Балучарские сари
Любовь населения Индии к несшитой одежде бесспорна, ярким примером является сари во всем его великолепии. Читра Баласубраманиам поведает нам историю сари.
Хотя недоброжелатели и говорят, что только тюрбаны и дхоти напоминают о стародавней моде, именно сари в своем неимоверном разнообразии являлось традиционной одеждой во все времена: 6 (ярдов) или 9 (ярдов) мекхела сари (комплект из двух частей из штата Ассам – северо-восток Индии), касава сари (белое сари с золотой каймой) и множество других. Из всего разнообразия знаменитых 6-ти ярдовых сари (длина сари эквивалентна 5,5 метрам), сотканных в разных районах страны, балучарские сари занимают особое место.
История происхождения
Название сари, как и других бесчисленных ремесел Индии, происходит от имени небольшого города Балучар в районе Муршидабад (приблизительно в 225 км от Колкаты, штат Западная Бенгалия). Происхождение данного ремесла, как и других традиционных ремесел Индии, точно неизвестно. Исторически, происхождение сари прослеживается к 1757 году, когда были обнаружены данные о том, что подобные сари уже производились. Балучар в то время был широко известной деревней, благодаря ткачам шелка, знающим местный уникальный стиль тканья.
Существует немало версий происхождения сари, самая распространенная из них ведет к ткачам патола (техника прядения «двойной иккат») штата Гуджарат. Возможно, группа ткачей обосновалась в этом регионе, они изобрели собственную технику тканья сари.
Балучарские сари завоевали наивысшую популярность под покровительством богачей, навабов (наместников), королей, знатных людей. Эти сари, будучи символом стиля и богатства, очень высоко ценились.
Мастерство и кропотливый труд ремесленников создавали настоящие сокровища. Они разработали собственное сложное устройство джала, которое является предшественником современному жаккардовому ткацкому станку. Устройство представляло собой базовую сетку, связанную специальными креплениями.
Сари и полотна ткались из высококачественного шелка. Тонкий крученый шелк использовался для основы и плотный шелк – для поперечных нитей.
При тканье сари особое внимание уделялось отделке паллю (видимая часть сари, которая ниспадает сзади – приблизительно ¾ м длиной) и кайме, которые являются уникальной особенностью этих сари и затмевают любое воображение. Сари ткались из некрученого шелка, который богатый эффект.
Старинные сари являются музейным экспонатом и представлены в Национальном музее в Нью-Дели.
Узоры состояли из переплетения сюжетов из индийской мифологии и исторических событий, социальных перемен и просто художественных узоров. Во время эпохи правления англичан в стране сообщение с этим районом осуществлялось пароходами, а также поездами. Для окраски тканей использовались натуральные и растительные красители. Однако, к концу XIX столетия ткачество прекратило свое существование.
Современное ткачество
Несмотря на то, что предпринимались попытки возродить ремесло, особого успеха они не принесли. Можно предположить, что из-за кропотливости данного вида тканья немного осталось мастеров, желающих продолжать дело. Закрепление джалы, особенно при тканье сложных узоров на паллю, требовало колоссального уровня мастерства и наличия специальных креплений. Кроме того, данная техника занимала очень много времени, соответственно сари были невероятно дорогими. Попытки возродить данный вид ткачества остались безуспешными. Утончённость и высокое качество ткацкого плетения сложно было повторить.
На сегодняшний день балучарские сари ткутся на жаккардовом станке с использованием графических рисунков. Сари, производимые сегодня, можно назвать всего лишь копией тех, которые были вытканы на старых жаккардовых станках. Только дизайн и внешний вид напоминают о старинном балучарском сари. Те, кто видел настоящие балучарские сари, говорят, что сари в современном исполнении не идут ни в какое сравнение с вытканными в давние времена. Несмотря на это, многие приравнивают сари, выполненные на ручном жаккардовом станке, к оригинальным, поскольку они так же красивы и захватывают дух.
Для плетения узоров на основе сари, кайме и паллю используются графические рисунки. Для основы сари характерны бутти (маленькие точки), монетки, амби (узор «огурцы») или мелкие повторяется на основе сари. Кайма сари выполняется в одном стиле с паллю.
Настоящий восторг, конечно же, вызывает паллю. Красота сари заключается именно в паллю – почти метр колоритных сюжетов. Эти сюжеты включают сцены из индийской мифологии, сцены из Рамаяны (Великого индийского эпоса) – например, Сваямвар Ситы (брачная церемония Богини Ситы и Бога Рамы), Махабхараты (также индийский эпос) – сцена Гитопадеша (Бог Кришна проповедует Бхагвад Гиту Арджуну), современные интерпретации: наездник на коне, свадебные сюжеты, знаменитая Банкура (лошадь), сцены природы с изображением лани, типичный дом, игры с ланью, стилизованные лебеди и павлины, деревья и кустарники. Например, в свадебной сцене паллю могло начинаться с квадратов, в которых изображен паланкин с невестой, поддерживаемый носильщиками.
Следующий ряд квадратов – с изображением невесты и жениха, стоящих лицом к огню, следующий ряд показывает жениха и невесту, смотрящих друг на друга. Большой квадрат в середине паллю мог изображать жениха и невесту, обменивающимися гирляндами цветов, остальная часть паллю украшалась в том же стиле, как и начало. Кайма сари изображала музыкантов, играющих на инструментах. Плетение сари могло сравниться с искусным рисованием – столь реалистичным было воспроизведение сюжетов. Все без исключения аспекты позы показаны с безграничным изяществом – стеснительная невеста, музыканты в подробном исполнении. Кайма также продолжала основной сюжет сари.
Поскольку создание дизайна сари на станках было очень дорогим, некоторые узоры не менялись на протяжении многих лет. В результате сюжеты повторялись, но в различных цветовых комбинациях, да и никто не возражал. Цветовые решения вызывали восторг и придавали сюжетам особое очарование. Замысловатые узоры подчеркивались эффектными цветовыми комбинациями. Синий, черный, бордовый, красный, медный, голубой - присутствовали почти все цвета от глубоких темных оттенков до светлых пастельных, двухцветные, одноцветные оттенки контрастировали с яркими расцветками на паллю. И все же, сари наиболее выгодно смотрится в глубоких темных оттенках.
В отличие от традиционных «тяжелых сари», зари (золото и серебро) использовались очень мало. Все полотно выполнялось только из окрашенных шелковых нитей. Хотя балучарские сари, вытканные с зари (золотая нить со сложным переплетением) доступны, все же наибольшее внимание привлекают полотна из шелковой нити. В плетении применялась шелковая нить одного контрастного цвета, а также 2-3 цветов. В самых сложных узорах использовались нити 7-8 цветов.
Со временем эти сари начали производить также из хлопка. Они стоят намного дешевле шелковых сари, но в то же время украшены детализированными узорами, как и оригинальные шелковые сари. При производстве сари использовался и шелк тасар. Однако, традиционное шелковое сари пользовалось наивысшей популярностью и должно было присутствовать в гардеробе каждой женщины. Сари говорит о мастерстве ткача. Сложные узоры в сочетании с цветовой палитрой сари просто потрясают зрителя. Несмотря на разнообразие оттенков, цветовые комбинации не раздражают глаз, контрастные цвета и узоры гармонично дополняют друг друга.
Хотя жаккардовый вариант сари для большинства является изысканным, сари давних времен поистине заслуживает восхищения. В наши дни постоянно растет интерес общества к своим корням и наследию. Кустарная продукция, вручную вытканный материал становятся невероятно популярными. Возможно, старинное исполнение тканья – балучари с использованием джала-техники - возродится, благодаря возрастающему спросу и присутствию ценителей оригинального ткачества. Да, современное поколение городских жителей, деловых женщин и другие обеспеченные слои общества смогут стать почитателями и ценителями древнего искусства.
◆ Автор - внештатный писатель.
Читра Баласубраманиам, опубликовано в Индия перспективы июнь 2009 года
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос