Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сати - ритуальное самоубийство вдов в Индии

Предыстория от achadidi
Сати, по разным версиям "сгорела от стыда" в прямом смысле в огне йогического пламени или взошла на жервенный костер после оскорбления, нанесенного Шиве ее отцом, поэтому изначально ни о каком самосожжении "верной жены" на погребальном костре говорить нельзя.

Из анализа законов Ману (Ману смрити) следует, что автор был против того, что бы вдова совершала сати. Напротив, в тексте законов Ману есть указания на то, что:
вдова должна находится под опекой царя
у вдовы есть имущество
к вдовам применим принцип левирата, то есть повторное замужество за родственника мужа, старый экономический принцип, который был найдет у многих древних народов
вдова может иметь детей, что имхо, является очень любопытными положением, поэтому я его процитирую "60. Уполномоченный, умастившись коровьим маслом, пусть ночью молча произведет от вдовы одного сына, но другого - ни в коем случае."

Судя по тому, что вдову окружали родичи и выглядела она беспомощной при анализе сати нельзя не учитывать и экономическую составляющую, если семья была богата, то вдове причиталась часть денег, посему родственники мужа были очень заинтересованы чтобы отправить вдову на костер как "праведную жену", что и подтверждается кругом родственников, которые "этапируют" несчастную в месту сати. Судя по беспомощности, предварительно вдову поили каким-то наркотиком, который лишал ее и сил и воли сопротивляться
Сати, самосожжение вдов в Индии

СУТТИ И САМОУБИЙСТВА

Конечно, все читатели слыхали об индийском обычае самосожжения вдов. Рассказы о нем слышатся повсюду, и мы постараемся только соединить здесь несколько данных, чтобы дать хотя отдаленное понятие о статистике этих мрачных драм, порожденных невежеством, фанатизмом и отчасти нуждой.
В прежнее время, в Европе полагали, что в Индии сжигается почти всякая вдова, - что смерть жены - одна из необходимых принадлежностей похорон мужа. Публицисты всех государств, особенно Англии, возстали против этого возмутительнаго обычая и начали требовать его уничтожения. Еще в прошлом столетии, английское правительство в Индустане ограничило право самосожжения, вменив каждой вдове в обязанность - объявить о своем намерении местному начальнику, который допрашивал ее, добровольно-ли она решается на смерть, и отправлял на место сожжения депутата из Европейцев, поручая ему остановить церемонию, в случае, когда вдова поколеблется в своей решимости и обратится к нему с просьбою о защите. Но присутствие депутатов ни сколько не могло соответствовать своей цели; вдовы почти никогда не обращались к ним. Находясь еще в памяти, они действовали под влиянием фанатизма, сулившаго им шестой рай, - рай самого Брамы; если даже сердце их сжималось на миг, они заглушали голос природы, зная, что, за отречение от мученической смерти, их ждет изгнание из касты, всеобщее презрение и проклятие; что гнев неба за такое преступление разразится не только на них, но и на семью, на касту, на целую область, и обнаружится всеобщим голодом, войной или чумой. Притом, несчастную вдову окружали целыя толпы жрецов, и не допускали до нея никого, кто мог-бы близостию своею осквернить священную жертву. Роль безсильнаго депутата становилась еще возмутительнее, когда несчастныя, побежденныя физическим страданием, вырывались из костра и прибегали к их власти. Депутат не мог помочь им, и народ убивал при нем безпомощных женщин.
В 1829 году, генерал-губернатор Ост-Индии, Бентинк, безусловно запретил наконец сожжение вдов; обрадованные филантропы объявили об этом всему свету; всякий вздохнул свободнее, но докучливые журналисты тридцатых годов стали опять сообщать известие за известием о сутти, и мы, поневоле, убедились, что самосожжение в Индустане прекращено только в собрании законов, а на деле еще существует.
Когда и кем установлено сожжение вдов, неизвестно. В ведах и законах Ману мы не находим ни малейшаго следа этого обычая, но уже Диодор, руководствуясь рассказами, принесенными в Грецию армиею Александра Македонскаго, описывает его со всеми доныне существующими подробностями, и мы видим, что этот обычай был в силе еще за три столетия до Рождества Христова.

Шиваитам, буддистам и джаинистам обыкновение это не известно. Между вишнуитами, честь самосожжения предоставлена только вдовам первых трех каст, а жена судры не удостоивается счастия заслужить таким самопожертвованием шестой рай. Беременной женщине тоже запрещено всходить на костер, не из сожаления к невинному младенцу, но "чтобы не осквернить священнаго пламени."

Способы сожжения в разных провинциях не одинаковы. В Бенгалии вдову крепко привязывают к трупу мужа, вкладывают обоих в бамбуковый шатер, находящийся на костре, и наполненный смолою, селитрою и другими горючими веществами, и потом, притворив снаружи отверзтие шатра, зажигают дрова. В области Ориссе вдова бросается сама на пылающий костер, разложенный в глубокой яме, из которой нет выхода, и несчастную тотчас покрывают хворостом, соломою и тростником. В Декане она медленно восходит на костер, садится и кладет голову покойника себе на колена. В провинции Аллахабаде, близ Бенареса, вдова может обойдтись и без мужняго трупа. Если супруг умер вдали от нея, она идет на костер, держа в руках какой-нибудь предмет, принадлежавший покойнику: одежду, туфлю, посох, или другую безделку. В Гуджерате жертву поят опиумом и кладут на костер рядом с трупом.

Обычай самосожжения не повсеместен в Индии. В Декане, например, он встречается редко; к югу от реки Кистны, в Карнатике, никогда. В пространном Бомбейском Президенстве в год бывает не более тридцати самосожжений; но собственно в Индустане, особенно в Бенгалии и Аллахабаде, всего более бывает сутти. Есть местности, где на 8000 душ народонаселения приходится по одной сутти. В Калькутте, в течение 1817 года, были сожжены 442 вдовы; в Бенгалии сгорело, в один 1818 год, говорить в другом месте, только люди одержимые неизлечимыми болезнями. Самоубийцы восходят на костер, бросаются в реки, особенно в Ганг при стечении его с Джемною, где они тонут или делаются жертвою крокодилов, - заставляют себя хоронить живыми, или бросаются под колеса джагернатской колесницы. Последний способ выходит, однакоже, несколько из моды. В продолжение четырех лет, которыя резидент Стирлинг провел в Джагернате, только три особы нашли смерть под колесницею; из них один погиб внезапно, а двое других страдали мучительными болезнями.

Примечания
1 Он говорит, между прочим, о происхождении этого обычая следующее: "В древния времена, многия Индиянки влюблялись в весьма молодых летах. От этого часто происходило, что, жалея о сделанном выборе и желая вступить в новый брак, жены отравляли своих мужей. Вследствие чего, и выдан был закон, чтоб вдовы (за исключением оставшихся беременными) были сжигаемы вместе с умершими мужьями. Вдова, нехотевшая подвергнуться этому закону, не могла более выходить замуж, и как безбожница, не допускалась ни к жертвоприношениям и ни к чему освященному.

Автор и источник публикации: 

Н. ТЮТЧЕВ, 1846


Комментариев : 4

что касается сандала

achadidi аватар

... цена в Индии сейчас составляет от 500 долларов за кило и выше, цена сандала на мировом рынке около 2000 долларов, на погребольный костер идет не менее 50 кг. дров.
На сколько мне известно в настоящее время костры для кремации делают из баньяна

и еще о сати

achadidi аватар

фрагмент из "Из пещер и дебрей Индостана" Блаватской

Любопытна история уличения браминов профессором Уилсоном в фальсификации текста Вед и подлоге. В продолжение долгих веков брамины жестоко сожигали злополучных вдов, но Уилсон, лучший санскритолог того времени, рылся в самых древних рукописях, пока не убедился, что нигде в гимнах Вед нет такого постановления, хотя в законе Ману, непогрешимого толкователя "откровения", оно будто бы находилось во всей ясности и так и было переведено Колебруком и другими ориенталистами. Дело становилось затруднительным. Стараться доказать, что истолкование Ману неправильно, - равнялось, ввиду народного фанатизма, толчению воды.

Уилсон стал изучать Ману, сравнивая текст Вед с текстом законодателя. И вот что он нашел наконец: Ригведа повелевает брамину класть вдову, до зажжения костра, рядом с трупом мужа, а по совершении некоторых обрядов свести с костра и громко пропеть над нею следующий стих из Грихья-Сутры:

Вставай, о женщина! вернися в мир живых;
Заснув у трупа, просыпайся снова;
Довольно времени была ты верною женой
Тому, кто сделал тебя матерью его детей.

Затем присутствовавшие при сожжении покойника женщины мазали себе глаза "коллирием", и брамин обращался опять к ним со следующим стихом:
Приблизьтесь, женщины замужние, не вдовы;
С мужьями добрыми несите ги и масло.
Пусть первыми все матери восходят на алтарь
В одеждах праздничных и ценных украшеньях и т. д.

Именно предпоследний стих и был искажен браминами самым тонким, хитрым образом. В оригинале стих читается так:
"А роханту ганайо йоним агре"...
буквально: "первыми - матери ступайте в утробу алтаря" (yonim agre, т. е. внутрь алтаря). Изменив лишь одну букву последнего слова "агре", которое они переделали в "агне" (огонь), брамины получили право посылать в продолжение долгих веков несчастных малабарских вдовиц в yonim agneh - "B утробу огня", на костер. Трудно бы найти на белом свете подобную адскую подделку.

И не только Веды никогда не дозволяли сожигания вдов, но есть даже место в Таитрии-Арнукне (Яджурведа), где меньший брат покойника, его ученик или даже, за неимением родственников, доверенный друг, в то время, как готовятся зажечь огонь на костре, - обращается ко вдове и говорит ей следующее: "Встань, женщина, не ложись более возле безжизненного трупа; возвратись в мир живых, подальше от умершего супруга, и сделайся женой того, кто держит тебя за руку и желает вступить с тобою в брак". Этот стих доказывает, что во времена ведического периода существовал для вдов вторичный брак, тем более, что в нескольких местах древних рукописей, врученных нам свами Дайанандом, мы нашли повеление вдовам "собирать кости и золу мужа в продолжение нескольких месяцев по его смерти, и в заключение исполнять над покойником известные обряды"...

Невзирая, однако, на полную улику, на произведенный открытием Уилсона скандал и на то, что брамины пред двойным авторитетом Вед и Ману принуждены были, в свою очередь, спасовать, вековой обычай оказался столь сильным, что некоторые супра (набожные индуски) до сих пор сожигают себя, когда могут. Не далее, как в конце семидесятых годов прошлого столетия, по смерти главного министра в Непале Юнг Бахадура, четыре его жены настояли на самосожжении. Непал - неподвластен Британии, и англо-индийское правительство не имело права вмешаться.

Скажите, пожалуйста, а

Скажите, пожалуйста, а ритуалы самосожжения уже завершены? Последние в 2006 году? Как правильно говорить: "сати" или "сутти"? Спасибо!

Анна, правильно сАТи от

achadidi аватар

Анна, правильно сАТи от санскритского सती, слово сутти sutty придумали британцы, точнее они именно так услышали и записали имя невесты Шивы Сати по-английски исодя из особенностей орфографии, так что это неправильная транслитерация, которая однако используется в англо-язычной литературе и литературе периода до независимости Индии, когда за основу брались не индийские языки, а английский. Это я точно знаю.

Что касается того практикуется ли сати сейчас у меня нет ответа на вопрос, я думаю, что самосожжение практикуется, хотя задокументированных данных и нет.
Как вы, наверное знаете, в Индии в 1987 году был принят закон, устанавливающий суровую ответственность за подстрекательство, помощь и т.д., но сати продолжались и после. Последние известные, точнее подтвержденные и задокументированные случаи сати относятся действительно к 2006 году, я знаю 2:
В мае 2006 года Видьявати, 35-летняя женщина, бросилась в погребальный костер мужа в деревне Рари-Буджург, Уттар-Прадеш.
В августе 2006 года 40-летняя женщина Джанакрани умерла на погребальном костре своего мужа в районе Сагар.

Однако надо понимать, что традиция сати в Индии очень древняя и сложная, и часто женщин подталкивают к самосожжению не по традиционным религиозным или философским, а по экономическим причинам, например, что бы наследство умершего человека получила не его вдова, а его родственники. Кроме того, сати действительно древний обычай, а они так быстро не искореняются.
Несмотря на существование суровых законов, запрещающих сати, точнее именно по этой причине статистика снижается, поскольку сати "уходит в подполье", дабы его участники не были наказаны. Это мое мнение, а не факты, конечно.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Камбодж_: