Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Народное ремесло Индии

Изысканные узоры, заманчивые цвета, бесподобное мастерство и утонченное изящество являются отличительными чертами индийского народного ремесла, поставившими его на карту мира. Его уверенно растущая популярность подняла экспортные продажи в 2002-2003 годах до ошеломляющей суммы 83 430 миллионов рупий. Эта отрасль несет наибольший потенциал значительных прибылей в иностранной валюте. Эта отрасль сельской и кустарной промышленности обеспечивает заработок сотням тысяч людей из бедных слоев общества. Небольшой вклад капитала, большая отдача прибыли и высокое задействование рабочей силы являются основными факторами, благодаря которым эта отрасль приобрела важное значение для экономики страны. Центральное правительство и правительства штатов уделяют особое внимание обеспечению высокого уровня развития ремесленной промышленности.

Каждое народное ремесло отражает традиции отдельного региона и культуры. Мы гордимся уникальными сокровищами народного ремесла Индии, владеющей огромным многообразием и богатством культуры. Произведения ремесленных искусств воплощаются в жизнь самыми разнообразными способами - в металле и дереве, в камне, папье-маше и керамике, шелке и хлопке, парче, натуральных растительных волокнах, и других материалах. Племена и сельские ремесленники унаследовали от предков всевозможные методики и способы творения своего искусства.

Металл всегда был частью жизни и культуры Индии еще с незапамятных времен. Железные перекладины Храма Солнца в Конарке в штате Орисса, и железная колонна в Кутуб Минаре в Дели являются свидетельством древних навыков индийцев в сфере металлолитья. Навыки бронзового литья зародились в Индии пять миллионов лет назад; медь и бронза являются самыми популярными цветными металлами в изготовлении различных инструментов. Возможности металлолитейного искусства просто безграничны, и в Индии практикуется большое разнообразие отделочных методов - инкрустация, металлолитье, гравюра, аппликации и другие. Работы, производящиеся в Морадабаде, Джайпуре и Дели представляют собой это мастерство. Город Морадабад в штате Уттар-Прадеш особенно знаменит работами с цветной эмалью и затейливыми гравюрами на черном серебре. Инкрустация металлической проволокой на панно и картинах, изображающих привлекательные сцены, в основном производится в штатах Уттар-Прадеш и Керала. Металлическими гравюрами в Кашмире обычно украшают трости, щипцы для орехов, столовые приборы, декоративные и многие другие предметы. Ремесленники Раджастхана выполняют замечательную работу на серебрянных коробках для специй, шкатулках для украшений, ларцах, фигурках птиц и животных с замысловатыми узорами. Эти вещи представляют собой как практическую, так и декоративную ценность.

Изделия папье-маше создаются путем смешивания бумажной массы с крахмалом и придачи ей разнообразных форм и образцов при помощи деревянных шаблонов. Воображение ремесленников не знает границ, они выражают свое мастерство, вдыхая жизнь в свои изделия. В Кашмире создается большое разнообразие вещей ежедневного использования и декоративных предметов из папье-маше.

Деревянное ремесло также внесло свой вклад в обогащение ремесленной сокровищницы Индии. С незапамятных времен, в Индии делали посуду из дерева. В штате Химачал-Прадеш из дерева изготовляют кувшины для воды. Из древесины орехового дерева в Кашмире изготовляют подносы, книжные полки, настенные украшения, вазы для фруктов и другие предметы. В штате Гуджарат существует богатая традиция резьбы по дереву; изготовленные там деревянные качели, стулья и столы, имеют большую популярность. Штаты Карнатака и Махараштра знамениты своими работами по лакировке дерева. Традиционные расписные колыбели, шкатулки и наборы игральных карт Ганджифа украшаются изображениями персонажей из религии и мифологии. Ручные веера, сделанные из полосок и кусочков сандалового дерева, распространяют свой свежий аромат по всей комнате, а также очень удобны в использовании.

◆ Автор этой статьи – внештатный корреспондент. Эта статья была опубликована в журнале «Индия Перспективы» в октябре 2003 г.

Автор и источник публикации: 

ГАРИМА ШАРМА


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_вразия: