Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первые картины Индии

Индийский пейзаж не находил визуального отражения в искусстве, пока в конце 18-го века в Индию в поисках славы и богатства не стали стекаться британские профессиональные художники.
Среди первопроходцев были художники-портретисты, влекомые перспективой получить протекцию правящей британской элиты и индийских навабов и князей.
Вслед за ними последовали остальные представители художественного мира, с целью запечатлеть панораму Индии, с ее непостижимым людским калейдоскопом и разнообразным ландшафтом, с грандиозными горными цепями, могучими реками и потрясающей архитектурой.

Среди британских художников, несомненно, одним из первых мастеров ландшафтной живописи является Уильям Ходжес, который одинаково превосходно владел кистью и пером, рождая утонченные и поэтичные шедевры.
Он родился в Лондоне, в 1744 году, в небогатой семье. Какое-то время Уильям служил мальчиком на побегушках; его выдающиеся художественные способности заметил и оценил известный британский художник Ричард Вилсон, отец-основатель британской ландшафтной живописи. Так Уильям стал его учеником.

Прибыв в Индию в 1780 году, Ходжес получил солидную финансовую поддержку от генерал-губернатора Уоррена Хастингса, который не только предоставил художнику множество частных заказов, но и выхлопотал ему денежное ассигнование от Ост-Индской компании. Работы художника произвели огромное впечатление на Хастингса, и он приобрел 36 полотен Ходжеса с пейзажами Индии, написанными маслом.
Помимо этого, генерал-губернатор стал обладателем внушительной коллекции его графических работ, выполненных тушью и карандашом, - сейчас они входят в коллекцию Йельского центра британского искусства в США.

Ходжес очень много путешествовал по Индии; он изъездил русло Ганга, двигаясь по суше и по воде, и смог увидеть природу и совершенно новую для него архитектуру, которые произвели на него неизгладимое впечатление.
Он посетил и запечатлел ряд выдающихся памятников могольской архитектуры в Дели и Агре.
Пораженный необыкновенной красотой Тадж Махала, он писал: «Увидев его, я испытал нечто невероятное - никогда еще произведение искусства не пробуждало во мне таких чувств. Превосходные материалы, изящные формы и общая симметрия вкупе с грамотным расположением – это превосходит все, доселе виденное мною».

Особенно нравились Ходжесу свет и атмосфера, которые он наблюдал в своих поездках по стране. «Чистое, безоблачное голубое небо, сияющая белизна зданий, ослепительные песчаные пляжи, темно-зеленое море – картина, совершенно для глаз англичанина непривычная». «Чем ярче солнечный свет, тем больше меня радует картина, которую я вижу, - добавлял он. - Часто я стоял, исполненный восторга, созерцая великолепный вид, открывающийся мне, глядя на мазки солнечного света среди деревьев и выразительные участки света и тени, повсеместно пронизывающие картину.»

Ходжес экспериментировал по большей части деревенских женщин, на переднем плане своих пейзажей.

В 1783 году он возвратился в Англию, где была издана его знаменитая серия акватинтовых гравюр под общим названием «Избранные виды Индии» - всего 12 частей, вышедших в период с 1785 по 1788 годы, с описанием каждого сюжета на английском и французском языках.
Гравюры на основе рисунков Ходжеса, созданных в период 1781-83 гг., были собственноручно исполнены художником – от нанесения краски до протравки. Техника акватинты все еще была далека от совершенства, но выдающееся мастерство Ходжеса позволило ему полностью передать атмосферу оригинальных натурных зарисовок.
Вся серия была посвящена Ост-Индской компании, которая впоследствии приобрела большую часть из 48 гравюр, объединенных в 2 тома. Это была беспрецедентная работа, ибо на Западе никто еще не видел такого разнообразия индийских архитектурных памятников и природных видов, представленных в натурных зарисовках.

Необыкновенно благоприятное впечатление на Ходжеса произвело приятное обхождение и нравы индийцев, что, по его мнению, являлось признаком высочайшей цивилизованности общества.
Непритязательный и наделенный огромным обаянием, он чувствовал себя как дома даже в отдаленных деревнях, куда до этого не ступала нога европейца. Художник был в восторге от простых сельских жителей, и охотно вращался в их среде, наслаждаясь их гостеприимством и карри с «пулао».

Путевые записки Ходжеса, описывающие его путешествие по Индии в 1780- 1783 гг, были изданы в 1793 году и представляют собой весьма интересный документ; иные из наблюдений имеют поэтический, развлекательный или даже романтический характер, многие из них при этом несут немалую познавательную ценность.
Пораженный и исполненный благоговения перед величием могучего Ганга, он был не менее очарован «простотой и первозданным обликом людей». В попытке выразить свое восхищение рекой, он писал: «Реки, виденные мною в Европе, даже Рейн, кажутся речушками по сравнению с этой необъятной водной пучиной. Ганг течет, извиваясь и сверкая под солнцем, через огромную равнину, на которой раскинулись деревни, с их возделанными полями, теряясь где-то на горизонте, пока глаз уж не может различить, где начинается земля и кончается небо..»
Наблюдая за группой мусульманских женщин, направляющихся ночью к могилам усопших, он писал: «Это зрелище волнует до глубины души и в то же время возбуждает любопытство – когда идут они, группами, с лампами в руках, которые потом ставятся в изголовье могил: эффект, который производит зрелище при ярком свете, необыкновенно красив; если говорить эмоционально – он восхитителен.»

Подобно тому, как британское понятие колорита повлияло на пейзажную живопись, западное представление о красоте легло в основу портретных изображений местного населения. Ходжес открыто признавал, что писал портреты индийцев, в особенности индийских женщин, исходя из представления о классической красоте.
Наблюдая за женщинами на гхатах Варанаси, он писал: «..взгляд художника сам находит объекты искусства – например, когда он видит прекрасную женскую форму, поднимающуюся от реки по ступеням. Влажные одежды окутывают их тела, а на головах они несут вазы с водой для храмов».

Ходжес предпочитал удобство путешествия в паланкине речным маршрутам. Художник мог себе это позволить, так как благодаря Хастингсу получал солидное жалованье от Ост-Индской компании. Он дает весьма образное описание условий, в которых тогда приходилось путешествовать – включая колодцы и баньяновые деревья (служившие пристанищем для путников). Отдельно Ходжес упоминает правителя Шер Шаха Сури, отмечая его «чрезвычайно человечное и заботливое отношение к нуждам своих подданных». Художник был необыкновенно рад тому, что по дороге и в сени баньяновых деревьев ему довелось встретиться со множеством путешественников.
Увидев женщин, мужчин, местных солдат, он тут же принимался делать наброски. Ходжесу довелось быть свидетелем сцены сати, которую он запечатлел на бумаге – индусскую женщину вели к погребальному костру, где ей предстояло сгореть вместе с умершим мужем.

Ходжес представил свои индийские картины на суд ценителей в Лондоне, и был избран членом Королевской Академии в 1789 г. О нем шла слава как о выдающемся и глубоком деятеле искусства.
В 1795 г. он отошел от дел, и открыл банк в Дартмунде, который впоследствии разорился и привел к банкротству самого Ходжеса. Пошатнувшееся здоровье и финансовые дела привели его к самоубийству в 1797 г.
Переоценка его работы и его полотен, наполненных светом, данная позже искусствоведами, позволяет понять, что как художник он опередил све время. Для индийцев, несомненно, Ходжес является первым живописцем, которому удалось передать истинный образ Индии. Более того, Ходжес положил начало выпуску иллюстрированных цветных альбомов с видами Индии в 18 и 19 вв., и вдохновил многих британских художников, которые позже посетили Индию, создав множество работ.

Автор - известный писатель-искусствовед.

Автор и источник публикации: 

Текст и фото: ПРАН НЕВИЛЛЬ, Индия перспективы № 5/2010


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Пакист_н: