и Британии в сочетании с зороастрийским символизмом – отличительная черта изысканных вышивок парсов, используемых для гара (сари), джхабла (жакетов) и кор (окантовок).

И культурные веяния, и вышивки, зародившиеся внутри одной культуры и привнесенные в другую, приобретают на новом месте новое значение, новые мотивы, цвета и приемы, приближающие их к местной культуре.
Прослеживается параллель с развитием вышитых профессионально товаров в мастерских (кархана) для придворных вельмож и одно временным развитием домашней вышивки. Почти всегда создаваемые женщинами дома для себя или нужд семьи, для подарков или в качестве свадебного приданного, эти вышивки были функциональными, полезными и всегда прекрасными.

Женские вышивки всегда выражали индивидуальную эстетику. Представляя поколения собранных вместе верований, мотивов, цветов и шаблонов, они хорошо понимались теми, кто был знаком с данной культурой. Характеризуя сообщества и племена, вышивки помогали отдельным группам выразить свою идентичность.
Этническая и племенная принадлежность сообществ, таких как джаты, садха-раджпуты, рабари и другие сообщества животноводов и земледельцев регионов Куч и Саураштра в Гуджарате, соседних областей западного Раджастхана и пояса пустыни Тар в Синде и Пакистане читается по их одежде и вышивкам.
Точно так же характерная красная, голубая и черная вышивка по грубой, специально вытканной ткани из белого хлопка, известная как путхукули, отличает племена тода, живущие в горах Нилгири в Южной Индии.

Женщины излагают при помощи вышивки свои мечты о хорошем муже, детях, богатом урожае и защите от болезней. Иконография выражает веру, что мотивы вышивки обладают могуществом и представляю нечто большее, чем украшение и декоративную отделку, радующую глаз. Появившись в качестве средства вторичного использования старых хлопковых сари и дхоти, вышивка кантха из Западной Бенгалии дает жизнь юбкам, покрывалам и оберточным тканям.

Символизм вышитого изделия дополнительно выражен символами счастья, защиты и оберега. В Карнатаке вытканные сине-черные сари чандракали для молодоженов украшаются особыми мотивами касути и символами благополучия. Расшитый торан, расстилаемый перед входной дверью в Гуджарате, выражает не только гостеприимство; мотивы этой вышивки представляют могущественные символы, оберегающие жилище.
Точно так же, кочевые племе на банджара, путешествующие на пространстве между Андхра Прадеш, Махараштрой и Карнатакой, используют в вышивке зеркала для отвода злого глаза, а в зороастрийской вышивальной традиции парсов мотив божественного гриба дает защиту и символизирует дол гую жизнь и бессмертие.

По всей Индии, от бескрайних пространств Гуджарата и Раджастхана, до Карнатаки на юге и Пенджаба на северо-западе, вышивки женщин представляют неотъемлемую часть их приданного. Вышивка требует времени, концентрации, навыков, чувства прекрасного и глубокого понимания традиции – всех этих качеств ждут от хорошей невесты. Девочек обучают искусст ву вышивки с ранних лет в качестве подготовки к замужеству. Из штата Пенджаб в Индию пришли пхулкари, жанр, включающий в себя стили вышивки багх и чоп, которые начинают расшиваться бабушкой по материнской линии и самой матерью с момента рождения ее ребенка.

Свадебная вышивка служит для наряда невесты, выступая в качестве покрывала на свадьбе и подарка для семьи жениха. Желтые или красные изделия Чоп расшиты по желаниями процветания, плодородия и любовного союза. То же отно сится и к прекрасным вышивкам для приданного в регионах Куч и Саураштра в Гуджарате и западном Раджастхане. Фактически, изготовление вышивок для приданного стало таким сложным и трудоемким процессом, что старейшины деревень племени дхебария-рабари в Куче наложили запрет на их про изводство, чтобы женщины перестали испытывать давление от необходимости предаваться этому занятию.

Совокупность историй, которые можно рассказать посредством вышивки, отражен в домашних изобра зительных традициях, которые переносятся на ткань, передавая фольклор, легенды и религиозные сказа ния. Вышитые румалы из Чамбы, появившиеся в старинных царствах народности пахари в Химачал Прадеш, наглядно это демонстрируют.

Используемые в качестве покрывал для ритуальных приношений, для даров по случаю всяких церемоний и как настенные панно, румалы содержат картины из великих эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» и сказаний о Кришне. Изысканные вышивки, исполненные в изящной цветовой гамме, расшивались женщинами из высших классов при дворах. Иллюстрации подводились углем, и их характеризует цветовая палитра, использовавшаяся придворными авторами миниатюр. Используя пряжу из необработанного шелка на хлопковой основе, мастера наносили живые иллюстрации на обе стороны изделия.
В последние два десятилетия современные живописные суджни из Бихара, расшиваемые на продажу, в меньшей степени рассказывают религиозные истории, будучи предназначенными для повседневных нужд. Они все более превращаются в способ выражения своего творческого потенциала командой женщин, их смелости и энергии. Изображения становятся более свободного содержания.
Значение вышивок заключается в историях, которые они рассказывают. И когда социумы растут и меняются, и навыки мастеров признаются и поощряются в современных условиях, у вышивки появляются возможности и идти в ногу со временем, и сохранять живыми старые традиции.

Автор и источник публикации: 

Риту Сетхи An Indian Journey Индийский Вестник № 09-10/2010


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
1
э
а
Х
Ц
Введите код без пробелов, учитывая регистр