Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индуизм на Бали и в Индонезии

Индуизм, как правило, ассоциируется с Индией, но в мире есть несколько древних индуистских общин, не имеющих своим происхождением Индийской субконтинент. В первую очередь - это индусы Бали (прошу заметить, что индусы - это не граждане Индии (индийцы), а те, кто исповедует индуизм как религию).
Бали - небольшой, но очень известный остров в Индонезии, который славится своей красотой и регулярно упоминается как "рай на Земле". Это одно из самых популярных мест отдыха в мире, репутация которого проистекает как из его природных красот, так и богатой самобытной балийской культуры, не похожей ни на какую другую, что связано в том числе и с верованиями его жителей.

главный индуистский храм Бали

Бали - самое индуистское место в мире

Как это ни удивительно, но Бали является самым индуистским местом в мире. На острове самый высокий процент индуистов, даже в большей степени, чем в Непале, который до недавнего времени был официальным индуистским государством. Более 93% острова, то есть 3,1 миллиона балийцев - индуисты. Поэтому они составляют весьма значительную общность индуистов не-индийского происхождения.
Бали является единственным местом, в котором правительственные учреждения закрываются ежедневно для выполнения индуистских ритуалов и молитв.

В прошлом, гораздо большая часть индонезийцев была индусами, в том числе и за пределами Бали, это факт, который до сих пор отражается в массовой культуре страны и архитектурных шедеврах Индонезии, например, храмовый комплекс Прамбанан на острове Ява.

Прамбанан, Ява, Индонезия

Почему индуизм распространялся по миру?

На протяжении всей истории, всякий раз, когда новые люди и культуры принимали индуизм (правильнее говорить "санатана дхарма", но я буду здесь писать как привычнее и понятнее :), это не означало разрыв со своим прошлым и традициями предков. Индуизм, являясь не столько религией, сколько мировоззрением, образом жизни обладает потрясающей универсальностью и гибкостью, и когда это делается искренне, то часто оказывается, что одно и тоже духовное мировоззрение лежит в основе различных религий и верований, хотя и с разными названиями и формами. Индусские лидеры анализировали культуру и религиозную практику новых стран и мест, и пытались найти общее со своими собственными верованиями.

Если новая страна была открыта или завоевана, и люди поклонялись там неизвестным индуизму божествам, индуизм принимал этих божеств как новые воплощения собственных, существующих, сохраняя местные имена и традиции, но привносил в ритуалы новые грани и смысл, находя общие места и точки соприкосновения между философией и обычаями разных народов. Например, если божество другого народа имело функции и атрибуты, подобные тем, что имел Шива, индуисты говорили покоренному народу: "Мы видим, что Ваше божество является одной из форм Шивы, поэтому мы будем поклоняться ему вместе с вами как форме Шивы, почитать его и участвовать в посвященных ему вами празднествах. И вы также можете посещать наши фестивали, посвященные Шиве, и поклоняться ему вместе с нами".

Мы видим эти тенденции в "дравидском индуизме" в Южной Индии, что особенно ярко проявляется в местных именах Богов и Богинь, например, имя Минакши - "с глазами рыбы" на тамильском языке, стало в Мадураи синонимом имени Парвати, супруги Шивы, а также сохранившимися местными мифами и легендами, в которых иногда имена местных богов и богинь уже забыты, как например, в легенде о Каньякумари и Шиве. Таким образом, экспансия индуизма и расширение его влияния благодаря такой прозрачности и пластичности не встречало сопротивления населения территорий, на которые он приходил, напротив, сливаясь с местными культами и культурами индуизм и сам принимал их черты и особенности, изменялся под влиянием местных условий и обстоятельств, и именно такой удивительный, синтетический индуизм мы видим на острове Бали.

Постепенно многие новые регионы стали индусскими в результате этого процесса ассимиляции. Каждый новый регион адаптировал и выработал "свой стиль" индуизма, который был уникальным для собственной, вместившей его культуры и связанным с историей этого региона. Это причина, почему Индуизм так разнообразен. Это разнообразие является частью богатства традиций, и проистекает из того факта, что индуизм есть дух, который не желает вводить единую строгую монокультуру для своих приверженцев.
Следует отметить, что хотя индуизм способствовал большому разнообразию проявлений, он также способствовал большому единству верующих, глубокому фундаментальному единству на основе санатана дхармы, которое развивается в сознании всех регионов и народов, которые попали под органическое влияние индуистской цивилизации.
В частности, существует всеобщее уважение священных текстов Вед, эпических поэм Махабхарат и Рамаяна, культов главных индуистских божеств.

Индуизм в Индонезии

После того, как индуизм завладел умами и душами жителей всего Индостана, он также проник на территории дальних земель, к их числу относятся Таиланд, Малайзия, части Китая, Камбоджи, Западной Азии и, конечно, Индонезии.

Индонезия является в настоящее время мусульманской страной, но тем не менее сохраняет многие аспекты своего индуистского прошлого. Например, один из официальных символов страны, индонезийской герб, называется "Garuda Pancasila", а ведь Гаруда, существо с орлиной головой, в индуизме является ваханой Господа Вишну, подробнее в статье Боги Индии и их ваханы

Храм Бали, Гаруда

Путешественники так же наверное знают о существовании индонезийской авиакомпании Гаруда....

Рамаяна также признается национальным эпосом в Индонезии.

Индуизм в Индонезии. Махабхарата Джакарта

Изображения сцен Махабхараты и индуистских Богов мы можем встретить и в виде монументов в столице Индонезии городе Джакарта, в сувенирной продукции, на батике и одежде на острове Ява, при том, что большая часть его населения исповедует ислам.

Рама и Сита. Индонезия

Индуизм был главной религией Индонезии до 15 - го века.
Не известно точно в какой период в истории Индонезия стала индуистским государством. Но известно, что последним великим индуистское королевство в стране был Majapahit Empire (1293-1520 AD). На своем пике, в правление короля Hayam Wuruk, империя охватила большинство современных географических границ Индонезии.
Маджапахитская империя основала колонию на острове Бали в 1343 году. Позже, в 15 - м веке, в связи с экспансией ислама, индуизм был вынужден отступить, и произошло массовое бегство индуистских интеллектуалов, художников, священников и музыкантов с Явы на Бали.
В остальной части Индонезии находится значительная часть индусов, но их концентрация не так высока как на Бали. В последние годы есть сообщения о большом количестве людей в остальной части Индонезии, считающих себя индусами, эти люди и семьи - номинальные мусульмане, но в реальных религиозных убеждениях они ближе к индуизму.

Индуизм Бали

Индуистский Храм Бали, Кинтамани
Индусы в Бали официально называют свою религию "Агама Хинду Дхарма". Исследование верований Агама Хинду Дхарма показывают соответствие основным идеям Санатана дхармы индуизма с незначительным различием в именах:
• Вера в одно единой Высшее Существо, которое называется ‘Ida Sanghyang Widi Wasa’, ‘Sang Hyang Tunggal’, или ‘Sang Hyang Cintya’.
• Убеждение, что все боги являются проявлением этого Высшего Существа и различные божества - разные аспекты одного и того же Высшего Существа. Господь Шива известен на Бали и является объектом поклонения в формах "Батара Гуру" и "Махараджа Дэва" (Махадева).
• Вера в Тримурти, состоящий из:
- Брахма, создатель
- Вишну, Хранителя
- АТОК (Шива), разрушитель
• вера во всех других индуистских богов и богинь
• Священными текстами, на которых основана Балийская Хинду Дхарма, являются веды. Только две Веды достигли Бали в прошлом, и они являются основой балийского индуизма. Другие источники религиозной информации на Бали это индуистские Пураны и Итихасы (Рамаяна и Махабхарата).

Есть лишь одна вещь, которой индусы Бали кардинально отличаются от индусов Индии и всего мира, она относится к диете: большинство балийских индуистов едят говядину.

Бали, в храме

Образы индуистских Богов в храмах Бали порой удивляют и пугают, впрочем как и реальность, отражением которой они являются. Но не стоит судить о существах, изображения которых вы видите в храмах Бали, Индии, других стран, не вдаваясь в подробности и не понимая кто это. Помимо необычных изображений богов и богинь, не похожих на христианские образы божественного, в индуистских храмах могут изображаться и демоны, иллюстрирующие эпические сюжеты, и различные духи, да и просто защитники храмов-дварапала...

Поскольку архитектура храмов Бали производна от индийской храмовой архитектуры если эта тема будет интересна читателям я могу написать о ней подробнее...

Хотя я давно увлекаюсь индологией, этот пост написан мной по материалам переводной статьи "Индуизм на Бали и Индонезии" с индусского(!) сайта http://www.hinduhuma..., в связи с тем, что индуизм Бали является весьма специфической формой, и мой перевод лишь снабжен собственными дополнениями и примерами, о которых я знаю из личного опыта путешествий.

Автор и источник публикации: 

achadidi, специально для читателей indonet.ru


Комментариев : 2

Почему не известно? Мне так

george аватар

Почему не известно? Мне так известно.
Согласно древним летописям, прадед Пурнавармана бежал из Индии в то время, когда Самудрагупта захватил его княжество. Вступив на трон, Пурнаварман засучив рукава с энтузиазмом принялся за дело. Для начала Пурнаварман объявил себя Господом Вишну. Затем было выбрано место новой столицы - при впадении реки Кали Бесар в Яваанское море появился самый восточный форпост индуизма - Сунда Пура («Священный Город»). Царь Пурнаварман оставил после себя семь мемориальных камней с надписями на санскрите. Одна из надписей гласит: «Имя царя, который славится добросовестным исполнением своих обязанностей, несравненный Шри Пурнаварман, правитель Тарумы. Его броня не может быть пробита стрелами врагов. Отпечатки стопы подошвы принадлежат тому, кто всегда успешно уничтожал крепости своих врагов, и всегда был милосердным к побежденным, гостеприимный для тех, кто верен ему и враждебный к врагам".
Ныне скульптурное изваяние славного короля Пурнавармана, основателя Джакарты, установлено в самом центре столицы, на улице с красивым названием Касабланка

фото скульптурного изображения Пурнавармана
indonesia-king.jpg

Георгий, спасибо за

achadidi аватар

Георгий, спасибо за дополнение! А вы не располагаете сведениями каковы были причины вытестнения индуизма в индонезии сначала буддизмом, затем исламом. Юва очень странный регион все таки, у таиланда буддизм гос.релиия, в Камбодже индуизм так и прижился, на филлипинах кажется христианство ведущая религия, в Индонезии ислам, но по ощущениям моим другой, чем в индии... соседи, а религиозные судьбы столь разные...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Л
Н
ч
э
ц
Введите код без пробелов, учитывая регистр